Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья по физкультуре
Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкультурой, а также как коррекционная работа дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_mozga_v_sostave_fizkulturnyh_zanyatiy.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Меткина Ирина Борисовна,
инструктор по физической культуре
МДОУ №25 компенсирующего вида
г. Орехово-Зуево Московская область
Современные исследования(работы С.П Евсеева,Н.А. Астафьева и др) доказывают,что именно физическая культура, адаптированная к особенностям лиц с различными нарушениями здоровья(ОВЗ) является одним из важнейших культурных факторов, способствует социализации и повышает качественный уровень жизни. Законодательство нашей страны гарантирует инвалидам наряду с другими гражданами равные права и возможности в реализации своих гражданских и других прав, которые представлены в Конституции Российской Федерации, согласно принципам и нормам международного права[Конвенция о правах ребенка (ООН,1989).Ст 28, ст 29].( Всемирная программа действий в отношении инвалидов(ООН,1982).Конвенция о правах инвалидов(ООН,2006) По состоянию на 01 января 2019 г. согласно официальным статистическим данным, в РФ общее число детей с ОВЗв России составило 636 тыс.человек тыс. человек [Федеральные реестр инвалидов].
Для организации независимой жизни инвалидов требуются особые условия развития, начиная с самого раннего возраста. Согласно новым стандартам дошкольного образования ( ФГОС ДО 17 октября 2013 г ) Детям с ОВЗ необходимо находиться в обществе здоровых детей для полноценного развития – так называемая инклюзия, которая декларирует социальный подход( закреплен в Конвенции о правах инвалидов(2006)
Учитывая специфику работы детей с ОВЗ, для усвоения нового материала важная роль отводится методам, активизирующим двигательную эмоциональную активность. Включение в традиционные комплексы упражнений на занятиях физической культурой специальных движений из гимнастики мозга позволяет решать эти задачи более эффективно.
Как известно, мозг человека имеет два полушария.
Для левого полушария характерна обработка и систематизация информации, точность восприятия времени и пространства. Правое полушарие
осуществляет целостное восприятие, сравнивает объекты по параметрам;
- контролирует сенсорные процессы; контролирует изменения эмоционального состояния. Каждое полушарие контролирует противоположную часть тела. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного полушария в другое. При возникновении какой-либо проблемы с мозолистым теломполушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому,что блокированное полушарие останавливается в развитии.
Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. Он разработал простые и эффективные упражнения, которые обеспечивают синхронизацию двух полушарий и облегчают, т.е. ускоряют процесс обучения. Эти 26 упражнений Пол Деннисон назвал BrainGym (Гимнастика Мозга).
В муниципальном образовательном учреждении детский сад №25 компенсирующего вида,(г. Орехово-Зуево Московской области) внедряется практика использовании гимнастики мозга на занятиях, в том числе и на занятиях физической культурой. Упражнения гимнастики мозга делятся на несколько групп:
1) упражнения для растягивания мышц («дерево», «сорви яблоко»);
2) упражнения для развития мелкой моторики («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос»);
3) глазодвигательные движения («глаз-путешественник»);
4) дыхательная гимнастика(«свеча», «ныряльщик»);
5) упражнения для расслабления мышц («облако»).
Для результативности коррекционно-развивающей работы учитываются возрастные особенности детей. Все упражнения даются с учетом принципа «от простого к сложному». Для малышей используются пальчиковые игры: («колечко», «ухо-нос»,) Для деток постарше вводятся разнонаправленные перекрестные движения(локоть правой руки-колено левой ноги, и соответсвенно, локоть левой руки достает до колена правой ноги) «кулак-ребро-ладонь»).. Старшие дети вполне готовы для того, чтобы соединять дыхательные или глазодвигательные упражнения с упражнениями для крупных мышц. Радость от осознания момента, когда получается то или иное движение, является для ребенка ценнейшим опытом познавательной деятельности. Для достижения наибольшего эффекта , упражнения проводятся с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, память и внимание, развивают творческую деятельность ребенка, приобретают умения и навыки, которые ранее были недоступны.
Использование гимнастики мозга в игровом варианте помогает обучению и оздоровлению, которое происходит с лёгкостью, упражнения и игры остаются в памяти ребёнка надолго.
Комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк,( Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. )
-Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
-Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
- Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
- Когда упражнение хорошо освоено, можно предложить ребенку,нарисоватькрупными мазками воображаемую картину, при этом глаза двигаются вверх-вниз, вправо-влево.
Вставлять в основной комплекс гимнастики упражнения из гимнастики мозга можно постепенно, чередуя их с основными упражнениями. Например, выбор упражнений для конкретного занятияв первую очередь зависит от возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Примерная структура занятия с включением упражнений из гимнастики мозга:
1.Подготовительная часть урок для подготовительной группы(3-4 мин): Ходьба,бег, разогрев мышц ходьбой на пятках, носках, внешней и внутренней поверхности подошвы. Можно включить глазодвигательные упражнения в движении. В упражнениях на равновесие, стоя на одной ноге, попросить детей глазами нарисовать круг или другую геометрическую фигуру.
- Основные развивающие упражнения (5-8 мин) проводятся на первой неделе каждого месяца без предмета, вторая,третья,четвертая недели – с мячом,обручем и т.д. Здесь можно включить упражнения «ухо-нос», «слоненок», «восьмерка-кольцо».
- Основные виды движения(15-20 мин) Развитие основных скоростно-силовых характеристик физической активности ребенка: бег, прыжки, лазание,ловкость,равновесие и т.д. Кинезиологические упражнения не включаются.
- Заключительная часть включает игры малой подвижности (4-5 мин) Можно включить упражнения на релаксацию и растягивание.
Интересно наблюдать за детьми во время занятия, иногда они, сами того не ведая, подсказывают педагогу новые элементы, штрихи. Наблюдая за детьми, педагог сам учится новому, получает неоценимый опыт и радость от общения и творческого процесса.
Упражнения, разработанные инструктором по физической культуре МДОУ 25 компенсирующего вида ( МДОУ ) Меткиной И.Б.
Взяв за основу принцип разнонаправленных движений( одна рука рисует «свои» фигуры, вторая «свои», придумала и используя несколько упражнений не отдельным блоком, а используя их вставляя в комплекс традиционного занятия физической культурой( блок ОРУ- общеразвивающих упражнений).
Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе. Вставляю кинезиологиеские упражнения «ухо-нос»
- Упражнения для шеи. Вставляю кинезиологическое упражнение «кольцо» «кулак-ребро-ладонь»
2Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений. Вставляю кинезиологические упражнения «восьмерки, круги, геометрические разнонаправленные фигуры» Прошу и деетй участвовать в сотворческом процессе-они называют мне любые геометрические фигуры-линии, волны, круги, треугольники, восьмерки и т.д. и я прошу рисовать одной рукой круг-второй-линию и т.д. Например:
-Правой рукой рисуем восьмерку, начиная от середины вверх, а левой – одновременно, восьмерку от середины вниз.
Одновременно рисуем правой рукой восьмерку, а левой – круг. Последнее упражнение стоит давать детям в случае их успешного освоения предыдущих , более легких упражнений. Попробуем одновременно рисовать двумя руками разные фигуры при этом глаза двигаются верх-вниз или вправо-влево. Начиная с легких-например, одной рукой-линию, другой- круг, постепенно усложняя задания. Квадрат и треугольник, зигзаг и восьмерка.
3 Последними в комплексе используются упражнения где участвуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.
В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа. Вставляю кинезиологические упражнения на растяжку мышц .
Список литературы
1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинезиология для детей». М., 1984, – С. 307стр
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001, – С.128 стр
3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999, – С.238стр
4. учебное пособие Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]:/
5 Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с.
6.Евсеев С.П Теория и организация адаптивной физической культуры(Электронный ресурс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...
Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...