Гармонизация межнациональных отношений
план-конспект урока по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Гизатуллина Ильсияр Ильясовна

Разработка урока по теме "Гармонизация межнациональных отношений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmonizatsiya_mezhnatsionalnyh_otnosheniy.docx70.55 КБ

Предварительный просмотр:

Гармонизация межнациональных отношений

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №20» г. Альметьевска Республики Татарстан

Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
  • выявить основные черты толерантности;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Формировать уважительное отношение к истории народа.
  • Развивающие:
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Слово учителя:(слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.  В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду: (слайд 2) 

http://festival.1september.ru/articles/613241/img2.jpg

Вам понравилась эта легенда?  

Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд.

Подумайте, что объединяет все эти изображения и легенду, с которой мы с вами познакомились ранее.

А теперь в своих тетрадях запишите, пожалуйста, свой ответ. У вас 1 минута.

Теперь обсудите, пожалуйста, свои мысли с соседом по парте. У вас по 30 сек. у каждого.

Опросить!!!!

Как можно назвать это все 1 словом? И это слово – толерантность

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 4) 
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 4) 
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 4) 
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 5) 
  • kuanrong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 5) 
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд5) 
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 6) 

Учитель: В разных странах определения различны.  Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 6) 

 Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайды 7-8)  Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

 В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.  Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

(Слайд 9) 

 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.(Слайды 9)

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 10)

Радиальная диаграмма

Цветок толерантности – Слайд 10.

Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности: (слайд 10)    

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

Как вы думаете,  для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

Прав был критик 19 века  Николай  Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». ( слайд 11) – Финк-Райт-Раунд Робин:

- Раскройте смысл цитаты и выразите свое отношение к нему в нескольких предложениях

Учитель:

В конституции РФ……( слайд 12)

Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности

Поистине , прав наш глава Госсовета Фарид Мухаметшин призывающий нас .( слайд 17)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации?

слайды 14-17

рассказ учителя  о религиозных конфессиях

Конечно, толерантность.

С чего начинается толерантность?( слайд 18)

Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 19)

 Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

 «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»

Концепция плаката заключается в том, чточеловек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск  проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?

 Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 20)  

Сейчас  я предлагаю просмотреть видеоклип «TellMeWhy» (исполнитель DeclanGalbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик,  вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа? ( слайд 30)

 (слайд 31)    Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.    Все – мы разные, все мы – равные!    Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

 В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 32)    В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? ( слайд 33)

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.

Учитель: Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …» (слайд 34)

  •  все терпимые и терпеливые;
  •  здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  •  окружающие друг друга заботой;
  •  внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  •  успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Толерантный город.  Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок?  Продолжи фразу «В моём городе …» (слайд 35)

  •  прохожие доброжелательные, вежливые;
  •  улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  •  река и воздух чистые, природа здоровая;
  •  школа просторная, светлая;
  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,  умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  •  учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Толерантные округ и страна.  Что же такого особенного должно быть в т стране?  Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»(слайд 36)

  • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
  • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Ведущая: (слайд 37) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Слайды 38-44- учитель о ВОВ, завершаем песней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Программа по гармонизации внутрисемейных отношений "Семейная гавань"

«Семейная гавань» программа гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети которых проходят социальную реабилитацию в отделении дневного...

Статья "Использование потенциала курса "Основы мировых религиозных культур" в гармонизации межнациональных отношений в школе"

В статье  показана роль курса ОРКСЭ в системе образования в рамках нового Федерального государсвенного стандарта. В частности, курс "Основы мировых религиозных культур" играет важную роль не толь...

СТАТЬЯ II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНЮ СТАТЬЮ, которая была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объедине...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА II Международной научно-практической конференции«Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации ...

Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений

Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных  отношений и формированию то...