Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка
Одной из основных целей в дошкольном возрасте является развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.
Задачи:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- речевое дыхание;
- звуковую культуру речи.
Обогащать импрессивный и экспрессивный словарь.
Формировать:
- грамматически правильное высказывание, связную речь;
- доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/eTFC/UYQDd4zjR | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Учителя-логопеды
МАДОУ г. Нижневартовска
ДС № 49 «Родничок»:
Е.А Котова,
Р.С. Сайфуллина,
Е.В. Чернова.
Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.
Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Рассматривая понятие "социализация" нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.
Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Развитие социально – коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике.
Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитания, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях детей.
В настоящее время проблема социализации связана с:
- Интенсивным темпом жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляет времени для живого общения с детьми.
- с отсутствием у детей навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
- нарушением речевой функции, что влечет за собой несформированность коммуникативных навыков, а в дальнейшем и социализации в обществе.
Речевой фактор является очень важным в процессе формирования поведенческих основ личности в обществе. Процесс формирования речевого фактора выглядит так: коммуникативные соучастники, находясь в рамках своей социальной структуры, учатся применять различные речевые сообщения, что помогает им адекватно взаимодействовать друг с другом.
В рамках ФГОС более пристальное внимание должно быть удалено достижению целей и задач социально – коммуникативного развития.
Одной из основных целей в дошкольном возрасте является развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.
Задачи:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- речевое дыхание;
- звуковую культуру речи.
Обогащать импрессивный и экспрессивный словарь.
Формировать:
- грамматически правильное высказывание, связную речь;
- доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.
Роль воспитателя в процессе развития социально – коммуникативных навыков посредством игр:
- Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать.
- Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения.
- Развивать эмоционально –ценностное восприятие окружающего мира.
- Познакомить с элементарными нормами и правилами поведения в социуме.
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка.
Речевые игры, как средство коммуникативного развития и социализации:
- Дидактические, настольно-печатные - развивают познавательную активность, мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.
- Словесные - дают богатый материал для диалогической речи. Обогащают импрессивный и экспрессивный словарь Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре.
- Речедвигательные – способствуют координации речи с движением; общей и мелкой моторики.
- Сюжетно-ролевые – формируют культуру общения, развивают связную речь.
- Конструктивные – способствуют организации деятельности в микрогруппе, умению договариваться, задавать вопросы, принимать решение членов группы.
- Компьютерные игры – развивают психологическую базу речи
- Театрализованные – обогащают общение эмоционально – интонационной окраской, художественным словом.
Примеры речевых игр, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков.
Дидактические, настольные игры:
- «4 лишний»;
- «Доскажи словечко»
- «Придумай слово на заданный звук»
- «Слоги слово загадали»
- «Что в начале, что в конце»
- «Что изменилось»
- «Чего не стало»
- «Исправь ошибку»
- «Назови одним словом»
- «Семейка слов»
- «Ребусы», «Кроссворды»
- «Отгадай загадку»
- «Скажи наоборот»
- «Назови ласково»
- «Один много»
- «Мой, моя, моё, мои» и т.д.
Речедвигательные игры:
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Физминутки, динамические паузы»
- «Артикуляционная гимнастика в игровой форме»
- «Дыхательная гимнастика в игре»
- «Игры на просодику»
- «Логоритмика» и т.д.
Сюжетно – ролевые игры способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершению разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения (Семья. Больница. Школа. Магазин. Парикмахерская. Транспорт и др.)
Компьютерные игры – современные информационно-компьютерные технологии направленные на формирование и развитие психологической базы речи, дыхания, звукопроизношения, фонематических процессов, связного высказывания. (Игры для тигры. Учимся говорить правильно и т.д.)
Конструктивные игры, способствуют организации деятельности в микрогруппе, умению договариваться, задавать вопросы, принимать решение членов группы (пазлы, мозаики, разрезные картинки, вкладыши, ЛЕГО и т.д.)
Театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника. В данной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Формируется интонационная выразительность речи. Дети знакомятся с художественным словом, нормами и правилами речевого общения.
Речевые игры дошкольника разнообразны, все они очень важны в развитии социально – коммуникативных навыков.
Таким образом, речевые игры как средство социально – коммуникативного развития детей способствуют формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В ...
Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество
Социализация детей дошкольного возраста через изобразительное творчество...
Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей дошкольного возраста
Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе. Путь развития личности ре...
Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...
Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...
Семья и ДОУ - два института социализации детей дошкольного возраста
В статье рассмотриваются: понятие "социализация", роль семьи и ДОУ в процессе социализации детей дошкольного возраста. Материал может использоваться для подготовки родительского собран...
Протокол педагогического часа для молодых педагогов МАДОУ №49 «Родничок» и МАДОУ №66 «Забавушка» Тема: «Социализация детей дошкольного возраста»
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социализации дошкольников....