Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей дошкольного возраста
консультация на тему

СИДОРКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Консультации для воспитателей

Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

     Путь  развития  личности ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок - взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок - сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период  дошкольного детства.

     Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщение его  к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.  
     Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме  общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.  Учитывая актуальность и важность изучения данной  темы,  были  сформулированы следующие цели и задачи.
     Цель –  улучшение социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе с помощью коммуникативных музыкальных игр.      
     Наблюдения во время музыкальных занятий показал, что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений  в детском коллективе, что определяют магистральную линию социализации дошкольников. Поэтому считаю, что через коммуникативные музыкальные игры эффективно реализуются  следующие задачи:

  • Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

     Поскольку  многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Особенно дети любят танцы-игры, где выстроен незамысловатый сюжет, так например, разработанные мною серия  коммуникативных игр: «Хорошие и пригожие», «Солнышко», «Ниточка с иголочкой», «Волна». Внедрение таких специальных разработанных коммуникативных музыкальных игр на музыкальных занятиях придают яркость, динамический образ, что побуждает детей к свободному  общению друг с другом в движениях под музыку. Движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение в музыкальной коммуникативной игре придаёт особую выразительность и яркость.
         Самым эффективным способом  социализации детей в детском коллективе  являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками.  Для эффективности и улучшение педагогического процесса  коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:

  • Игры на внимание
  • Игры на перестроение
  • Танцы со сменой партнёра
  • Сюжетные танцы-игры

     Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, можно самостоятельно моделировать танцы- игры, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение  движений в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять  некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и незаметно для ребёнка усваиваются. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовки к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным развлечениям. 
     Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Целевая педагогическая поддержка социализации в музыкальной игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наряду с  семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В ...

Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество

Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество...

Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...

Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...

Семья и ДОУ - два института социализации детей дошкольного возраста

В статье рассмотриваются: понятие "социализация", роль семьи и ДОУ  в процессе социализации детей дошкольного возраста. Материал может использоваться для подготовки родительского собран...

Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Одной из основных целей в дошкольном возрасте является  развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.Задачи:Развивать:артикуляционную моторику;речевое ды...