Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Телегина Наталья Ивановна

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва. Владос, 2011г.

Учебно-методический комплекс:

- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2011г

-Учебник: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2009

-Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органон в целом всего организма человека. Обучающиеся, воспитанники знакомятся с ними теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употреблен спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Применяются биологические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В процессе изучения организма человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_novoe.docx64.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.

«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.

Учебно-методический комплекс:

- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г.

-Учебник: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2009.

-Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органон в целом всего организма человека. Обучающиеся, воспитанники знакомятся с ними теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употреблен спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Применяются биологические знания и уменияв повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В процессе изучения организма человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

Цель:

- Создание условий для формирования знаний о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека; умения использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование основных биологических понятий;
  • формирование навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • формирование умения измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах;
  • формирование умений соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, о вреде курения, употреблении спиртных напитков, наркомании, токсикомании;
  • формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • формирование и отработка практических навыков и умений.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства со строением организма у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление;
  • учащиеся имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой; взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Воспитательные:

  • воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
  • воспитание навыков здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и человека).

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
  • практический метод;
  • наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • фронтальные, групповые или индивидуальные;
  • итоговые и текущие.

Формы обучения:

1.По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2.По месту организации (школьные)
3.Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4.Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д

Виды деятельности

- обогащение и уточнение словаря,

- наблюдение за физиологическими процессами человеческого организма,

- чтение литературы по изучаемому материалу,

- называние и характеристика органов и систем органов по их строению и выполняемым функциям,

- сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями,

- активное участие в беседе,

- составление рассказов с опорой на план

- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,

- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,

- освоение на практике полученных знаний.

На изучение предмета в 9 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю 68 часов.

1 четверть - 18 часов

2 четверть - 14 часов

3 четверть - 18 часов

4 четверть –16 часов

Фактически за учебный год 66 часов.

Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.

Изменения, внесенные в авторскую программу 

Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу  В.В.Воронковой  были внесены изменения и дополнения.

  1. В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Планируемые результаты освоения курса:

  • название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • основные санитарно – гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Содержание тем учебного курса

№ п/п тем

Наименование разделов

и тем

Количество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Введение

2

-

-

-

-

2

Общий обзор организма человека

4

-

-

-

-

3

Опора тела и движение

12

-

-

-

-

4

Кровь и кровообращение

10

-

-

2

-

5

Дыхание

7

-

-

-

-

6

Пищеварение

10

-

-

3

-

7

Почки

2

-

-

-

-

8

Кожа

3

-

-

-

-

9

Нервная система

6

-

-

-

-

10

Органы чувств

7

-

-

-

-

11

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

5

-

-

-

-

Тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Количество часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1.Введение (2час)

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. День Знаний.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа.

Коррекция внимания, наблюдательности, умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения.

2

1.2

Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, заполнение таблицы, работа по карточке.

Коррекция внимания, наблюдательности, умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения.

2.Общий обзор организма человека (4 часа)

3

2.1

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток организма.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, работа с биологическими понятиями, работа по карточке.

Коррекция умения работы с учебной литературой.

4

2.2

Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков работы с таблицами.

5

2.3

Краткие сведения о строении тканей организма.

1

Комбинированный урок

Заполнение таблицы «Ткани человека и их функции».

Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону.

6

2.4

Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Индивидуальная работа по группам.

Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков работы с таблицами, навыков групповой работы.

3.Опора тела и движение (12 часов)

7

3.1

Значение опорно-двигательной системы.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы.

8

3.2

Состав и строение костей.

1

Комбинированный урок

Опыт «Состав костей»

Заполнение таблицы «Строение костей».

Коррекция умения наблюдать, делать вывод на основе увиденного, работать с учебником, навыков работы с таблицами.

9

3.3

Скелет человека. Скелет головы.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием.

Зарисовка строения черепа.

Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма, зрительного восприятия объекта.

10

3.4

Скелет человека. Скелет туловища.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием.

Индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма, навыков индивидуальной работы.

11

3.5

Скелет человека. Скелет конечностей.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием.

Заполнение таблицы «Скелет конечностей и его функции».

Коррекция умения наблюдать, делать вывод на основе увиденного, работать с учебником, навыков работы с таблицами.

12

3.6

Соединения костей (подвижное и неподвижное).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием. Заполнение таблицы «Типы соединения костей».

Коррекция умения наблюдать, делать вывод на основе увиденного, работать с учебником, навыков работы с таблицами.

13

3.7

Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки.

Коррекция навыков быстрого чтения и письма, умения составления рассказа с опорой на рисунки учебника.

14

3.8

Основные группы мышц человеческого тела.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Заполнение таблицы «Группы мышц».

Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц.

15

3.9

Работа мышц.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Опыт, демонстрирующий статистическую и динамическую нагрузки на мышцы, работа с биологическими понятиями.

Коррекция навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

16

3.10

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа с опорой на рисунки учебника.

Коррекция навыков индивидуальной работы, работы с учебником, составления рассказа с опорой на рисунки учебника, коррекция зрительного восприятия.

17

3.11

Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам, чтение текста учебника.

Коррекция навыков индивидуальной работы,умения работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

18

3.12

Повторение темы «Опорно-двигательная система»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовая работа.

Коррекция навыка творческой работы, использования шаблона, внимания, наблюдательности.

4.Кровь и кровообращение (10 часов)

19

4.1

Значение крови и кровообращения. Состав крови. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови»

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа.

Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови».

Коррекция навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

20

4.2

Органы кровообращения сердце и сосуды.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки.

Коррекция умения сравнивать и  делать вывод на основе сравнения, навыков работы с рисунками учебника.

21

4.3

Сердце, его строение и работа.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки. Объяснение биологических понятий.

Коррекция умения сравнивать и  делать вывод на основе сравнения, навыков работы с рисунками учебника,составления рассказа с опорой на рисунки учебника, умения объяснять биологические понятия.

22

4.4

Большой и малый круги кровообращения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, наблюдение движения крови по кругам кровообращения на интерактивной схеме.

Зарисовка схемы «Круги кровообращения».

Коррекциянавыка работы с учебной литературой и тетрадью, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы.

23

4.5

Движение крови по сосудам.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, наблюдение движения крови по сосудам на интерактивной схеме.

Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником.

24

4.6

Пульс. Лабораторная работа«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений».

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Лабораторная работа«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений».

Коррекция умения работать самостоятельно, коррекция навыков выполнения лабораторных работ.

25

4.7

Первая помощь при кровотечениях.

1

Комбинированный урок

Работа по тексту учебника (коллективная).

Коррекциянавыка работы с учебной литературой, умения выявлять главное и на основе этого делать выводы.

26

4.8

Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.

1

Комбинированный урок

Работа по тексту учебника (коллективная).

Коррекция умения работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

27

4.9

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

1

Комбинированный урок

Просмотр видеофильмов.

Коррекция умения слушать, запоминать, делать выводы на основе увиденного материала.

28

4.10

Повторение темы «Кровеносная система».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекциянавыка выполнения самостоятельной работы, выполнения творческих заданий.

5.Дыхание (7 часов)

29

5.1

Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа.

Зарисовка строения дыхательных путей.

Коррекция умения слушать, запоминать, сравнивать и анализировать,навыка работы с рисунками учебника.

30

5.2

Голосовой аппарат.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Коррекция умения работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

31

5.3

Газообмен в легких и тканях. Строение легких.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

32

5.4

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

33

5.5

Болезни, передающиеся через воздух.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Составление рассказа по опорной карточке.

Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, навыка быстрого чтения и письма, составления рассказа по опорной карточке.

34

5.6

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.

1

Комбинированный урок

Чтение дополнительного материала, беседа по прочитанному материалу, просмотр видеофильма «Вред никотина».

Коррекция навыков здорового образа жизни, быстрого чтения, умения обсуждать прочитанное, делать выводы на основе просмотренного фильма.

35

5.7

Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия.

6.Пищеварение (11 часов)

36

6.1

Значение пищеварения.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа.

Индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения слушать, запоминать, сравнивать и анализировать,навыка работы с рисунками учебника.

37

6.2

Питательные вещества и витамины.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа. Заполнение таблицы « Витамины и продукты их содержащие».

Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

38

6.3

Пищевые продукты. Лабораторная работа «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле»

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Лабораторная работа «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле».

Коррекция навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

39

6.4

Органы пищеварения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с рисунками и текстом учебника.

Коррекция умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

40

6.5

Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

41

6.6

Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы.

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Составление рассказа по опорной карточке.

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по опорной карточке, умения наблюдать, делать выводы на основе наблюдения.

42

6.7

Пищеварение в желудке. Демонстрация опыта «Действие желудочного сока на белок»

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Составление рассказа по опорной карточке.

Демонстрация опыта «Действие желудочного сока на белок».

Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по опорной карточке, умения рассуждать, излагать правильно мысли.

43

6.8

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Составление рассказа по опорной карточке.

Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по опорной карточке, умения рассуждать, излагать правильно мысли.

44

6.9

Гигиена питания.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Составление рассказа по опорной карточке.

Коллективная работа по учебнику.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, заполнения схем, умения выражать своё отношение к проблеме, быстрого письма.

45

6.10

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Составление рассказа по опорной карточке.

Заполнение схемы «Причина пищевых отравлений».

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, заполнения схем, умения выражать своё отношение к проблеме, быстрого письма.

46

6.11

Повторение темы

« Пищеварение».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовая работа, фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыка выполнения творческой работы, индивидуальной работы по карточке, используя шаблон.

7.Почки (2 часа)

47

7.1

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коррекция навыков индивидуальной работы по учебнику, умения слушать, высказывать своё мнение.

48

7.2

Предупреждение почечных заболеваний.

1

Комбинированный урок

Коллективная работа по учебнику.

Заполнение схемы «Причина заболеваний выделительной системы».

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, заполнения схем.

8.Кожа (3 часа)

49

8.1

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коррекция умения индивидуальной работы с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

50

8.2

Закаливание организма.

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

51

8.3

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

9.Нервная система (6 часов)

52

9.1

Строение и значение нервной системы.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения, коллективной работы с текстом учебника с целью нахождения ответа на поставленный вопрос.

53

9.2

Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Заполнение схемы «Строение спинного мозга».

Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц.

54

9.3

Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его строение и значение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Заполнение схемы «Строение головного мозга».

Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц.

55

9.4

Гигиена умственного труда. Особенности ВНД человека.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Составление рассказа по опорным схемам.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

56

9.5

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения слушать и принимать участие в беседе, высказывать своё мнение о проблеме, навыков коллективной работы с текстом учебника с целью нахождения ответа на поставленный вопрос, самостоятельной работы по карточкам с опорными словами.

57

9.6

Сон и его значение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Составление рассказа по опорным схемам.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

10.Органы чувств (7 часов)

58

10.1

Значение органов чувств.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, фронтальная беседа.

Индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения слушать, рассуждать, навыков индивидуальной работыпо карточкам.

59

10.2

Строение, функции, гигиена органа зрения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа.

Составление рассказа по схеме «Внутреннее строение глаза».

Коррекция навыков работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

60

10.3

Строение органа слуха.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа.

Заполнение таблицы «Строение органа слуха».

Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц.

61

10.4

Предупреждение нарушений слуха.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения слушать, принимать участие в беседе, высказывать своё мнение, самостоятельно работать по карточкам с опорными словами.

62

10.5

Органы обоняния и вкуса.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения слушать, принимать участие в беседе, высказывать своё мнение, самостоятельно работать по карточкам с опорными словами.

63

10.6

Кожное и мышечное чувство.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Индивидуальная работа по учебнику.

Коррекция умения слушать, принимать участие в беседе, высказывать своё мнение, индивидуально работать по учебнику, с целью нахождения точного ответа на поставленный вопрос.

64

10.7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Составление рассказа по опорным схемам, тестовая работа.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

11.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (4 часа)

65

11.1

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Составление рассказа по опорным схемам.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

66

11.2

Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Составление рассказа по опорным схемам.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

67

11.3

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. Итоговое повторение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Составление рассказа по опорным схемам.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

68

11.4

Итоговое повторение.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Составление рассказа по опорным схемам, тестовая работа.

Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г

2. «Биология. Человек» для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.И.В.Романов, И.Б.Агафонова– М. Дрофа 2009

3.Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010

Оборудование и приборы

1.Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3.Экран

Дидактический материал

Цифровые образовательные ресурсы

Презентации по изучаемым темам курса.

Слайд – альбом «Человек»

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/

интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru

интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru

Литература, рекомендованная для учащихся

1. «Биология. Человек» для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.И.В.Романов, И.Б.Агафонова– М. Дрофа 2009

2.Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010

Литература, использованная при подготовке программы

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г

Лист корректировки программы 9а класс

Причина невыполнения

Количество не проведённых часов

Планируемые меры по выполнению программ

Экономия часов за счёт принятых мер

Сроки устранения и темы

Дата проведения урока выпадает на праздничные дни

2 часа

уплотнение материала

2 часа

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).(1 час)

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. Итоговое повторение.(1 час)

Лист корректировки программы 9б класс

Причина невыполнения

Количество не проведённых часов

Планируемые меры по выполнению программ

Экономия часов за счёт принятых мер

Сроки устранения и темы

Дата проведения урока выпадает на праздничные дни

Карантин по гриппу

2 часа

2 часа

уплотнение материала

уплотнение материала

2 часа

2 часа

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).(1 час)

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. Итоговое повторение.(1 час)

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

Повторение темы «Кровеносная система».(1 час)

Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции.

Голосовой аппарат.(1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...