Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
материал на тему
«Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zemnye_angely_4.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
«Земные ангелы»
Любили тебя
без особых причин:
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Валентин Берестов
Актуальность проекта
«Ребенок, имеющий ограничения в умственном или физическом отношении должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества»
Конвенция о правах ребенка (стать23)
В настоящее время численность детей с ограниченными возможностями здоровья в России составляет приблизительно 605 тысяч человек.
В городе Урай Ханты-Мансийского автономного округа проживают 130 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в возрасте от 3 до 7 лет 55 человек. Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, состоит не только в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Всё это препятствует их приобщению к современным достижениям цивилизации, не даёт им возможность найти себя в предстоящей взрослой жизни.
Нарушение связи между детьми с ограниченными возможностями здоровья и социумом, недостаток общения со здоровыми сверстниками является актуальной проблемой современного общества.
Одна из мам на сайте города написала: «Я, мама, воспитывающая ребенка-с ОВЗ, передо мной часто встает вопрос: какое чудо совершить для своей малышки?»
Вместе с этим вопросом пришел и ответ, сделать маленький праздник для ребенка в самый значимый день в жизни каждого – это день рождение.
На конкурсе «Менеджер в образовании – 2012 г.Урай» фото родился волонтерский проект «Земные ангелы» просуществовал до 2015 года, сутью данного проекта был индивидуальный для каждого ребенка сценарий дня рождения, с которым его поздравляли сотрудники дошкольного учреждения.
За время существования волонтерского проекта нами было поздравлено с днем рождения 13 малышей и на одном из мероприятий мы услышали от мамы пожелание о том, что не плохо бы было и с Новым годом поздравить ребенка, а еще ее ребенок никогда не видел детский сад и не общался со сверстниками. В 2015 году нам пришла идея создать проект, с помощью которого мы могли бы расширить свое поле деятельности. Но особенное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья не позволяют нам выполнить все желаемое и у нас возникла идея использовать интернет ресурсы. Ребенок, находящийся дома, с помощью компьютера может присутствовать на празднике, развлечении, для него можно организовать трансляцию из зоопарка, дворца спорта.
Скайп (или Skype) – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа позволяет:
Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с другими родителями, совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов)
Цель: Создание «безбарьерной» образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредствам интернет ресурсов.
Задачи:
- Изучить нормативно-правовую базу по проблемной теме проекта;
- Привлечь родителей с помощью просветительской работы и пропаганды в средствах массовых информаций;
- Обеспечить психолого-педагогические условия развития и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширить круг общения детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью здоровых сверстников и взрослых.
Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья касается почти всех сторон нашего общества - от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до человеческой, моральной атмосферы.
Образование часто называют социальным лифтом, подчёркивая роль качества в жизненном успехе человека. В случае детей с ограниченными возможностями здоровья, общение с применением дистанционных технологий можно сравнить с тем лифтом, который помогает ребенку обрести свободу, глотнуть свежего воздуха.
«Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью». Есть категория детей, которая в силу тяжести своего заболевания не может посещать детский сад, даже если в детском саду будут созданы условия. К таким заболеваниям относятся: тяжелые формы ДЦП, ревматоидный артрит, заболевания при которых ребенок долгое время проводит в больнице и т.д. для такой категории детей
создан данный проект.
Практическая значимость проекта:
Вариативные формы дошкольного образования организуются с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями.
Новизна проекта
Новизна заключается в том, что с ребенком дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими, работает команда специалистов. До настоящего времени такой подход в работе использовался исключительно в специальных образовательных учреждениях, которые были малочисленны и ограничены возрастными рамками приема детей-инвалидов. Деятельность специалистов междисциплинарной команды структурного подразделения дошкольной образовательной организации направлена на помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья . Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития.
Схема реализации проекта на экран картинки
- Перед семьей, имеющей ребенка-инвалида дошкольного возраста, встает вопрос:
- Родители, узнав о проекте «Земные ангелы» обращаются в дошкольное учреждение для заключения соглашения.
- Заседание рабочей группы проекта с привлечением родителей по разработке индивидуального маршрута сопровождения ребенка сроком на 1 год.
- Непосредственная реализация мероприятий индивидуального маршрута всеми участниками проекта.
- Итоговое заседание участников проекта по подведению итогов за год;
Ожидаемые результаты:
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Современные средства ИК технологий помогают педагогам разнообразить формы поддержки семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате реализации проекта «Земные ангелы»
- увеличится количество участников проекта;
- снизиться дефицит общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- поможет исключить изоляцию детей данной категории в социуме;
-поможет приобрести друзей среди здоровых сверстников;
- поможет узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья;
Этапы реализации проекта
№ этапа | Название этапа | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Подготовительный |
| Январь 2016 |
2 | Организационный |
| Февраль-апрель 2016г. |
3 | Основной |
| Июнь 2017 г. |
Преимущество ИКТ в реализации проекта заключается в том, что позволяет использовать:
– форум для обмена мнениями без затрат дополнительного времени;
– индивидуализированность подачи информации;
– заказной принцип работы с семьей
– изучение родителями информации в удобное для них время.
Использование дистанционных форм при организации детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе.
10 слайд видео стих
Структура управления проектом
Библиографический список:
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010, 215с.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя» дошкольного учреждения №3, 2010, с.12
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;
- И. Ясина «Человек с человеческими возможностями» 2010г, 35с.
- Особенности различных видов инвалидности. М.: РООИ «Перспектива», 2000, 132с.
- В. Б. Смычек. Реабилитация больных и инвалидов 2009г., 95с.
- Комплексная реабилитация инвалидов. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: «Академия», 2005. - 304 с.
- Игнатьева С.А., Ялпаева Н.В. Реабилитация детей с различными видами патологии. - Курск: КГМУ, 2002.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
- Жить инвалидом, но не быть им. Сборник. / Под ред. Л. Л. Коноплина. - Екатеринбург, 2000.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка-инвалида
Ф.И.О. ребенка, возраст
Закрепленная группа: старшая группа №12 «Следопыты».
Группа сопровождения:
- Заместитель заведующего по ВМР;
- Мед. работник;
- Воспитатели
- Педагог-психолог
- Учитель-логопед
- Музыкальный руководитель
- Инструктор по физическому воспитанию.
Сопровождающий | Мероприятия | Отметка об исполнении мероприятия |
Воспитатель | Участие ребенка с помощью скайп-связи НОД по речевому развитию Тема Цель Посещение на дому Художественно-эстетическое развитие Лепка |
|
Педагог-психолог | Посещение на дому | |
Учитель-логопед | Посещение на дому Консультация для родителей | |
Музыкальный руководитель | Просмотр утренника, посвященного Международному Женскому дню 8 марта | |
Инструктор по физ. воспитанию | Экскурсия в Дворец спорта – видеоконференция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...
Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...