Рабочая программа по предмету биология (раздел "Неживая природа") 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по предмету биология (раздел "Неживая природа") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.6_klass.docx | 43.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с особыми образовательными потребностями
«Согласовано» Председатель МО Протокол № ______ от «____» ______20______ г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол № «____» ______ 20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ №854 _______________ |
Рабочая программа
по учебному предмету биология («Неживая природа») для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
6 класс
Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.
Составитель:
Карасева М.А.
Учитель-дефектолог
Высшая квалификационная категория
Москва 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету биология (естествознание) раздел «Неживая природа» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.
Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.
4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.
5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288).
6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.
7.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.).
8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
9.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011
10.Бгажнокова И.М.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.М.: Просвещение, 2010.
11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013
Программа «Человек» рассчитана на 70 часов в год.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.
По разделу «Неживая природа» в 6 классе предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о неживой природе. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.
Преподавание биологии (естествознания) направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
Основные задачи преподавания биологии по разделу «Неживая природа».
1.Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве).
2.Формирование представлений о мире, который окружает человека.
3.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
4.Первоначальное ознакомление с приемами обработки почвы: вспашка, боронование.
5. Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
Формирование жизненных компетенций.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка
Учебно-познавательные компетенции.
1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
3.Выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями.
4.Описывать результаты, формулировать выводы.
5.Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Информационные компетенции.
1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD- Rom, Интернет.
2. Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема, копира.
3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции.
1.Уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур.
2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.
3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.
4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.
1.Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.).
2.Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.
3.Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.
4.Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, опорными демонстрационными карточками, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, физкультурные минутки и релаксация.
Формы организации учебного процесса:
Урок сообщения новых знаний
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок
Практический урок
Содержание программы
6 класс
Неживая природа (2 ч неделю)
Природа
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.
Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.
Вода
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества(соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
1.Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2. Растворение соли, сахара в воде.
3. Очистка мутной воды.
4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
5. Определение текучести воды.
Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и другихцелей.
Воздух
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).
2.Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.
3.Упругость воздуха.
4. Воздух — плохой проводник тепла.
5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).
Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.
Г о р ю ч и е полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
П о л е з н ы е ископаемые,используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).
Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.
Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
1.Выделение воздуха и воды из почвы.
2.Обнаружение в почве песка и глины.
3.Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4.Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие пpи охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть водыи движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов
- признаки некоторых полезных ископаемых
- некоторые свойства различных тел.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- самостоятельно обращаться с лабораторным оборудованием;
- проводить обработку почвы;
- ухаживать за комнатными растениями.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкости и газа;
- некоторые свойства различных тел.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- с помощью учителя обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы.
Тематическое планирование по предмету биология
(раздел «Неживая природа») 6 класс
2-й уровень предполагает снижение объёма сведений по сравнению с 1-м уровнем, конкретизацию ответов учащихся с помощью опорных вопросов и словарных слов, использование средств наглядности для пояснительных и описательных рассказов.
6 класс I четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Живая и неживая природа. | 1ч | Таблицы «Живая и неживая природа» «Виды термометров» «Тела природы» Коллекции предметов природы Натуральные объекты Лабораторное оборудование Иллюстрации Видеоматериал по теме: «Вода» Слайды: Живая инеживая природа. Вода и её состояния. Аудиоматериалы Водная стихия. Индивидуальные карточки Учебник А.И.Никишов Биология Неживая Природа. 2014г. Рабочая тетрадь | |
2. | Форма и величина Земли. | 1ч | ||
3. | Вода в природе. | 1ч | ||
4. | Свойства воды. | 1ч | Практическая работа | |
5. | Изменение воды при нагревании и охлаждении. | 1ч | ||
6. | Изменение воды при замерзании. Свойства льда. | 1ч | ||
7. | Вода – растворитель некоторых твердых веществ. | 1ч | Практическая работа | |
8. | Нерастворимые в воде вещества. | 1ч | Практическая работа | |
9. | Чистая и мутная вода. | 1ч | ||
10. | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. | 1ч | ||
11. | Температура воды и ее измерение. | 1ч | Практическая работа | |
12. | Испарение воды. Свойство пара. | 1ч | ||
13. | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1ч | ||
14. | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1ч | ||
15. | Обобщающий урок «Вода». | 1ч | Тестовые задания | |
16. | Экологическая страничка. Охрана воды. | 1ч | ||
17. | Викторина «Что мы знаем о воде?». | 1ч | ||
18. | Экскурсия к водоему. | 1ч | ||
Итого: 18часов |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- признаки, отличающие воду от других прозрачных жидкостей;
- некоторые свойства воды: текучесть, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении;
- названия некоторых растворимых и нерастворимых веществ;
- меры, принимаемые человеком по охране воды в природе.
Учащиеся должны уметь:
- называть отличительные признакитвёрдых тел, жидкостей и газов;
- отличать воду от других прозрачных жидкостей;
- различать растворимые и нерастворимые вещества;
- проводить фильтрование воды;
- определять температуру воды;
- обращаться с простым лабораторным оборудованием.
6 класс II четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха. | 1ч | Таблицы Изменение температуры воздуха Лабораторное оборудование Иллюстрации По теме «Воздух» Файлы с заданиями Карточки Видеоматериалпо теме: «Воздух» Слайды Живая и неживая природа Учебник А.И.Никишов Биология Неживая природа.2014г. Рабочая тетрадь | Практическая работа |
2. | Воздух сжимаем и упруг. | 1ч | Практическая работа | |
3. | Воздух плохо проводит тепло. | 1ч | Практическая работа | |
4. | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1ч | ||
5. | Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. | 1ч | ||
6. | Кислород. | 1ч | ||
7. | Значение кислорода в жизни растений, животных и человека. | 1ч | ||
8. | Углекислый газ. | 1ч | ||
9. | Применение углекислого газа. | 1ч | ||
10. | Состав воздуха. Значение воздуха. | 1ч | ||
11. | Чистый и загрязненный воздух. | 1ч | ||
12. | Обобщающий урок по теме: «Воздух». | 1ч | Тестовые задания | |
13. | Охрана воздуха. Экологические вопросы и их решение. | 1ч | ||
14. | Викторина «Что мы узнали о воздухе?». | 1ч | ||
Итого: за II четверть - 14 часов |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- некоторые свойства воздуха;
- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении,
способность к проведению тепла;
- движение воздуха;
- состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот и водяные пары);
- отличительные свойства кислорода, азота и углекислого газа;
- причины загрязнения воздуха;
- значение воздуха для растений, животных и человека;
Учащиеся должны уметь:
- кратко рассказывать о некоторых свойствах воздуха;
- определять температуру воздуха;
- называть состав воздуха;
- описывать отличительные свойства кислорода, азота и углекислого газа;
- объяснять значение воздуха для растений, животных и человека.
6 класс III четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. | 1ч | Таблицы Полезных ископаемых №1-27 Плакаты Горные породы Лабораторное Оборудование Коллекции Полезных ископаемых. Набор удобрений. Иллюстрации по теме: «Полезные ископаемые» Файлы с заданиями Карточки Видеоматериал по теме: «Полезные ископаемые» Слайды Живая и неживая природа Учебник А.И.Никишов Биология Неживая природа.2014г. Рабочая тетрадь | |
2. | Гранит. | 1ч | ||
3. | Известняки. | 1ч | ||
4. | Песок и глина. | 1ч | Практическая работа | |
5. | Горючие полезные ископаемые. | 1ч | ||
6. | Торф. | 1ч | ||
7. | Каменный уголь. | 1ч | ||
8. | Нефть. | 1ч | ||
9. | Природный газ. | 1ч | ||
10. | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | 1ч | ||
11. | Калийная соль. | 1ч | ||
12. | Фосфориты. | 1ч | ||
13. | Обобщающий урок «Полезные ископаемые». | 1ч | Тестовые задания | |
14. | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | 1ч | ||
15. | Железные руды. | 1ч | ||
16. | Медная и алюминиевая руды. | 1ч | ||
17. | Черные металлы. Чугун. | 1ч | ||
18. | Сталь. | 1ч | ||
19. | Цветные металлы. Алюминий. | 1ч | ||
20. | Медь и олово. | 1ч | ||
21. | Обобщающий урок по теме:«Металлы». | 1ч | Тестовые задания | |
22. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1ч | ||
Итого: за III четверть - 22 часа |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых;
- правила обращения с газом в быту;
- способы добычи и использование некоторых полезных
ископаемых.
Учащиеся должны уметь:
- называть и различать некоторые полезные
ископаемые по характерным признакам;
- соблюдать правила безопасности при обращении с газом в быту;
- распознавать черные и цветные металлы по
образцам и различным изделиям из этих металлов;
- определять некоторые свойства черных и цветных металлов (теплопроводность, хрупкость);
- описывать добычу некоторых полезных
ископаемых по иллюстрациям и плакатам;
- рассказывать об использовании некоторых полезных ископаемых.
6 класс IV четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Почва. Значение почвы в жизни растений и человека. Плодородие почвы. | 1ч | Лабораторное оборудование Коллекция Виды почв Иллюстрации Файлы с заданиями Карточки Видеоматериалы Потаённый мир почвы. Физическая карта мира Слайды Живая и неживая природа Учебник А.И.Никишов Биология Неживая природа.2014 Рабочая тетрадь | |
2. | Состав почвы. | 1ч | Практическая работа | |
3. | Перегной. Органическая часть почвы. | 1ч | ||
4. | Песок и глина в почве. | 1ч | ||
5. | Минеральные соли в почве. | 1ч | ||
6. | Песчаные и глинистые почвы. | 1ч | ||
7. | Водные свойства песчаных и глинистых почв. | 1ч | Практическая работа | |
8. | Испарение воды из почвы. | 1ч | ||
9. | Обработка почвы на небольших участках | 1ч | Практическая работа | |
10. | Обработка почвы на полях. | 1ч | ||
11. | Животный мир почвы. | 1ч | ||
12. | Обобщающий урок по теме: «Почва». | 1ч | Тестовые задания | |
13. | Охрана почвы. Экологическая страничка. | 1ч | ||
14. | Экскурсия: «Изучение местных видов почвы». | 1ч | ||
15. | Обработка почвы на пришкольном участке. | 1ч | Практическая работа | |
16. | Весенние работы в цветниках. | 1ч | Практическая работа | |
Итого: за IV четверть- 16 часов Итого за год: 70 часов |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «почва»;
- состав почвы;
- основное свойство почвы – плодородие;
- от чего зависит плодородие почвы;
- водные свойства песчаных и глинистых почв:
- способность впитывать воду, пропускать ее и
удерживать;
- значение почвы в народном хозяйстве;
- меры по охране почвы от загрязнения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятие «почва»;
- называть основное свойство почвы;
- сравнивать песок и глину по водным свойствам;
- проводить несложную обработку почвы напришкольном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных
кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Учебно – методическая литература образовательного процесса
1.А.И. Никишов Биология «Неживая природа». Учебник для 6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,2014 г.
2.А.Н.Никишов. Биология «Неживая природа». 6 кл.: рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2009 г.
3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993 г.
4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987 г.
5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания \Дефектология.- 1989. - №1.
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников .-М.: МГПИ,1983 г.
7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003г. №2.
8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 6 класса на 2014-2015 учебный год
В каждом разделе курса присутствует краеведческий компонент, в котором говорится о многообразии, роли и значении флоры Липецкой области.Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требо...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также при...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса на 2014-2015 учебный год
Биология «Человек» изучается в течение одного учебного года в 8 классе. Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных наук о человеке: морфологии, анатомии, гистологии, эмбрио...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса на 2014-2015 учебный год
Изучение «Основ общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенно...