Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
материал на тему

«Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zemnye_angely_4.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Проект
адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

«Земные ангелы»

 

 


 

Любили тебя

      без особых причин:
               За то, что ты — внук,
            За то, что ты — сын,
      За то, что малыш,
       За то, что растёшь,
                 За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

 

Валентин Берестов

 

Актуальность проекта

        «Ребенок, имеющий ограничения в умственном или физическом отношении должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества» 

                                                                  Конвенция о правах ребенка (стать23)

         

В настоящее время численность детей с ограниченными возможностями здоровья  в России составляет приблизительно  605 тысяч человек.

     В городе Урай Ханты-Мансийского автономного округа  проживают 130  детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в возрасте от 3 до 7 лет 55 человек.  Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, состоит не только в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Всё это препятствует их приобщению к современным достижениям цивилизации, не даёт им возможность найти себя в предстоящей взрослой жизни.

     Нарушение связи между детьми с ограниченными возможностями здоровья и социумом, недостаток общения со здоровыми сверстниками является актуальной проблемой современного общества.

Одна из мам на сайте города написала: «Я, мама, воспитывающая ребенка-с ОВЗ, передо мной часто встает вопрос: какое чудо совершить для своей малышки?»

Вместе с этим вопросом пришел и ответ, сделать маленький праздник для ребенка в самый значимый день в жизни каждого – это день рождение.

На   конкурсе «Менеджер в образовании – 2012 г.Урай» фото родился волонтерский проект «Земные ангелы» просуществовал до 2015 года, сутью данного проекта был индивидуальный для каждого ребенка сценарий дня рождения, с которым его поздравляли сотрудники дошкольного учреждения.

За время существования волонтерского проекта  нами было поздравлено с днем рождения 13 малышей и на одном из мероприятий мы услышали от мамы пожелание о том, что не плохо бы было и с Новым годом поздравить ребенка, а еще ее ребенок никогда не видел детский сад и не общался со сверстниками.  В 2015 году нам пришла идея создать проект, с помощью которого мы могли бы расширить свое поле деятельности. Но особенное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья не позволяют нам выполнить все желаемое и у нас возникла идея использовать интернет ресурсы. Ребенок, находящийся дома, с помощью компьютера может присутствовать на празднике, развлечении, для него можно организовать трансляцию из зоопарка, дворца спорта.    

 Скайп (или Skype) – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру.   Программа позволяет:

Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с другими родителями, совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов)

 

Цель: Создание «безбарьерной» образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредствам интернет ресурсов.

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовую базу по проблемной теме проекта;
  2. Привлечь родителей   с помощью просветительской работы и пропаганды в средствах массовых информаций;
  3.  Обеспечить психолого-педагогические условия развития и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
  4. Расширить круг общения детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью здоровых сверстников и взрослых.

 

Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья касается почти всех сторон нашего общества - от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до человеческой, моральной атмосферы.

Образование часто называют социальным лифтом, подчёркивая роль качества   в жизненном успехе человека. В случае детей с ограниченными возможностями здоровья, общение с применением дистанционных технологий можно сравнить с тем лифтом, который помогает ребенку  обрести свободу, глотнуть свежего воздуха.
 

«Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью». Есть категория детей, которая в силу тяжести своего заболевания не может посещать детский сад, даже если в детском саду будут созданы условия. К таким заболеваниям относятся: тяжелые формы ДЦП, ревматоидный артрит,  заболевания при которых ребенок долгое время проводит в больнице  и т.д. для такой категории детей

создан данный проект.  

Практическая значимость проекта:

Вариативные формы дошкольного образования организуются с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями.

Новизна проекта

Новизна  заключается в том, что с ребенком дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими,  работает команда специалистов. До настоящего времени такой подход в работе  использовался исключительно в специальных образовательных учреждениях, которые были малочисленны и ограничены возрастными рамками приема детей-инвалидов. Деятельность специалистов междисциплинарной команды структурного подразделения дошкольной образовательной организации    направлена на помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья .  Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития.  

Схема реализации проекта на экран картинки

  1. Перед семьей, имеющей ребенка-инвалида дошкольного возраста, встает вопрос:
  2. Родители, узнав о проекте «Земные ангелы» обращаются в дошкольное учреждение  для заключения соглашения.
  3. Заседание рабочей группы проекта с привлечением родителей по разработке индивидуального маршрута сопровождения ребенка сроком на 1 год.
  4. Непосредственная реализация мероприятий индивидуального маршрута всеми участниками проекта.
  5. Итоговое заседание участников проекта по подведению итогов за год;

 

 

Ожидаемые  результаты:

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Современные средства ИК технологий помогают педагогам разнообразить формы поддержки семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате реализации проекта «Земные ангелы»  

- увеличится количество участников проекта;

- снизиться дефицит общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- поможет исключить изоляцию детей данной категории в социуме;

-поможет приобрести друзей среди здоровых сверстников;

- поможет узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными      возможностями здоровья;

 

 Этапы реализации проекта

№ этапа

Название этапа

Содержание деятельности

Сроки

1

Подготовительный

  1. Изучение нормативной базы по вопросам социализации и адаптации детей с овз  

 Январь 2016

2

Организационный

  1. Организация родительских собраний;
  2. Разработка примерного маршрута сопровождения ДО ребенка-инвалида (воспитателями, специалистами, мед. работником)
  3. Организация рекламы на телевидение статьи в газету «Знамя» и рекламы на телевидение о проекте «Земные ангелы»
  4. Подготовка материально-технической базы проекта

 Февраль-апрель 2016г.

3

Основной

  1. Реализация мероприятий обозначенных в индивидуальном маршруте
  2. Обсуждение ожидаемых и полученных промежуточных результатов

 Июнь  2017 г.

 

Преимущество ИКТ в  реализации проекта заключается в том, что позволяет использовать:

форум для обмена мнениями без затрат дополнительного времени;
индивидуализированность подачи информации;
заказной принцип работы с семьей
– изучение родителями информации в
удобное для них время.

  Использование дистанционных форм при организации  детей с ограниченными возможностями здоровья   предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе.

10 слайд видео стих

 

 

 

Структура управления проектом

 

Библиографический список:

  1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010, 215с.
  2. Журнал «Справочник старшего воспитателя» дошкольного учреждения №3, 2010, с.12
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;
  4. И. Ясина  «Человек с человеческими возможностями» 2010г, 35с.
  5. Особенности различных видов инвалидности. М.: РООИ «Перспектива», 2000, 132с.
  6. В. Б. Смычек. Реабилитация больных и инвалидов 2009г., 95с.
  7. Комплексная реабилитация инвалидов. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: «Академия», 2005. - 304 с.
  8. Игнатьева С.А., Ялпаева Н.В. Реабилитация детей с различными видами патологии. - Курск: КГМУ, 2002.
  9. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
  10. Жить инвалидом, но не быть им. Сборник. / Под ред. Л. Л. Коноплина. - Екатеринбург, 2000.

 

 

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка-инвалида

Ф.И.О. ребенка, возраст

Закрепленная группа: старшая группа №12 «Следопыты».

Группа сопровождения:

  1. Заместитель заведующего по ВМР;
  2. Мед. работник;
  3. Воспитатели
  4. Педагог-психолог
  5. Учитель-логопед
  6. Музыкальный руководитель
  7. Инструктор по физическому воспитанию.

Сопровождающий

Мероприятия

 Отметка об исполнении мероприятия

 Воспитатель

Участие ребенка с помощью скайп-связи

НОД по речевому развитию

Тема

Цель

Посещение на дому

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

 

Педагог-психолог

Посещение на дому

Учитель-логопед

Посещение на дому

Консультация для родителей

Музыкальный руководитель

Просмотр утренника, посвященного Международному Женскому дню 8 марта

Инструктор по физ. воспитанию

Экскурсия в Дворец спорта – видеоконференция.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...