Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Животные» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва. Владос, 2011г.
Учебно-методический комплекс:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Биология. Животные. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2011г
-Учебник: А.И.Никишов, А.В. Теремов Биология. Животные 8 класс.- М.: Просвещение, 2009 г.
- Рабочая тетрадь: А.И.Никишов Биология. Животные 8 класс - М.: Просвещение, 2007 г.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных.
Обучающиеся получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленностью животных к условиям их жизни. Предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных животных, а так же их внешнее строение, которые можно показать по цветным таблицам. При изучении позвоночных животных предусматривается краткое знакомство со строением и функциями некоторых внутренних органов.
По результатам изучения животных учатся находить общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Заботятся о птицах в зимнее время, запоминают редкие исчезающие виды животных и птиц. Знакомятся с Красной книгой и охраной тех животных, которые занесены в нее.
В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного материала, общие особенности классов животных, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики животных, этому посвящены отдельные уроки, направленные на сравнение групп животных. Изучение представителей животного мира организуется в связи с практической деятельностью человека.
В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_novoe.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология.Животные.»составлена на основании
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Животные» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
Учебно-методический комплекс:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Биология. Животные.Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г.
-Учебник: А.И.Никишов, А.В. Теремов Биология. Животные 8 класс.- М.: Просвещение, 2009 г.
- Рабочая тетрадь: А.И.Никишов Биология. Животные 8 класс - М.: Просвещение, 2007 г.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных.
Обучающиеся получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленностью животных к условиям их жизни. Предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных животных, а так же их внешнее строение, которые можно показать по цветным таблицам. При изучении позвоночных животных предусматривается краткое знакомство со строением и функциями некоторых внутренних органов.
По результатам изучения животных учатся находить общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Заботятся о птицах в зимнее время, запоминают редкие исчезающие виды животных и птиц. Знакомятся с Красной книгой и охраной тех животных, которые занесены в нее.
В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного материала, общие особенности классов животных, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики животных, этому посвящены отдельные уроки, направленные на сравнение групп животных. Изучение представителей животного мира организуется в связи с практической деятельностью человека.
В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
Цель:
- Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире животных; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основных биологических понятий;
- формирование понятий об особенностях животного мира; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
- формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление;
- дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
- взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
- воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей).
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
итоговые и текущие.
Формы обучения:
По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д
Виды деятельности
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение за процессами жизнедеятельности животных,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- называние и характеристика органов и систем органов животных по их строению и выполняемым функциям,
- сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями,
- активное участие в беседе,
- составление рассказов с опорой на план,
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
- освоение на практике полученных знаний.
На изучение предмета в 8 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю 70 часов.
1 четверть - 18 часов
2 четверть - 14 часов
3 четверть - 18 часов
4 четверть –18 часов
Фактически за учебный год 68 часов.
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
- В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии).
Группы учащихся:
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
- признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах;
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
- рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Содержание тем учебного курса
№ п/п тем | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Из них | |||
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Экскурсии | |||
1 | Введение | 3 | - | - | - | - |
2 | Беспозвоночные животные | 8 | - | - | - | - |
2.1 | Черви | 2 | - | - | - | - |
2.2 | Насекомые | 6 | - | - | - | - |
3 | Позвоночные животные | 57 | - | - | - | - |
3.1 | Рыбы | 8 | - | - | - | - |
3.2 | Земноводные | 2 | - | - | - | - |
3.3 | Пресмыкающиеся | 3 | - | - | - | - |
3.4 | Птицы | 11 | - | - | - | - |
3.5 | Млекопитающие | 16 | - | - | - | - |
4 | Сельскохозяйственные млекопитающие. | 18 | - | - | - | - |
Тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов, тем урока | Количество часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1.Введение (3 часа). | |||||||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. День Знаний. | 1 | Урок повторения | Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета. | ||
2 | 1.2 | Многообразие животного мира. | 1 | Урок изучения нового материала | Схематические зарисовки и записи в тетрадях. | Коррекция умения классифицировать животных по данному основанию, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | |
3 | 1.3 | Значение животных в народном хозяйстве и их охрана. | 1 | Комбинированный урок | Схематические зарисовки и записи в тетрадях. | Коррекция мыслительной деятельности детей, умения сравнивать и соотносить; расширять кругозор и словарный запас. | |
Беспозвоночные животные(8 часов). | |||||||
2.Черви (2 часа) | |||||||
4 | 2.1 | Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. | 1 | Урок изучения нового материала | Демонстрация живого дождевого червя, записи и схематические зарисовки в тетрадях, выполнение заданий в рабочей тетради. | Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать. Формирование критического мышления | |
5 | 2.2 | Круглые черви-паразиты человека. | 1 | Комбинированный урок | Схематические зарисовки и записи в тетрадях. | Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. Формирование критического мышления. | |
3.Насекомые (6 часов). | |||||||
6 | 3.1 | Бабочка – капустница, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | 1 | Урок изучения нового материала | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация коллекции насекомых. | Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | |
7 | 3.2 | Яблонная плодожорка - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | 1 | Комбинированный урок | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых. | Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | |
8 | 3.3 | Майский жук - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | 1 | Комбинированный урок | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых. | Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | |
9 | 3.4 | Комнатная муха - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | 1 | Комбинированный урок | Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых. | Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | |
10 | 3.5 | Медоносная пчела - полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. | 1 | Комбинированный урок | Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых. | Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | |
11 | 3.6 | Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. | 1 | Комбинированный урок | Демонстрация коллекции насекомых, схематические зарисовки в тетрадях. | Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | |
Позвоночные животные (57 час). | |||||||
4.Рыбы (8 часов). | |||||||
12 | 4.1 | Общие признаки рыб. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи. | |
13 | 4.2 | Внешнее строение и скелет рыб. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи. | |
14 | 4.3 | Внутреннее строение рыб, питание, дыхание, кровообращение рыб. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи. | |
15 | 4.4 | Нервная система, органы чувств рыбы. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи. | |
16 | 4.5 | Размножение рыб. Охрана и увеличение рыбных богатств. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция навыков информационно-коммуникативной деятельности, через использование самостоятельной работы с учебником, дополнительной информации. | |
17 | 4.6 | Среда обитания – водоемы. Речные рыбы: окунь, щука. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи. | |
18 | 4.7 | Среда обитания – водоемы. Речные рыбы: карп. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи. | |
19 | 4.8 | Среда обитания – водоемы. Морские рыбы (треска, сельдь). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи. | |
5.Земноводные (2 часа). | |||||||
20 | 5.1 | Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее строение. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы. | |
21 | 5.2 | Внутреннее строение земноводных. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. | |
6.Пресмыкающиеся (3 часа). | |||||||
22 | 6.1 | Общие признаки пресмыкающихся. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы. | |
23 | 6.2 | Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы. | |
24 | 6.3 | Размножение пресмыкающихся. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника. | Коррекция мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. | |
7.Птицы (11 часов). | |||||||
25 | 7.1 | Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы. | |
26 | 7.2 | Общая характеристика птиц: особенности внутреннего строения. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
27 | 7.3 | Размножение и развитие птиц. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника, составление рассказа об особенностях размножения птиц, с опорой на рисунки учебника. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
28 | 7.4 | Особенности образа жизни. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
29 | 7.5 | Особенности образа жизни. Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
30 | 7.6 | Особенности образа жизни. Хищные птицы. Серая сова. Степной орел. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
31 | 7.7 | Особенности образа жизни. Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
32 | 7.8 | Особенности образа жизни. Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
33 | 7.9 | Особенности образа жизни. Домашние птицы (курица, гусь, утка). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря. | |
34 | 7.10 | Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся;развитие связной речи. | |
35 | 7.11 | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения работать с литературой и выступать перед аудиторией, коррекция уровня информационной культуры. | |
8.Млекопитающие (17 часов). | |||||||
36 | 8.1 | Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы. | |
37 | 8.2 | Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров, части тела, органы чувств. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения распознавать зверей среди других классов Хордовых. | |
38 | 8.3 | Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | |
39 | 8.4 | Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | |
40 | 8.5 | Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. Индивидуальная работа по группам. | Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | |
41 | 8.6 | Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | |
42 | 8.7 | Зайцеобразные, общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | |
43 | 8.8 | Разведение домашних кроликов. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника. | Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником. | |
44 | 8.9 | Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция мыслительных процессов, связной устной речи, на основе составления рассказа по плану. | |
45 | 8.10 | Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам. | |
46 | 8.11 | Разведение норки на зверофермах. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника. | Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам. | |
47 | 8.12 | Ластоногие морские животные. Общие признаки ластоногих. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыков работы с учебником с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
48 | 8.13 | Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки. Внешнее строение. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью; навыков восприятия. учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению. | |
49 | 8.14 | Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью; навыков восприятия. учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению. | |
50 | 8.15 | Непарнокопытные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью; навыков восприятия. учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению. | |
51 | 8.16 | Приматы. Общая характеристика, внешний вид, образ жизни. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция навыков коммуникативного общения, произвольного внимания, речевого развития. | |
52 | 8.17 | Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа по опорной схеме, тестовая работа. | Коррекциянавыка выполнения самостоятельной работы, выполнения творческих заданий. | |
9. Сельскохозяйственные млекопитающие (18 часов). | |||||||
53 | 9.1 | Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | |
54 | 9.2 | Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в них. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью; навыков восприятия, учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению. | |
55 | 9.3 | Выращивание телят. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника. | Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам. | |
56 | 9.4 | Особенности внешнего строения и питания овец. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | |
57 | 9.5 | Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа о значении овец с опорой на план и рисунки учебника. | Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам. | |
58 | 9.6 | Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Выращивание ягнят. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника. | Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам. | |
59 | 9.7 | Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | |
60 | 9.8 | Северный олень. Особенности внешнего строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | |
61 | 9.9 | Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа о значении северных оленей с опорой на план и рисунки учебника. | Коррекция мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. | |
62 | 9.10 | Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | |
63 | 9.11 | Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся; развитие связной речи. | |
64 | 9.12 | Выращивание поросят. Откорм свиней. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. | |
65 | 9.13 | Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы. | |
66 | 9.14 | Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся; развитие связной речи. | |
67 | 9.15 | Содержание лошадей. Выращивание жеребят | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. | |
68 | 9.16 | Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа по опорной схеме, тестовая работа. | Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | |
69 | 9.17 | Работа на пришкольном участке. | 1 | Урок практикум | Практическая работа на школьном участке. | Коррекция навыков выполнения практических работ. | |
70 | 9.18 | Работа на пришкольном участке. | 1 | Урок практикум | Практическая работа на школьном участке. | Коррекция навыков выполнения практических работ. |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Биология. Животные. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
2. «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.А.И.Никишов, А.В. Теремов - М.: Просвещение, 2009 г.
3.Рабочая тетрадь: А.И.Никишов Биология. Животные 8 класс - М.: Просвещение, 2007 г.
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран
Дидактический материал
Цифровые образовательные ресурсы
Презентации по изучаемым темам курса.
Слайд – альбомы «Птицы», «Млекопитающие», «Пресмыкающиеся», «Рыбы»
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru
интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru
Литература, рекомендованная для учащихся
1. «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.А.И.Никишов, А.В. Теремов - М.: Просвещение, 2009 г.
2.Рабочая тетрадь: А.И.Никишов Биология. Животные 8 класс - М.: Просвещение, 2007 г.
Литература, использованная при подготовке программы
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Животные. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
Лист корректировки программы 8 класс
Причина невыполнения | Количество не проведённых часов | Планируемые меры по выполнению программ | Экономия часов за счёт принятых мер | Сроки устранения и темы |
Дата проведения урока выпадает на праздничные дни | 2 часа | уплотнение материала | 2 часа | Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.Выращивание поросят. Откорм свиней.(1час) Работа на пришкольном участке (1 час) |
Лист корректировки программы 8б класс
Причина невыполнения | Количество не проведённых часов | Планируемые меры по выполнению программ | Экономия часов за счёт принятых мер | Сроки устранения и темы |
Урок выпал из за мороза | 1 час | уплотнение материала | 1 час | Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.(1 час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...
Рабочая программа по чтению 6 класс в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях 8 вида
Рабочая программа по чтению в 6 классе. Учебник И.М.Бгажнокова ...