Крнспект классного часа на тему "Воспитание культуры толерантности у школьников. "
классный час по теме
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_tolerantnosti_u_shkolnikov.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры толерантности у школьников.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
После прочтения детской сказки Ганса Христиана Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;
кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?
У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.
На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.
А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.
Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.
А поднимите руку те, кто сделал сам хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот...
Таких нет, - отвечают дети.
Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
социально адаптированный ребенок.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным результатом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4 лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения
- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;
- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;
- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);
- формирует и развивает этническое самосознание;
- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
- обеспечивает успешную социализацию;
- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;
- создает условия для творческого самоутверждения.
- позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.
1. Чем ты любишь заниматься в свободное время?
2. Много ли у тебя друзей? Кто они, если не секрет?
3. Любишь ли читать? Твои любимые книги?
4. Сколько времени проводишь у телевизора? Твои любимые телепередачи?
5. Как относишься к спорту? Чем занимаешься?
6. Какие кружки (секции) ты хотел бы посещать?
7. Какое поручение хотел бы иметь в классе?
8. Какие интересные дела ты предлагаешь провести в этом учебном году?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу на тему: "Культура поведения в школе"
Эту презентацию можно использовать на классном часе в 5 классе по теме: "Правила поведения учащихся"...
Методическая разработка классного часа на тему "Культура делового общения"
Пособие предназначено для классных руководителей общеобразовательных учреждений, средних специальных заведений. В нем представлен сценарий классного часа на тему «Культура делового общения...
Конспект нестандартного классного часа на тему: «Планета толерантности»
В результате классного часа мы надеялись увидеть заинтересованность у детей к жизни и традициям других народов, дружественное отношение к людям иных национальностей....
Презентация к классному часу "Борись за культуру речи"
Задания слайдов носят занимательный характер и предполагают выполнение их на интерактивной доске....
Разработка классного часа " 16 ноября- День толерантности".
16 ноября День толерантности . Данная разработка поможет в проведении классного часа в 7-9 классах....
Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии»
Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии». При подготовки данной презентации были использованы материалы с различных источн...
Конспект классного часа "Учимся быть терпимыми (толерантность)"
Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности, изучение самих себя....
- Мне нравится (1)