Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Биология «Человек» изучается в течение одного учебного года в 8 классе. Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных наук о человеке: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, экологии, антропологии, гигиены, валеологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту обучающихся. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_8_klass.docx | 61.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 97 г. Ельца»
Согласована на заседании МО учителей естественно-математического цикла (протокол № 1 от 27.08.2014г.) ________ Е.А.Матвиенкова | Принята на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 28.08.2014г.) | Утверждена приказом директора МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» ___________ В.А.Пирогова |
Рабочая программа
по предмету «Биология»
для 8А, 8Б, 8В классов
на 2014-2015 учебный год
Учитель
Куликов Алексей Борисович
Елец, 2014г.
I.Пояснительная записка
Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Федеральный уровень
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011, №19993
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.200 №1312 (изменения приказ МОиНРФ от 01.02.2012 №74)
- Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от05.03.2004 №1089
- Приказ МОиНРФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03. 2004 №1089» от 10.11.2011 №2643
- Приказ МОиНРФ "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 г. N 1089" от 24. 01. 2012 г. N 39
- Приказ МОиНРФ “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” от 31 марта 2014 г. № 253
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиНРФ от 29.04. 2014 №08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Письмо МОиНРФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005г.
- Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования(сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)
Региональный уровень
- Письмо УО и Н Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 №3499
- Приказ УО и Н Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год» от 23.04.2014 №385
Уровень Образовательного учреждения
- Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении списка учебников, приобретаемых гимназией за счет средств регионального бюджета на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 №193
- Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе, на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 № 194
- Учебный план на 2014-2015 учебный год МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014, утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014)
- Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» на 2014-2015 учебный год (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014г., утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014г.)
- Локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №1 от 28.08.2014, утвержден приказом директора №294 от 29.08.2014).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека ;
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашних заданий;
- продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цел через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.
Сведения о программе, на основании которой разработана Рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии основного общего образования, программы для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 72с.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Программа содержит сведения предусмотренные стандартом биологического образования, учебник к данной программе включает систему лабораторных и практических работ, которые можно выполнять обучающимся самостоятельно, большое внимание в программе уделяется развитию гигиенических навыков, формированию ключевых аспектов здорового образа жизни.
Учебный материал приближен к уровню современной науки: введены современные понятия о торможении, синаптической передаче информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте; показано значение внешней и внутренней речи. В целях гуманизации и гуманитаризации раздела в него включены сведения о познавательных, волевых и эмоциональных процессах человека, а также о психологии личности.
Структура складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетка и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека и завершается темой «Поведение и психика», в которой прослеживается развитие личности.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о внесенных изменениях.
Резервное время 2 часа можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Биология «Человек» изучается в течение одного учебного года в 8 классе. Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных наук о человеке: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, экологии, антропологии, гигиены, валеологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту обучающихся. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 70 часов учебного времени. Включает в себя 11 лабораторных работ и 6 самостоятельных работ.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и базисным учебным планом, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Мною используются такие образовательные технологии как: системный подход , информационные технологии, тренинговые технологии, технология проблемного обучения, технология проектных методов обучения, здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.
Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.
Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения по программе Intel-Обучение для будущего, различные формы самостоятельных работ.
Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Для формирования компетенции личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Виды и формы контроля: фронтальный, тематическое тестирование, зачёты, лабораторный контроль, индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания), индивидуальные домашние задания (письменные и устные), промежуточная аттестация в форме тестовых заданий, подготовка проектов.
Информация об используемом учебнике:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
II.Содержание программы
Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Возбудители и переносчики заболеваний человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Человек и его здоровье
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
III.Тематическое планирование
№ | Тема | Общее количество часов | Практика | |
лабораторных | самостоятельных работ | |||
1. | «Введение: биологическая и социальная природа человека». | 1 | ||
2. | Организм человека: общий обзор. | 6 | 1 | |
3. | Опорно-двигательная система. | 8 | 1 | 1 |
4. | Кровь. Кровообращение. | 7 | 3 | |
5. | Дыхание. | 5 | 1 | 1 |
6. | Пищеварение. | 6 | 1 | |
7. | Обмен веществ и энергии. | 5 | 1 | 1 |
8 | Мочевыделительная система человека. | 1 | ||
9 | Кожа. | 3 | ||
10 | Эндокринная система. | 3 | 1 | |
11 | Нервная система. | 4 | 1 | |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | 1 | |
13 | Поведение и психика. | 7 | 1 | |
14 | Индивидуальное развитие организма. | 7 | 1 | |
15 | Резерв | 2 | ||
Итого | 70 | 11 | 6 |
IV.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- выявлять изменчивость организмов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
V.Литература и средства обучения
- Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
- Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
- Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
- Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
- Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
- Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
- Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье». – Воронеж: Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2002.
- Анастасова Л. П. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов, Лицей, 2005 г.
- Сонин Н. И., Дагаев А. М. Биология. Человек: Дидактические карточки. – М.: Дрофа, 2002.
- Панфилова Л. А. Биология. Человек: Дидактические материалы. – Саратов: Лицей, 2006.
- Панфилова Л. А. Хрестоматия по биологии. Человек. – Саратов: Лицей, 2005.
- Резникова В. З. Сборник тестов для тематического и итогового контроля. Биология. Раздел «человек и его здоровье». – М.: «Интеллект-центр», 2005.
- Ващенко О. Л. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
Электронные издания
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
- Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Полезные ссылки
VI.Календарно – тематический план
№ п/п | Дата проведения урока | Тема, раздел | № уро-ка в раз-деле | Тема урока | Форма контроля | |
план | факт | |||||
1 | «Введение: биологи-ческая и социальная природа человека». | |||||
Организм человека: общий обзор | 1 | «Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена». | ||||
2 | «Структура тела. Место человека в живой природе». | |||||
3 | «Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность». | |||||
4 | «Ткани». | |||||
5 | «Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция». | |||||
6 | Лабораторный практикум. | Л/р №1: «Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | ||||
Опорно-двигательная система. | 1 | «Скелет: строение, состав и соединение костей». | ||||
2 | «Скелет головы, туловища, конечностей». | |||||
3 | «Первая помощь при повреждениях скелета». | |||||
4 | «Мышцы». | |||||
5 | «Работа мышц» | |||||
6 | «Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы». | |||||
7 | Лабораторный практикум. Обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека. Опорно – двигательная система» | Л/р №2 : «Измерение массы и роста своего организма. Изучение внешнего вида отдельных костей Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | ||||
8 | Зачет № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система». | Тест | ||||
Кровь. Кровообращение. | 1 | «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав». | Л/р №3: «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» | |||
2 | «Иммунитет». | |||||
3 | «Тканевая совместимость и переливание крови». | |||||
4 | «Строение и работа сердца. Круги кровообращения». | |||||
5 | «Движение лимфы и крови по сосудам». | |||||
6 | «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов» | Л/р №4: «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Измерение кровяного давления». | ||||
7 | «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях». | Л/р №5: «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | ||||
Дыхание. | 1 | «Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях». | ||||
2 | «Дыхательные движения. Регуляция дыхания». | |||||
3 | «Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания». | |||||
4 | Лабораторный практикум. | Л/р №6: «Определение частоты дыхания» | ||||
5 | Зачет № 2 по теме: «Кровь. Кровообра-щение. Дыхание». | Тест | ||||
Пищеварение. | 1 | «Значение пищи и ее состав». | ||||
2 | «Органы пищеварения» | |||||
3 | «Пищеварение в ротовой полости и желудке». | |||||
4 | «Изменение питательных веществ в кишеч-нике» | |||||
5 | «Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения». | |||||
6 | Лабораторный практикум. | Л/р №7: «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал» | ||||
Обмен веществ и энергии. | 1 | «Обменные процессы в организме». | ||||
2 | «Нормы питания». | Л/р №8: «Определение норм рационального питания» | ||||
3 | «Витамины» | |||||
4 | Обобщение материала по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии» | |||||
5 | Зачет № 3 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии». | Тест | ||||
Мочевыде-лительная система человека. | 1 | «Строение и функции почек». «Предупреждение заболеваний почек». | ||||
Кожа. | 1 | «Строение и функции кожи». | ||||
2 | «Повреждения кожи». | |||||
3 | «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание» | |||||
Эндокринная система. | 1 | «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции». | ||||
2 | «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма» | |||||
3 | Зачет № 4 по теме: «Выделение. Кожа. Эндокринная система». | Тест | ||||
Нервная система. | 1 | «Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система» | ||||
2 | «Нейрогуморальная регуляция». | |||||
3 | «Спинной мозг». | |||||
4 | «Головной мозг». | Л/р №9: «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)» | ||||
Органы чувств. Анализаторы | 1 | «Как действуют органы чувств и анализаторы». | ||||
2 | «Орган зрения. Зрительный анализатор». | |||||
3 | «Заболевания и повреждения глаз». | Л/р №10: «Изучение изменения размера зрачка» | ||||
4 | «Органы слуха и равновесия. Их анализаторы». | |||||
5 | «Органы осязания, обоняния и вкуса». | |||||
Поведение и психика. | 1 | «Врожденные и при-обретенные формы поведения». | ||||
2 | «Закономерности работы головного мозга». | |||||
3 | «Биологические ритмы. Сон и его значение». | |||||
4 | «Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции» | |||||
5 | «Внимание и память» | |||||
6 | «Работоспособ-ность. Режим дня». | |||||
7 | Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность». | Тест | ||||
Индивидуальное развитие организма. | 1 | «Половая система человека» | ||||
2 | «Наследственные за-болевания. Болезни, передающиеся половым путем». | |||||
3 | «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения». | |||||
4 | «О вреде наркогенных веществ». | Л/р №11: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | ||||
5 | «Психологические особенности личности» | |||||
6 | Итоговая проверка знаний по основным разделам курса | Тест | ||||
7 | «Анатомия, физиология и гигиена» в терминах. | |||||
1 | Резерв | |||||
2 | Резерв | |||||
70 час | 6 с/р, 11 л/р |
Лист коррекции
Тема и дата | № урока в КТП | Форма коррекции ( объединение тем, за счет резервного времени, уроков обобщения и т.д.) | Причина коррекции | Руководитель ШМО | ||
Урока, который требует коррекции | Урока, который содержит коррекцию | Утверждение ( № протокола, дата проведения заседания ШМО) | Подпись | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...
Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа по информатике 5 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:1 Пояснительную записку2. УМК3.Общая характеристика учебного предмета4. Цели и задачи изучения информатики5. Формы организации учебного процесса по предмету6. Учебно - темат...
Рабочая программа по информатике 6 класс на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...
Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку2. Общая характеристика учебного предмета3. Цели и задачи изучения информатики4. Формы организации учебного процесса по предмету5. Тематический план6...
Рабочая программа по информатике 9 класс на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...