Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»
рабочая программа (6 класс) на тему
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней воспитания. Одной из задач в формировании личности воспитанников с ограниченными возможностями является обогащение его нравственными представлениями и понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tolerantnoe_vospitanie.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Составитель: воспитатель Пащина Елена Ивановна
Пояснительная записка
Сегодня все большее распространение в подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение подростков, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней воспитания. Одной из задач в формировании личности воспитанников с ограниченными возможностями является обогащение его нравственными представлениями и понятиями.
Степень овладения этими понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Воспитанники коррекционных школ, это дети в основном из неблагополучных, из социально незащищенных семей, часто попавших в трудную жизненную ситуацию. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, не знают что такое сострадание, доброта, терпимость, милосердие, зачастую они озлобленны, агрессивны. Общество относится предвзято к таким семьям и детям, ставит им диагноз «аномальных», что ущемляет их достоинство. Отношение к инвалидам в нашем обществе тоже оставляет желать лучшего.
У детей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Поэтому основная роль воспитания таких детей ложится на педагогический коллектив школы.
График сформированности совокупных установок толерантности
Следует отметить, что не все семьи открыты к сотрудничеству со специалистами, педагогическим коллективом.
Результатом освоения программы будет также являться улучшение психического и психологического здоровья членов семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, повышение родительской компетентности, толерантности в обществе.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + педагог". Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.
Большое значение в этом плане имеют работы А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, которые посвящены общей характеристике, структуре и функциям межличностных отношений.
Проблемам взаимоотношений, возникающим в детской среде, уделяли внимание представители русской дореволюционной педагогики Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а в период становления советской школы. Н.К Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. Эти отношения ими рассматривались как прообраз будущих нравственных и гражданских проявлений воспитанника.
Психологическому аспекту развития личности в ее связях и отношениях к действительности посвящены работы психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, Н.Д. Левитова.
Проблема межличностных отношений получила также свое развитие и конкретизацию в трудах И.П. Белкина, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского. В зарубежной педагогике взаимосвязь между отношением к себе и положительным отношением к другим была исследована К. Роджерсом, Г.Салливаном, Р.Уайли, З. Фрейдом, Э. Фромм.
Из числа современных авторов, посвятивших свои глобальные исследования проблеме формирования нравственных отношений, следует отметить труды В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, Н.Е. Щурковой, а также работы исследователей, рассматривающих теорию отношений с разных сторон в новых условиях: Н.Г. Емузовой, Е.Ю.Ермаковой.
Ряд авторов, занимавшихся проблемой толерантности в широком смысле слова, раскрыли положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни: А.Г. Асмолов, Э. Р. Бернс, Бэтти Э. Риэрдон, Р.Р. Валитова, З. Г. Гасанов, Л.Г. Федоренко, О.В. Цируль.
Вопросы воспитания толерантной культуры сегодня активно рассматриваются в общеобразовательных школах, эта тема многогранно освещается в педагогической литературе, научно-методических журналах «Классный руководитель», «Начальная школа» и др., но практически нигде нет описания опыта подобной работы в коррекционной школе VIII вида.
Именно поэтому появилась необходимость разработать программу «Воспитание культуры толерантности у детей с ограниченными возможностями».
Цель программы: формирование у детей навыков толерантных отношений Задачи:
Создание благоприятного климата в коллективе.
Развитие уровня толерантности, нравственной воспитанности.
Формирование ответственности, саморефлексии, самоконтроля.
(Задачи для каждого возраста расписаны в блоках).
Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
• воспитанник, успешно взаимодействующий в коллективе;
• воспитанник, противостоящий нетолерантным отношениям;
• социально адаптированный воспитанник.
Представленная система внеклассных мероприятий, клубных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Программа «Воспитание культуры толерантности у детей с ограниченными возможностями» предназначена для реализации в 6-8 классах и предусматривает следующие направления воспитания толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Воспитанники должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, группы, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным результатом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 3 лет.
Каждый учебный год начинается с проведения анкетирования, психологического тестирования и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие критерии и показатели:
Критерии результативности программы
Критерии | Показатели | Способ отслеживания |
Критерии сформированности Микроклимата группы | - стремление к взаимодействию с другими членами коллектива - стремление считаться с другими - формировать своё мнение с учётом мнения других | - методика «Ситуация выбора» Л.В.Байбородовой; -педагогическое наблюдение; - индивидуальное собеседование |
Критерии сформированности у воспитанников совокупных установок на нравственные поступки. | -степень развития положительных свойств личности воспитанников; -выбор нравственных форм и способов самореализации; - уровень толерантности | - методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова; -тест «Насколько вы довольны жизнью» Я.В.Голубева; -анкета «Зеркало» Н.А.Панченко; |
Критерий наличия у воспитанников самостоятельности, самоконтроля, саморефлексии. | - позитивное и конструктивное взаимодействие с окружающим миром; - умение выстраивать диалог с собеседником, независимо от его национальной принадлежности, вероисповедания; - уровень нравственной воспитанности; | - тест Н.Е.Щурковой - собеседование с учителями школы; - педагогические наблюдения - индивидуальное собеседование с воспитанником |
Тематический план
№ блока | Название блока | Всего часов | I год | II год | III год | |||
т | п | т | п | т | п | |||
I | «Ты, да я, да мы с тобой» | 10 | 1 | 9 | ||||
II | «Вместе лучше» | 10 | 2 | 8 | ||||
III | «Мир каждой души» | 10 | 2 | 8 |
Содержание программы
6 класс "Ты, да я, да мы с тобой".
Для 12-13 лет повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях.
Для психологического комфорта воспитаннику необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.
Задачи воспитательного процесса в 6 классе:
• обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
• обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
• воспитывать у ребят умение и желание жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
• формирование традиций классного коллектива.
Предлагаемые формы работы.
Сентябрь | Диагностика учащихся (Социометрия, анкета "Классный коллектив глазами ученика"). Клубный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей. |
Октябрь | Аукцион "Книга рекордов нашего класса". |
Ноябрь | Диспут "Легко ли быть настоящим другом? " |
Декабрь | Читательская конференция по произведениям А.Гайдара. Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль". |
Январь | Классный час "Я и мое имя". |
Февраль | Праздник «Песни и строя» |
Март | "Мисс и мистер класса". |
Апрель | Диспут: «Что значит быть терпимым» |
Май | Клубный час «Спешите делать добро» |
7 класс "Вместе лучше!"
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Целью воспитательного процесса в 7 классе становится формирование толерантных отношений между учащимися, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи воспитательного процесса в 7классе
• воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
• формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
• воспитывать у учащихся любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Предлагаемые формы работы
Сентябрь | Диагностика учащихся (Социометрия, методика незавершенных предложений). Клубный час "Культура мира. Человек среди людей". |
Октябрь | Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник "Русские посиделки". |
Ноябрь | История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания. |
Декабрь | Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки". |
Январь | Классный час "Мы - команда одного корабля". |
Февраль | Праздник "Масленица". |
Март | Читательская конференция по произведениям народов мира. |
Апрель | Классный час "Стремись делать добро". |
Май | Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". |
8 класс "Учимся договариваться"
Как уже отмечалось, для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и педагогов), но также важно для воспитанников как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в 8 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи воспитательного процесса в 8 классе
• создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
• развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности учащихся, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.
Психологические знания, полученные старшеклассниками, помогут им завершать конфликты без насилия и в самостоятельной жизни.
Также следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то воспитанник может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.
Предлагаемые формы работы
Сентябрь | Диагностика (Социометрия, методика "Наши отношения"). Классный час «О правах и обязанностях». |
Октябрь | Психологическая игра "Необитаемый остров". |
Ноябрь | Психологический тренинг "Научись управлять собой". |
Декабрь | Пресс - конференция "Однажды в моем классе...". |
Январь | Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта". |
Февраль
| Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений |
Март | Клубный час "Учимся договариваться". |
Апрель | Классный час "Улыбка и смех приятны для всех". |
Май | Игровая программа "Час общения". |
Литература.
1.Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.
2. С.В.Бобинова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназия № 13, Новосибирск «Программа воспитание толерантности в начальной школе»
3. Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. // Народное образование, 2002, № 1.
4. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение: Владос, 1995.
5. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
6. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
7. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002.
9. Хейнс У., Станеки - Козвоски М. и другие. Мой мир и я. Путь к единению. Международный Фонд Образования, 1994.
10. Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002.
11. Кузнецова В.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома". "Аквариум", ГПГТВ. 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....
Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...
Воспитание толерантности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований...
ПРОГРАММА «Формирование культуры здорового питания воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Материал содержит титульный лист, паспорт программы....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта направленность физкультурно-спортивная «Лёгкая атлетика»
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 12-15 лет с нарушением интеллекта. Направленность....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга
Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...