Рабочая программа по предмету биология (раздел "Неживая природа") 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Неживая природа") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.6_klass.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с особыми образовательными потребностями

«Согласовано»

Председатель МО

Протокол № ______

от «____» ______20______ г.

«Принята»

на педагогическом совете

 Протокол №

 «____» ______ 20_____ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ №854

_______________

Рабочая программа

по учебному предмету биология («Неживая природа») для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

6 класс

Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.

                                                                                                                               Составитель:

                                                                                                                               Карасева М.А.

                                                                                                                     Учитель-дефектолог

                                                                                        Высшая квалификационная категория

Москва 2016

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету биология (естествознание) раздел «Неживая природа» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.

     Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.

4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

     Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;

     Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;

     Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;

     Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;

     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288).

6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.

7.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.).

8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

9.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011

10.Бгажнокова И.М.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы.М.: Просвещение, 2010.

11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013

    Программа «Человек» рассчитана на 70 часов в год.

    Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.

    По разделу «Неживая природа» в 6 классе предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о неживой природе. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

     Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.

     Преподавание биологии (естествознания) направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.

Основные задачи преподавания биологии по разделу «Неживая природа».

     1.Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве).

     2.Формирование представлений о мире, который окружает человека.

     3.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

     4.Первоначальное ознакомление с приемами обработки почвы: вспашка, боронование.

     5. Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.

Формирование жизненных компетенций.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка

Учебно-познавательные компетенции.

1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

3.Выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями.

4.Описывать результаты, формулировать выводы.

5.Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Информационные компетенции.

1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD- Rom, Интернет.

2. Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема, копира.

3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции.

1.Уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур.

2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.

4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.

1.Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.).

2.Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.

3.Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.

4.Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
     При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации,  учебные документальные и художественные фильмы.

Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными   наглядными пособиями, опорными демонстрационными карточками, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, физкультурные минутки и релаксация.

Формы организации учебного процесса:

Урок сообщения новых знаний

Комбинированный урок

Повторительно-обобщающий урок

Практический урок

Содержание программы

6 класс

Неживая природа (2 ч неделю)

Природа

     Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.

     Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Вода

     Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества(соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование   свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и         сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

     Демонстрация опытов:

     1.Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

     2. Растворение соли, сахара в воде.

     3. Очистка мутной воды.

     4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

     5. Определение текучести воды.

Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и другихцелей.

Воздух

     Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.

     Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

     Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).

2.Обнаружение   воздуха в какой-либо емкости.

3.Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение.

     Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.

     Г о р ю ч и е   полезные ископаемые

     Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

     Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

     П о л е з н ы е   ископаемые,используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.

     Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

     1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

     2. Определение растворимости калийной соли.

     Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

     Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

     Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва  

     Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Песчаные и глинистые почвы.

Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

     Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

     1.Выделение воздуха и воды из почвы.

     2.Обнаружение в почве песка и глины.

     3.Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

     4.Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

     Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

     Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Повторение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
  • характерные признаки   некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие пpи охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть водыи движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Учащиеся 1 уровня должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов
  • признаки некоторых полезных ископаемых
  • некоторые свойства различных тел.

Учащиеся 1 уровня должны уметь:

  • самостоятельно обращаться с лабораторным оборудованием;
  • проводить обработку почвы;
  • ухаживать за комнатными растениями.

Учащиеся 2 уровня должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкости и газа;
  • некоторые свойства различных тел.

Учащиеся 2 уровня должны уметь:

  • с помощью учителя обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
  • проводить несложную обработку почвы.

Тематическое планирование по предмету биология

(раздел «Неживая природа») 6 класс

2-й уровень предполагает снижение объёма сведений по сравнению с 1-м уровнем, конкретизацию ответов учащихся с помощью опорных вопросов и словарных слов, использование средств наглядности для пояснительных и описательных рассказов.

6 класс

I четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

1.

Живая и неживая природа.

Таблицы

«Живая и

неживая

природа»

«Виды

термометров»

«Тела природы»

Коллекции

предметов

природы

Натуральные

объекты

Лабораторное

оборудование

Иллюстрации

Видеоматериал по теме:

«Вода»

Слайды:

Живая инеживая

природа.

Вода и её состояния.

Аудиоматериалы

Водная стихия.

Индивидуальные

карточки

Учебник

А.И.Никишов

Биология

Неживая

Природа. 2014г.

Рабочая тетрадь

2.

Форма и величина Земли.

3.

Вода в природе.

4.

Свойства воды.

Практическая работа

5.

Изменение воды при нагревании и охлаждении.

6.

Изменение воды при замерзании. Свойства льда.

7.

Вода – растворитель некоторых твердых веществ.

Практическая работа

8.

Нерастворимые в воде вещества.

Практическая работа

9.

Чистая и мутная вода.

10.

Водные растворы и их использование.

Водные растворы в природе.

11.

Температура воды и ее измерение.

Практическая работа

12.

Испарение воды. Свойство пара.

13.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

14.

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

15.

Обобщающий урок «Вода».

Тестовые

задания

16.

Экологическая страничка.

Охрана воды.

17.

Викторина «Что мы знаем о воде?».

18.

Экскурсия к водоему.

Итого: 18часов

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
  • признаки, отличающие воду от других прозрачных жидкостей;
  • некоторые свойства воды: текучесть, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении;
  • названия некоторых растворимых и нерастворимых веществ;
  • меры, принимаемые человеком по охране воды в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • называть отличительные признакитвёрдых тел, жидкостей и газов;
  • отличать воду от других прозрачных жидкостей;
  • различать растворимые и нерастворимые вещества;
  • проводить фильтрование воды;
  • определять температуру воды;
  • обращаться с простым лабораторным оборудованием.

6 класс

II четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

1.

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха.

Таблицы

Изменение

температуры

воздуха

Лабораторное

оборудование

Иллюстрации

По теме «Воздух»

Файлы с заданиями

Карточки

Видеоматериалпо теме: «Воздух»

Слайды

Живая и неживая природа

Учебник

А.И.Никишов

Биология

Неживая природа.2014г.

Рабочая тетрадь

Практическая работа

2.

Воздух сжимаем и упруг.

Практическая работа

3.

Воздух плохо проводит тепло.

Практическая

работа

4.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

5.

Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха.

6.

Кислород.

7.

Значение кислорода в жизни растений, животных и человека.

8.

Углекислый газ.

9.

Применение углекислого газа.

10.

Состав воздуха. Значение воздуха.

11.

Чистый и загрязненный воздух.

12.

Обобщающий урок по теме: «Воздух».

Тестовые задания

13.

Охрана воздуха. Экологические вопросы и их решение.

14.

Викторина

«Что мы узнали о воздухе?».

Итого: за II четверть - 14 часов    

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • некоторые свойства воздуха;
  • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении,

способность к проведению тепла;

  • движение воздуха;
  • состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот и водяные пары);
  • отличительные свойства кислорода, азота и углекислого газа;
  • причины загрязнения воздуха;
  • значение воздуха для растений, животных и человека;

Учащиеся должны уметь:

  • кратко рассказывать о некоторых свойствах воздуха;
  • определять температуру воздуха;
  • называть состав воздуха;
  • описывать отличительные свойства кислорода, азота и углекислого газа;
  • объяснять значение воздуха для растений, животных и человека.

6 класс

III четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

1.

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве.

Таблицы

Полезных ископаемых

№1-27

Плакаты

Горные породы

Лабораторное

Оборудование

Коллекции

Полезных ископаемых.

Набор удобрений.

Иллюстрации

по теме: «Полезные ископаемые»

Файлы с заданиями

Карточки

Видеоматериал

по теме: «Полезные ископаемые»

Слайды

Живая и неживая природа

Учебник

А.И.Никишов

Биология

Неживая природа.2014г.

Рабочая тетрадь

2.

Гранит.

3.

Известняки.

4.

Песок и глина.

Практическая работа

5.

Горючие полезные ископаемые.

6.

Торф.

7.

Каменный уголь.

8.

Нефть.

9.

Природный газ.

10.

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

11.

Калийная соль.

12.

Фосфориты.

13.

Обобщающий урок «Полезные ископаемые».

Тестовые

задания

14.

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

15.

Железные руды.

16.

Медная и алюминиевая руды.

17.

Черные металлы. Чугун.

18.

Сталь.

19.

Цветные металлы. Алюминий.

20.

Медь и олово.

21.

Обобщающий урок по теме:«Металлы».

Тестовые

задания

22.

Экскурсия в краеведческий музей.

Итого: за III четверть - 22 часа  

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • характерные признаки некоторых полезных ископаемых;
  • правила обращения с газом в быту;
  • способы добычи  и использование некоторых полезных

ископаемых.

Учащиеся должны уметь:

  • называть и различать некоторые полезные

ископаемые по характерным признакам;

  • соблюдать правила безопасности при обращении с газом в быту;
  • распознавать черные и цветные металлы по

образцам и различным изделиям из этих металлов;

  • определять некоторые свойства черных и цветных металлов (теплопроводность, хрупкость);
  • описывать добычу некоторых полезных

ископаемых по иллюстрациям и плакатам;

  • рассказывать об использовании некоторых полезных ископаемых.

6 класс

IV четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

1.

Почва. Значение почвы в жизни растений и человека. Плодородие почвы.

Лабораторное

оборудование

Коллекция

Виды почв

Иллюстрации

Файлы с заданиями

Карточки

Видеоматериалы

Потаённый мир почвы.

Физическая карта

мира

Слайды

Живая и неживая природа

Учебник

А.И.Никишов

Биология

Неживая природа.2014

Рабочая тетрадь

2.

Состав почвы.

Практическая работа

3.

Перегной. Органическая часть почвы.

4.

Песок и глина в почве.

5.

Минеральные соли в почве.

6.

Песчаные и глинистые почвы.

7.

Водные свойства песчаных и глинистых почв.

Практическая работа

8.

Испарение воды из почвы.

9.

Обработка почвы на небольших участках

Практическая работа

10.

Обработка почвы на полях.

11.

Животный мир почвы.

12.

Обобщающий урок по теме: «Почва».

Тестовые задания

13.

Охрана почвы. Экологическая страничка.

14.

Экскурсия: «Изучение местных видов почвы».

15.

Обработка почвы на пришкольном участке.

Практическая работа

16.

Весенние работы в цветниках.

Практическая работа

Итого: за IV четверть-  16 часов

Итого за год: 70 часов

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «почва»;
  • состав почвы;
  • основное свойство почвы – плодородие;
  • от чего зависит плодородие почвы;
  • водные свойства песчаных и глинистых почв:
  • способность впитывать воду, пропускать ее и

удерживать;

  • значение почвы в народном хозяйстве;
  • меры по охране почвы от загрязнения.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять понятие «почва»;
  • называть основное свойство почвы;
  • сравнивать песок и глину по водным свойствам;
  • проводить несложную обработку почвы напришкольном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных

кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Учебно – методическая литература образовательного процесса

1.А.И. Никишов Биология «Неживая природа». Учебник для 6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,2014 г.

2.А.Н.Никишов. Биология «Неживая природа». 6 кл.: рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2009 г.
3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993 г.

4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987 г.

5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания \Дефектология.- 1989. - №1.

6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников .-М.: МГПИ,1983 г.

7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003г. №2.

8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа по предмету «Биология» для 6 класса на 2014-2015 учебный год

В каждом разделе курса присутствует краеведческий компонент, в котором говорится о многообразии, роли и значении флоры Липецкой области.Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требо...

Рабочая программа по предмету «Биология» для 7 класса на 2014-2015 учебный год

Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также при...

Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса на 2014-2015 учебный год

Биология «Человек» изучается  в течение одного учебного года в 8 классе. Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных наук о человеке: морфологии, анатомии, гистологии, эмбрио...

Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса на 2014-2015 учебный год

Изучение «Основ общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенно...