Воспитание культуры толерантности в старшей школе на основе международных проектов
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Толерантность – ценностная установка на терпимость к другим людям.
Недостаточная мотивация учебной деятельности требует интеграции знаний из различных наук, изучающих общество и человека.
Создается ситуация необходимости использования полученных знаний в практической деятельности.
Проблема межнационально-личностных отношений в обществе связана с изучением исторических и культурных особенностей нашей страны и осознании культурного своеобразия и ценностей своего народа.
Сущность заключается в разработке методики создания групповых и индивидуальных проектов на английском языке для международных лингвистических проектов, в расширении содержания образования, так как такие проекты носят межпредметный характер, в изменении организации образовательного процесса. Идея изменений: саморазвитие, самореализация, наращивание творческого потенциала, формирование ключевых компетенций на основе участия в диалоге культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_tolerantnosti_v_starshey_shkole_na_osnove_mezhdunarodnyh_proektov.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры толерантности в старшей школе на основе международных проектов
Турнаева Людмила Юрьевна, учитель английского языка ГБОУ СОШ № 491, Санкт-Петербург
Толерантность – ценностная установка на терпимость к другим людям.
Недостаточная мотивация учебной деятельности требует интеграции знаний из различных наук, изучающих общество и человека.
Создается ситуация необходимости использования полученных знаний в практической деятельности.
Проблема межнационально-личностных отношений в обществе связана с изучением исторических и культурных особенностей нашей страны и осознании культурного своеобразия и ценностей своего народа.
Сущность заключается в разработке методики создания групповых и индивидуальных проектов на английском языке для международных лингвистических проектов, в расширении содержания образования, так как такие проекты носят межпредметный характер, в изменении организации образовательного процесса. Идея изменений: саморазвитие, самореализация, наращивание творческого потенциала, формирование ключевых компетенций на основе участия в диалоге культур.
Расширение интернационализации обучения через иностранный язык (английский язык) представляет большие возможности для развития таких качеств, как гражданственность, патриотизм, толерантности, эмпатия и др.
При помощи международных обменов, переписки, Интернета, использования новых методик ИКТ проектируются различные виды урочной и внеурочной работы, мотивирующие учащихся к взаимодействию.
Таким образом воспитывается готовность учащихся к решению проблем межличностного и социального характера, которая и происходит на основе диалога культур.
Развитие толерантного отношения и укрепление лингвистического поля мотивирует учащихся, повышает уровень эрудиции и укрепляет формирование активной гражданской позиции и национального самосознания.
Акцент делается на общечеловеческие ценности, воспитание уважительного отношения к другим культурам, а личностно-ориентированный подход способствует использованию иностранного языка (английского языка) в реальной ситуации.
Достижение высокого уровня знаний английского языка происходит на фоне комплексного подхода к развитию личности, гражданской позиции ребенка. Необходима сеть контактов, например, через обмен между школами-партнерами.
Личностно-ориентированный подход к обучению и развитию ребенка через международные проекты и теорию критического мышления является наиболее эффективной педагогической технологией в формировании и развитии толерантности, а интеграция учебной и внеурочной деятельности направлена на формирование социальной компетенции и активной жизненной позиции учащихся.
У учащихся формируется активная гражданская позиция и национальное самосознание в условиях межкультурной коммуникации.
Мотивация учащихся повышается за счет их раскрепощения, умения ими терпимо относиться к людям, признавать альтернативные мнения, развиваются их коммуникативные умения.
Учащиеся становятся готовыми к межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Учащиеся старших классов (9-11) достигают функциональной грамотности во владении иностранным языком (английским языком), то есть реально владеют им, достигают, как минимум, порогового уровня обученности (уровня В-1), принятого Советом Европы. Учащиеся способны самостоятельно вести исследование: наблюдать, размышлять, делать самостоятельные выводы и обобщения, самостоятельно осуществлять поиск информации (в том числе использовать Интернет-ресурсы). У них появляется потребность в самообразовании, в саморазвитии, самоопределении, самореализации, самонаблюдении и самооценке (развитие рефлексии).
Наше общество живет в эпоху грандиозных перемен, и школа с ее проблемами и нуждами является центром развития современного общества. Главной ценностью признается свободная, развитая личность, личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
При личностно-ориентированном подходе необходимо ставить акценты на развитие свободной, активной личности и развитие опыта творческой деятельности. Знания иностранного языка (английского языка) должны применяться практически. Необходимо поставить ученика в центр учебного процессе, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность.
Одним из важных аспектов здесь является воспитание толерантности на основе международных проектов. Международная молодежная конференция – стимул воспитания терпимости, учебы и самообразования. Последнее достигается благодаря побуждению учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям.
Подготовка к международным конференциям школьников, которые проходили на базе школы, требовала интеграции знаний по целому ряду дисциплин. Защита проектов невозможна без знаний истории, географии, политики, экономики, культуры. Участие в конференции предполагает хорошее владение английским языком. Поэтому подготовка требует от учеников напряженной работы по самообразованию. Успех обеспечивается не только знаниями, но и умением держаться на публике и четко представлять себя. Для этого необходим ряд личностных качеств: быть терпимым к мнению других, уверенно чувствовать себя, быть доброжелательным, коммуникабельным и, наряду с этим, уметь защитить свою позицию. Подготовка и проведение конференций требует от учащихся знания современных информационных технологий.
Нравственное состояние общества очень важно на современном этапе. Недостаток терпимости – характерная черта современного общества. Поэтому очень важно работа школы, направленная на развитие толерантности сознания.
Одна из международных молодежных конференций, которая проходила на базе нашей школы, называлась «Молодежь и общество», предметом обсуждения которой стали вопросы, продиктованные временем: «Проблемы молодежи», «Экология и мы», «Активная молодежь», «Молодежный парламент» и другие.
Российские школьники приобрели личный опыт общения с зарубежными сверстниками, а иностранные гости смоли сами оценить Россию и россиян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...
Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В.
Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В....
Презентация к педсовету "Воспитание культуры толерантности"
Презентация является дополнением для выступления на педагогическом совете школы. В материалах использованы данные мониторинга учеников и учителей школы....
Воспитание культуры толерантного общения
Воспитание культуры толерантного общения...
Крнспект классного часа на тему "Воспитание культуры толерантности у школьников. "
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...
Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений
Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных отношений и формированию то...
Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка и в международных проектах
В статье представлен опыт работы в международных проектах и программах....