Рабочая программа по экономике для 8 класса
рабочая программа по экономике (8 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе.8 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekonomike_8_kl..docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на ШМО: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
………Емелюшина В.Н. ……..Нефедова Е.Г. …..Усольцева О.А.
«….» августа 2012 г. «…..» сентября 2012 г. «…» сентября 2012 г.
Рабочая программа
по экономике в VIII классе
учителя
Марковой Елены Анатольевны
2012 г.
ЭКОНОМИКА
Пояснительная записка
- Рабочая программа по экономике в VIII классе составлена на основе:
Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
- Н.В.Новожилова. Программы личность и экономика.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
Современная социально- экономическая деятельность отличается большой динамичностью , противоречивостью и появлением новых , ранее не встречавшихся в нашей жизни явлений, таких ,например, как жесткая конкуренция, безработица. Они не редко становятся причиной кризисов, иногда трагедией для отдельных людей. Наиболее незащищенной в этом плане является молодежь, так как у нее нет определенного социального опыт, необходимых знаний, умения жить и трудиться в рыночных условиях. Данная программа призвана помочь учащимся в приобретении первичного опыта участия в многообразных рыночных отношениях. Она призвана вооружить восьмиклассников элементарными знаниями об экономическом мире, умениями и навыками поведения в рыночной действительности, что способствует обоснованному профессиональному самоопределению школьников.
Данная программа является логическим продолжением социально – экономической подготовки школьников, проводимой в 5-7 классах. Курс состоит из 4 модулей: « Экономическая жизнь общества», «Основы самоменеджмента», «Экономические отношения», «Экономическая деятельность». Предлагаемые темы – модули представляют собой законченные, независимые друг от друга блоки учебного материала, наибольший удельный вес которых приходится на игры, творческие практикумы, тренинги.
Цели курса:
1.Дать общее представление о принципах, закономерностях развития экономической жизни общества.
2. Помочь учащимся самореализовать себя как личность, найти своё место в сложном , противоречивом рыночном обществе.
3.Развивать у школьников практические навыки и умения экономически грамотно , нравственно обоснованного поведения.
Задачи курса:
1.Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими умениями и навыками: расчета , учета, планирования, контроля и экономического анализа.
2.Убедить учащихся в ограниченности всех видов ресурсов , исходя из чего они должны научиться делать нравственный и экономический выбор.
3.Наглядно, в доступной игровой форме закрепить убеждения о том , что удовлетворять свои потребности нужно с учетом нравственных норм и экономической целесообразности.
4.Систематически знакомить учащихся с новыми экономическими профессиями (маклер, менеджер, маркетолог и др.) с целью оказания им помощи в профессиональном самоопределении.
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
основные приемы выполнения экономической деятельности (учет, расчет, планирование, контроль, экономический анализ);
основные закономерности экономической жизни общества;
общие правила поведения в условиях рынка рабочей силы на основе правовых актов;
цели вступления в экономические отношения в процессе производства, распределения, обмена, потребления;
взаимозависимость экономических интересов и потребностей.
Учащиеся должны уметь:
выполнять основные приёмы экономической деятельности;
находить гибкие, демократичные пути решения экономических конфликтов;
анализировать текущую информацию об изменениях экономической жизни общества и рынка труда;
принимать коллективные решения, работать сообща, в группах;
анализировать статистическое данные, касающиеся отдельных сторон экономической жизни общества;
разумно обосновывать свои профессиональные намерения и потребности, соотносить свои способности и возможности.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Введение | 1 | |
1 1.1. 1.2. 1.3. | Экономические модели общества Различия социально- экономических условий развития государства Особенности социально –экономического развития России Человек – главная фигура экономики | 9 |
2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | Экономическая деятельность Виды экономической деятельности способы ее осуществления Экономическая деятельность в сфере производства Экономическая деятельность в сфере распределения и обмена Экономическая деятельность в сфере потребления | 8 |
3 3.1. 3.2. 3.3. | Экономические отношения Экономические интересы и потребности. Личность и собственность Виды экономических отношений Человек – субъект экономических отношений | 7 |
4 4.1. 4.2. 4.3. | Основы самоменеджента Цели и задачи самоменеджента Рациональное использование личностных ресурсов Рациональная организация жизнедеятельности | 9 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Введение (1 ч.)
1.Город (село), в котором я живу (3 ч.)
Основные понятия: экономика, собственность, конкуренция, экономическая свобода, государство, гражданин, экономические модели, социальные роли личности(собственник, финансист, производитель, потребитель, работодатель, наемный работник).
Экономическая жизнь общества , ее многообразие. Взаимосвязь экономики и политики, влияние национальных традиций. Экономические модели общества на примере различных стран(Германия, Швеция, Япония, США, Россия).Динамика экономической жизни страны. Сравнительный анализ развития экономики России в разные периоды. Человек – главная фигура экономики. Экономическая свобода и ответственность, мотивация экономической деятельности. Социальные роли личности и экономической жизни общества.
Практические занятия
Практические работы:1)Построение экономических циклов развития России (середина XIXв.- конец XX в.); 2) Составление схем различных экономических моделей.
Деловые игры:1) «Портрет человека в различных социально- экономических условиях».2) «Этот сложный , сложный рынок».
Дискуссии:1) «Что такое экономика?». 2) «Законы развития общества». 3) «Причины кризисов в экономике».
2.Экономическая деятельность (8 ч.)
Основные понятия: экономическая деятельность, производство, доходы, расходы, прибыль, затраты, экономический анализ, малый бизнес, конкуренция, банкротство, собственность, распределение, обмен, потребление, предпринимательство, юридическое лицо, лицензия, учет, контроль, планирование.
Экономическая деятельность, ее основные характеристики: субъекты, характер исполнения.(физическая, умственная).тип деятельности( Человек – Человек, Человек – Художественный образ, Человек – Знак, Человек- Природа, Человек – техника). Способы исполнения (расчет, учет, контроль, планирование, экономический анализ).
Специалисты, осуществляющие различные виды экономической деятельности . Особенности экономической деятельности на разных стадиях воспроизводственного цикла. Производство. Способы организации и осуществления производственной деятельности. Различия в экономической деятельности в сфере распределения и обмена. Личные потребности и рациональное потребление.
Практические занятия
Практические работы: 1) Анализ ресурсов и затрат; 2) Разбор конкретной ситуации по производству товара; 3) Анализ статистических материалов конкретного производственного объекта; 4) Анализ бюджета .
Деловая игра: «Организация производства».
экскурсия на предприятие или в учреждение (плановый отдел, отдел маркетинговых услуг, финансовый отдел).
3.Экономические отношения ( 7 ч. )
Основные понятия: экономические отношения, работодатель, наемный работник, занятость, безработица, экономия, собственность, пользование, контракт.
Экономические интересы и потребности . Собственность (личная, частная, государственная).Собственность как основа для удовлетворения экономических потребностей.
экономические отношения в различных сферах воспроизводства(отношения по линии производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ).Основные аспекты экономических отношений (нравственно – этические, экономические, правовые и т.п.).
Субъекты экономических отношений ( отдельные люди, группы, коллективы людей, предприятия, фирмы, станы и др.) Личность – основной субъект экономических отношений.
Практические занятия
Практические работы:1) Разбор конкретной ситуации , связанных с распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ; 2) Анализ экономических текстов по теме.
Деловые игры:1) «Дилемма узника»; 2) 2Посредник»; 3) «Давай меняться»;4)2экономика» или «Демократический район».
4.Самоменеджмент (9 ч.)
Основные понятия: менеджер, менеджмент, личностные ценности, собственность, ресурсы, потребности, распределение, свободное время, жизнедеятельность.
Цели и задачи самоменеджмента. Рациональная организация свободного времени и трудовой деятельности. Самоменеджмент как условие эффективной самореализации личности. Главный ресурс личности- время. как им правильно распорядиться. Приемы рациональной организации жизнедеятельности.
Практические занятия
Практическая работа: «Составление регистра основных личностных ценностей преуспевающего человека».
Деловые игры:1) « Прими правильное решение»; 2) « Рабочее место»; 3) «Хронометраж рабочего времени» ; 4) «Прием посетителей» ; 5) «Разговор по телефону».
Тесты: 1) Диагностика направленности личности; 2) Изучение самооценки личности; 3) «КОС -1» - диагностика возможностей личности в развитии коммуникативных и организаторских способностей; 4) Изучение коммуникативных качеств личности; 5) Оценки своих личных ограничений; 6) опросник профессиональной готовности ( Л.Н. Кабардовой).
Календарно –тематическое планирование по экономике для VIII класса
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ урока | Тема | Стр. учебника | Сроки проведения |
1/1 | I четверть Я – потребитель. | 4-5 | |
2/2 | Человек как предъявитель спроса на товары и услуги | 6 | |
3/3 | Решение задач на нахождение спроса. | ||
4/4 | Человек, как покупатель товаров и услуг | 7-8 | |
5/5 | Какие бывают товары. | 8-10 | |
6/6 | Что необходимо знать, покупая различные товары | 10-12 | |
7/7 | Характеристики товара | 13-15 | |
8/8 | Что необходимо знать о материальных услугах | 15-17 | |
9/9 | Контрольная работа № 1 | ||
10/1 | II четверть Ролевая игра «В мастерской» | 18 | |
11/2 | Что необходимо знать о материальных услугах | 18-21 | |
12/3 | Из чего складывается цена товара | 21-23 | |
13/4 | Где и почему мы делаем покупки | 23-26 | |
14/5 | Творческая работа « Я – архитектор» | 26 | |
15/6 | Зачем нужны деньги | 26-29 | |
16/7 | Контрольная работа № 2 | ||
17/1 | III четверть Творческая работа «Из истории российских денег» | 30 | |
18/2 | Особенности представления банковских услуг | 30-32 | |
19/3 | Особенности представления банковских услуг | 32-34 | |
20/4 | Я -квартиросъёмщик | 35-37 | |
21/5 | Кто должен и может защитить потребителя | 38-42 | |
22/6 | Что такое рынок факторов производства | 44-47 | |
23/7 | Я - работник | 48-49 | |
24/8 | Я - работник | 50-52 | |
25/9 | Я – владелец недвижимого имущества | 52-54 | |
26/10 | Контрольная работа № 3 | ||
27/1 | IVчетверть Я - инвестор | 55-58 | |
28/2 | Творческая работа | ||
29/3 | Я - предприниматель | 58-61 | |
30/4 | Я –владею информацией | 62-65 | |
31/5 | Место человека в экономике государства | 67-69 | |
32/6 | Налоги, которые платит человек | 69-71 | |
33/7 | Государственные проблемы и их влияние на жизнь человека и его благосостояние | 71-75 | |
34/8 | Контрольная работа № 4 |
Контрольных работ: 4.
Литература:
1.Рабочая программа по экономике в VIII классе составлена на основе:
Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
2.Н.В.Новожилова. Программы личность и экономика.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
3.Новикова Л.Э. Моя роль в обществе: Учебное пособие для 8 класса общеобразоват. учр./Л.Э.Новикова; под. ред.И.А.Сасовой.- М: ВИТА-ПРЕСС,2010.
4.Новикова Л.Э.Экономика (Моя роль в обществе).8 класс.Метод. пособие /Под ред. И.А.Сасовой. .- М: ВИТА-ПРЕСС,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по экономике. 8 класс.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС
рабочая программа...
Рабочая программа по экономике 2 класс
Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...
Рабочая программа по экономике 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по экономике 10 класс
Рабочая программа по экономике 10 класс...
Рабочая программа по экономике. 10 класс.
Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....