Рабочая программа по экономике 10-11 класс
рабочая программа (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 141
Рассмотрено: Утверждено:
на заседании МО Директор МАОУ-СОШ № 141
Протокол № от 2017г. ___________М.А. Антуфьева
Приказ № от 2017г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Экономика»
(базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов
Составитель:
Маслаков Д.С.,
учитель истории и обществознания
1 кв. категория
г. Екатеринбург
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета.
- Место учебного предмета в учебном плане
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями;
- Письмо Минобрнауки России от 03.08.2015 №08-1189.
- Примерные авторские программы по предметам.
Рабочая программа по экономике для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной авторской программы, примерной программы по экономике среднего (полного) общего образования.
Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Срок освоения программы – 2 года
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, истории, географии, права, литературы и др.
Базовое экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов | ||
10 класс | 11 класс | |
в неделю (час) | 1 | 1 |
за год (час) | 35 | 35 |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов ,организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
5. Содержание учебного предмета
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов.
Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. СОБСТВЕННОСТЬ. Конкуренция.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Значение специализации и обмена.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. СТРАХОВАНИЕ.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА. РЕКЛАМА.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. ПРОФСОЮЗЫ.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП. Экономический рост. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
Международная торговля. ОБМЕННЫЕ КУРСЫ ВАЛЮТ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Глобальные экономические проблемы.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.
Согласно «Письму Минобрнауки России» от 03.08.2015 N 08-1189 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов") внести дополнения в основную образовательную программу по обществознанию (включая экономику и право).
Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ является комплексной задачей, основанной на требованиях федерального закона и образовательных стандартов различного уровня образования.
Коррупция как социальное явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения, законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы.
Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит осмысление личного опыта и информационного фона, соответствующее преломление приобретают изучение истории, литературы, вопросов устройства общества и государства, развития правовой системы и т.д.
Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства признается одной из приоритетных задач нашего общества. Ее значимость определила принятие комплексных программных документов, затрагивающих все сферы общественных отношений и определяющих конкретные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций. Особая роль отведена и системе образования как институту, оказывающему наиболее сильное влияние на формирование человеческой личности, утверждение ценностей и жизненных принципов, выбор профессиональной и общекультурной модели.
Целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение комплексной поддержки решения задачи формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ различного уровня. В этой связи осуществлена систематизация требований к содержанию воспитательной работы, выявление ее основных направлений (основываясь на приоритетных задачах государства и общества).
Программы и мероприятия антикоррупционного воспитания успешно интегрируются в содержание дисциплин (модулей) основных образовательных программ, связанных с изучением истории и экономики, общества, государства и права. Кроме того, антикоррупционное просвещение обучающихся реализуется в рамках работы научных секций и кружков, а также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных образовательных программ анализируется на предмет наличия дидактических единиц, наиболее подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства.
В рамках учебного предмета «Экономика» обеспечивается понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:
Раздел курса | Дидактические единицы | Образовательный результат |
Основные проблемы экономики России | Коррупция - фактор, препятствующий экономическому росту. Потери экономики от коррупции. | - способность оценить влияние коррупции на распределение и расходование государственных средств и ресурсов; - способность оценить коррупцию как фактор снижения экономического роста, инвестиций, предпринимательской активности, общего благосостояния граждан. |
6. Тематическое планирование
10 КЛАСС (35 часов) | ||
Название темы | Количество часов | |
Экономика и экономическая наука | 1 | |
Потребности | 1 | |
Свободные и экономические блага. Общественные блага | 1 | |
Ограниченность ресурсов | 1 | |
Выбор и альтернативная стоимость | 1 | |
Экономическая свобода | 1 | |
Значение специализации и обмена | 1 | |
Собственность | 1 | |
Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль) | 1 | |
Типы экономических систем | 1 | |
Традиционная и рыночные системы | 1 | |
Командная и смешанные системы | 1 | |
Конкуренция | 1 | |
Рыночный механизм: спрос | 1 | |
Рыночный механизм: предложение | 1 | |
Рыночное равновесие. Рыночные структуры | 1 | |
Рынок на практике, или как реально организована торговля | 1 | |
Деньги: причины возникновения и формы | 1 | |
Функции денег в современной экономике | 1 | |
Банковская система. Финансовые институты | 1 | |
Принципы кредитования | 1 | |
Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | 1 | |
Инфляция: причины и виды | 1 | |
Социальные последствия инфляции | 1 | |
Труд. Рынок труда | 1 | |
Заработная плата и стимулирование труда | 1 | |
Профсоюзы и трудовые конфликты | 1 | |
Безработица: причины и виды | 1 | |
Государственная политика в области занятости | 1 | |
Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы | 1 | |
Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса | 1 | |
Издержки, выручка, прибыль | 1 | |
Производство. Производительность труда | 1 | |
Факторы, влияющие на производительность труда | 1 | |
Итоговое повторение | 1 | |
11 КЛАСС (35 часов) | ||
Семейный бюджет | 1 | |
Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. | 1 | |
Реальные и номинальные доходы семьи | 1 | |
Личное подсобное хозяйство | 1 | |
Сбережения населения | 1 | |
Страхование | 1 | |
Рациональный потребитель | 1 | |
Защита прав потребителя | 1 | |
Роль государства в экономике | 1 | |
Макроэкономические процессы в экономике страны | 1 | |
Налоги как источник доходов государства | 1 | |
Виды налогов | 1 | |
Государственный бюджет | 1 | |
Как формируется и расходуется государственный бюджет | 1 | |
Основы денежной политики государства | 1 | |
Государственный долг | 1 | |
Экономический рост | 1 | |
Коррупция - фактор, препятствующий экономическому росту. Потери экономики от коррупции. | 1 | |
Понятие ВВП | 1 | |
Номинальный и реальный ВВП | 1 | |
Экономические циклы | 1 | |
Международная торговля и её влияние на экономику страны | 1 | |
Обменные курсы валют | 1 | |
Конвертируемость валют | 1 | |
Государственная политика в области международной торговли | 1 | |
Акции, облигации и другие ценные бумаги | 1 | |
Фондовый рынок | 1 | |
Основные принципы менеджмента | 1 | |
Понятие маркетинга | 1 | |
Основные элементы маркетинга. Бизнес-план | 1 | |
Реклама | 1 | |
Функции рекламы | 1 | |
Особенности современной экономики России | 1 | |
Глобальные экономические проблемы | 1 | |
Итоговое повторение | 1 |
7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | |||
1 | Федеральный компонент государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике базового уровня | Д | имеется |
2 | Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне | Д | имеется |
3 | Учебники: - Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс:: учебник для 10-11 классов. М.: Вита - Пресс, 2009 | К | имеется |
4 | Методические рекомендации для учителя: - Савицкая Е. В Уроки экономики в школе М.: Вита-пресс, 2010. - Хасбулатов Р.И «Экономика» профильный уровень М.: Дрофа, 2012. - Липсиц О.И. Хрестоматия по экономике для учащихся 10 класса М.: Вита пресс,2008. -Хасбулатов Р.И «Экономика» профильный уровень М: Дрофа, 2012. -Иванов С «Основы экономической теории» М.: Вита-пресс, 2007 -Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб: ПИТЕР, 2001. -Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело.М.: Внеторгиздат, 2002. | Д | имеется |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ | |||
5 | Контрольно-измерительные материалы 10-11 класс | Д | Кабинет 20 |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПОСОБИЯ | |||
6 | Схемы и таблицы (цифровой формат) | Д | Кабинет 20 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | |||
7 | Классная магнитная доска | Д | Кабинет 20 |
8 | Мультимедийный проектор | Д | Кабинет 20 |
9 | Компьютер | Д | Кабинет 20 |
10 | Экспозиционный экран | Д | Кабинет 20 |
11 | Колонки | Д | Кабинет 12,20 |
12 | Принтер | Д | Кабинет 20 |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | |||
13 | -Флеш-карта: Видеуроки от проекта «Инфоурок» - Видеуроки от проекта «Видеурок» https://videouroki.net/blog/ -Видеоуроки школьной программы https://interneturok.ru/ | Д | Кабинет 20 |
ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА | |||
14 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев | Ф | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
15 | Стол учительский с тумбой | Д | Кабинет 20 |
16 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | Д | Кабинет 20 |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
П - комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х учеников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Рабочая программа по экономике для 8 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....