Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка
Одной из основных целей в дошкольном возрасте является развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.
Задачи:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- речевое дыхание;
- звуковую культуру речи.
Обогащать импрессивный и экспрессивный словарь.
Формировать:
- грамматически правильное высказывание, связную речь;
- доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Учителя-логопеды
МАДОУ г. Нижневартовска
ДС № 49 «Родничок»:
Е.А Котова,
Р.С. Сайфуллина,
Е.В. Чернова.
Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.
Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Рассматривая понятие "социализация" нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.
Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Развитие социально – коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике.
Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитания, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях детей.
В настоящее время проблема социализации связана с:
- Интенсивным темпом жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляет времени для живого общения с детьми.
- с отсутствием у детей навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
- нарушением речевой функции, что влечет за собой несформированность коммуникативных навыков, а в дальнейшем и социализации в обществе.
Речевой фактор является очень важным в процессе формирования поведенческих основ личности в обществе. Процесс формирования речевого фактора выглядит так: коммуникативные соучастники, находясь в рамках своей социальной структуры, учатся применять различные речевые сообщения, что помогает им адекватно взаимодействовать друг с другом.
В рамках ФГОС более пристальное внимание должно быть удалено достижению целей и задач социально – коммуникативного развития.
Одной из основных целей в дошкольном возрасте является развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.
Задачи:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- речевое дыхание;
- звуковую культуру речи.
Обогащать импрессивный и экспрессивный словарь.
Формировать:
- грамматически правильное высказывание, связную речь;
- доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.
Роль воспитателя в процессе развития социально – коммуникативных навыков посредством игр:
- Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать.
- Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения.
- Развивать эмоционально –ценностное восприятие окружающего мира.
- Познакомить с элементарными нормами и правилами поведения в социуме.
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка.
Речевые игры, как средство коммуникативного развития и социализации:
- Дидактические, настольно-печатные - развивают познавательную активность, мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.
- Словесные - дают богатый материал для диалогической речи. Обогащают импрессивный и экспрессивный словарь Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре.
- Речедвигательные – способствуют координации речи с движением; общей и мелкой моторики.
- Сюжетно-ролевые – формируют культуру общения, развивают связную речь.
- Конструктивные – способствуют организации деятельности в микрогруппе, умению договариваться, задавать вопросы, принимать решение членов группы.
- Компьютерные игры – развивают психологическую базу речи
- Театрализованные – обогащают общение эмоционально – интонационной окраской, художественным словом.
Примеры речевых игр, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков.
Дидактические, настольные игры:
- «4 лишний»;
- «Доскажи словечко»
- «Придумай слово на заданный звук»
- «Слоги слово загадали»
- «Что в начале, что в конце»
- «Что изменилось»
- «Чего не стало»
- «Исправь ошибку»
- «Назови одним словом»
- «Семейка слов»
- «Ребусы», «Кроссворды»
- «Отгадай загадку»
- «Скажи наоборот»
- «Назови ласково»
- «Один много»
- «Мой, моя, моё, мои» и т.д.
Речедвигательные игры:
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Физминутки, динамические паузы»
- «Артикуляционная гимнастика в игровой форме»
- «Дыхательная гимнастика в игре»
- «Игры на просодику»
- «Логоритмика» и т.д.
Сюжетно – ролевые игры способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершению разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения (Семья. Больница. Школа. Магазин. Парикмахерская. Транспорт и др.)
Компьютерные игры – современные информационно-компьютерные технологии направленные на формирование и развитие психологической базы речи, дыхания, звукопроизношения, фонематических процессов, связного высказывания. (Игры для тигры. Учимся говорить правильно и т.д.)
Конструктивные игры, способствуют организации деятельности в микрогруппе, умению договариваться, задавать вопросы, принимать решение членов группы (пазлы, мозаики, разрезные картинки, вкладыши, ЛЕГО и т.д.)
Театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника. В данной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Формируется интонационная выразительность речи. Дети знакомятся с художественным словом, нормами и правилами речевого общения.
Речевые игры дошкольника разнообразны, все они очень важны в развитии социально – коммуникативных навыков.
Таким образом, речевые игры как средство социально – коммуникативного развития детей способствуют формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-106204-1350441287.jpg)
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004389-1517354491.jpg)
Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество
Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/10/picture-1022530-1525935093.jpg)
Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей дошкольного возраста
Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе. Путь развития личности ре...
Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/13/picture-1049374-1534187072.jpg)
Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/07/picture-1383668-1644213069.jpg)
Семья и ДОУ - два института социализации детей дошкольного возраста
В статье рассмотриваются: понятие "социализация", роль семьи и ДОУ в процессе социализации детей дошкольного возраста. Материал может использоваться для подготовки родительского собран...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/14/picture-291733-1697309130.jpg)
Протокол педагогического часа для молодых педагогов МАДОУ №49 «Родничок» и МАДОУ №66 «Забавушка» Тема: «Социализация детей дошкольного возраста»
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социализации дошкольников....