Статья "Использование потенциала курса "Основы мировых религиозных культур" в гармонизации межнациональных отношений в школе"
статья на тему
В статье показана роль курса ОРКСЭ в системе образования в рамках нового Федерального государсвенного стандарта. В частности, курс "Основы мировых религиозных культур" играет важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном прцессе формирования порядочного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о роли курса ОРКСЭ в системе образования | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУРСА «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» В ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ШКОЛЕ.
Елена Александровна Гурьянова
МБУ «Школа № 31»
с углубленным изучением отдельных предметов г. Тольятти,
учитель истории и ОРКСЭ
Почетный работник общего образования РФ
Российская Федерация – страна, в которой живут многие народы, народности, этнические и религиозные группы. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в политике, в быту легко переносятся на межнациональные отношения. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ребёнка. Для формирования гармоничной личности порой недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому в состав нового Федерального государственного образовательного стандарта включен такой курс, как Основы религиозных культур и светской этики, призванный сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции свой страны.
Кроме истории и обществознания я преподаю в 4-ых классах курс «Основы мировых религиозных культур», направленный на знакомство учащихся с духовными традициями народов России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны. Этот курс является с одной стороны сложным в преподавании и изучении, так как педагог сам должен хорошо владеть историческим, религиозным и культурологическим материалом, а учащимся предстоит не только познакомиться с историей и традициями народов четырёх мировых религий, но научиться уважительно и с пониманием относиться друг к другу. С другой стороны считаю этот курс наиболее интересным. Ученики получают этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов и праздников.
Наш Поволжский регион является одним из самых многонациональных регионов России. Около 70% составляют русские, на втором месте по численности – татары, далее: мордва, чуваши, башкиры, украинцы и многие другие. Это благодатная среда для развития гармоничных отношений школьников. Дети должны научиться понимать, что люди не делятся по национальным признакам на плохих и хороших, умных и глупых, красивых и некрасивых. Но почему с детства формируется неприязнь к другим народам, которая со временем перерастает в межнациональные конфликты? Ответ прост: дети ничего не знают о культуре и традициях этих народов, а мы взрослые им об этом не рассказываем, потому что нет времени или сами мало, что об этом знаем. Учителю легче отругать и сделать запись в дневник Иванову Пете за то, что он обзывал или ударил Исмаилова Раиля. Но это не изменит отношений между детьми и не научит уважительно относиться друг к другу.
На каждом уроке «Основы мировых религиозных культур» учитель должен больше внимания уделять мотивации школьников при освоении учебного материала, использовать различные приемы развивающего обучения. Помимо традиционных наглядных, практических и словесных методов советую применять:
- метод креативного творчества: выставки рисунков, раскрашивание яиц к Пасхе; письменные задания (мини-сочинения, творческие инсценировки);
- проблемно – поисковые методы (Задание для поиска и анализа информации: «Ребята, а вы обращали внимание, что купола храмов бывают разных цветов: голубые, золотые, зеленые. Почему»?);
- метод проектирования;
- дискуссионные методы.
Необходимо использовать и внешние ресурсы: экскурсии по городу и его окрестностям, по культурно – историческим местам и храмам, встречи с интересными людьми, тематические праздники, игровые занятия, конкурсы и викторины.
И конечно большую роль играют компьютерные технологические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска и др. Ведь не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
Эти и многие другие методы и приемы помогают раскрыться моральным мотивам, которые руководят поведением человека.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров; осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог. Тем более, что полученные знания учащимся пригодятся в 5-6 классах на уроках истории.
В предметном плане будут заложены основы принятия и понимания детьми основных моральных норм, которые руководят поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе.
Всё многообразие современных методов и приёмов я стараюсь рационально и в системе использовать в своей работе, как на уроках ОРКСЭ, так и во внеурочное время. В нашей школе проблема и межличностных, и межнациональных отношений существует, так как много детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе является система мероприятий, направленных на духовно – нравственное развитие школьника.
Традиционным в школе стал ежегодный фестиваль «Дружбы народов Поволжья», который проходит в течение года в несколько этапов: мастерская «Особенности национальной кухни», выставка «Традиции нардов Поволжья», конкурс рисунков «Тольятти – город многонациональный», единые тематические классные часы и апрельская конференция «Наша школа – дружная семья».
Разработка уроков ОРКСЭ, подготовка к школьным конкурсам, фестивалям, конференциям, организация экскурсий требует огромных сил и времени. Но эти старания и усилия дают свои плоды, помогают учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор в межнациональных отношениях.
Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего многонационального народа, своей страны.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Батрак А. Развитие толерантности младших школьников / Я.А. Батрак. - Братск: ГИМНЦ, 2010.
- Методические рекомендации по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"// письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года N 08-250. О введении учебного курса ОРКСЭ.
3. Национальная воспитательная идея и базовые национальные ценности.// А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2010.
4. Персианов И.А. Толерантность в школе: проблемы и возможности: метод. пособие / И.А. Персианов. – С-Пб.: 2008 г. - С. 3
ПРИЛОЖЕНИЯ.
У нас в гостях автор учебника
«Основы мировых религиозных культур» Кочегаров К.А.
На уроке «Основы мировых религиозных культур»
Тема «Символы христианской Пасхи»
(творческая работа)
Школьный фестиваль «Дружба народов»
Фестиваль « Национальная кухня народов мира»
Экскурсии по родному городу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс
Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....
Статья "Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах музыкальной школы"
Статья содержит краткие рекомендации по использованию синтезатора на уроках специальности из опыта работы преподавателя....
Статья "Использование валеологических методов и средств на уроках специальности в музыкальных школах"
Надеюсь, моя статья поможет в работе педагогам-музыкантам с учащимися на уроках....
Статья"Использование песен, стихов, считалок при обучении английскому языку в начальной школе"
Использование песен, стихов, считалок делает процесс обучения увлекательным и способствует развитию памяти учащихся....
Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений
Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных отношений и формированию то...
Гармонизация межнациональных отношений
Разработка урока по теме "Гармонизация межнациональных отношений"...
Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету
Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий....