Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва. Владос, 2011г.
Учебно-методический комплекс:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2011г
-Учебник: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2009
-Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органон в целом всего организма человека. Обучающиеся, воспитанники знакомятся с ними теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употреблен спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Применяются биологические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В процессе изучения организма человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_novoe.docx | 64.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
Учебно-методический комплекс:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г.
-Учебник: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2009.
-Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органон в целом всего организма человека. Обучающиеся, воспитанники знакомятся с ними теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употреблен спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. Применяются биологические знания и уменияв повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В процессе изучения организма человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
Цель:
- Создание условий для формирования знаний о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека; умения использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основных биологических понятий;
- формирование навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- формирование умения измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах;
- формирование умений соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, о вреде курения, употреблении спиртных напитков, наркомании, токсикомании;
- формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства со строением организма у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление;
- учащиеся имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой; взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
- воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
- воспитание навыков здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и человека).
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения:
1.По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2.По месту организации (школьные)
3.Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4.Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д
Виды деятельности
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение за физиологическими процессами человеческого организма,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- называние и характеристика органов и систем органов по их строению и выполняемым функциям,
- сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями,
- активное участие в беседе,
- составление рассказов с опорой на план
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
- освоение на практике полученных знаний.
На изучение предмета в 9 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю 68 часов.
1 четверть - 18 часов
2 четверть - 14 часов
3 четверть - 18 часов
4 четверть –16 часов
Фактически за учебный год 66 часов.
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
- В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)
Группы учащихся:
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Планируемые результаты освоения курса:
- название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно – гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Содержание тем учебного курса
№ п/п тем | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | |||
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Экскурсии | |||
1 | Введение | 2 | - | - | - | - |
2 | Общий обзор организма человека | 4 | - | - | - | - |
3 | Опора тела и движение | 12 | - | - | - | - |
4 | Кровь и кровообращение | 10 | - | - | 2 | - |
5 | Дыхание | 7 | - | - | - | - |
6 | Пищеварение | 10 | - | - | 3 | - |
7 | Почки | 2 | - | - | - | - |
8 | Кожа | 3 | - | - | - | - |
9 | Нервная система | 6 | - | - | - | - |
10 | Органы чувств | 7 | - | - | - | - |
11 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 5 | - | - | - | - |
Тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов, тем урока | Количество часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1.Введение (2час) | |||||||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. День Знаний. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа. | Коррекция внимания, наблюдательности, умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения. | |
2 | 1.2 | Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, заполнение таблицы, работа по карточке. | Коррекция внимания, наблюдательности, умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения. | |
2.Общий обзор организма человека (4 часа) | |||||||
3 | 2.1 | Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток организма. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с биологическими понятиями, работа по карточке. | Коррекция умения работы с учебной литературой. | |
4 | 2.2 | Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков работы с таблицами. | |
5 | 2.3 | Краткие сведения о строении тканей организма. | 1 | Комбинированный урок | Заполнение таблицы «Ткани человека и их функции». | Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону. | |
6 | 2.4 | Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. Индивидуальная работа по группам. | Коррекция умения работы с учебной литературой, навыков работы с таблицами, навыков групповой работы. | |
3.Опора тела и движение (12 часов) | |||||||
7 | 3.1 | Значение опорно-двигательной системы. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы. | |
8 | 3.2 | Состав и строение костей. | 1 | Комбинированный урок | Опыт «Состав костей» Заполнение таблицы «Строение костей». | Коррекция умения наблюдать, делать вывод на основе увиденного, работать с учебником, навыков работы с таблицами. | |
9 | 3.3 | Скелет человека. Скелет головы. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием. Зарисовка строения черепа. | Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма, зрительного восприятия объекта. | |
10 | 3.4 | Скелет человека. Скелет туловища. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием. Индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма, навыков индивидуальной работы. | |
11 | 3.5 | Скелет человека. Скелет конечностей. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием. Заполнение таблицы «Скелет конечностей и его функции». | Коррекция умения наблюдать, делать вывод на основе увиденного, работать с учебником, навыков работы с таблицами. | |
12 | 3.6 | Соединения костей (подвижное и неподвижное). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с интерактивным пособием. Заполнение таблицы «Типы соединения костей». | Коррекция умения наблюдать, делать вывод на основе увиденного, работать с учебником, навыков работы с таблицами. | |
13 | 3.7 | Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки. | Коррекция навыков быстрого чтения и письма, умения составления рассказа с опорой на рисунки учебника. | |
14 | 3.8 | Основные группы мышц человеческого тела. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Заполнение таблицы «Группы мышц». | Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц. | |
15 | 3.9 | Работа мышц. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Опыт, демонстрирующий статистическую и динамическую нагрузки на мышцы, работа с биологическими понятиями. | Коррекция навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | |
16 | 3.10 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа с опорой на рисунки учебника. | Коррекция навыков индивидуальной работы, работы с учебником, составления рассказа с опорой на рисунки учебника, коррекция зрительного восприятия. | |
17 | 3.11 | Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа по карточкам, чтение текста учебника. | Коррекция навыков индивидуальной работы,умения работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
18 | 3.12 | Повторение темы «Опорно-двигательная система» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа. | Коррекция навыка творческой работы, использования шаблона, внимания, наблюдательности. | |
4.Кровь и кровообращение (10 часов) | |||||||
19 | 4.1 | Значение крови и кровообращения. Состав крови. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови» | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови». | Коррекция навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | |
20 | 4.2 | Органы кровообращения сердце и сосуды. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки. | Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, навыков работы с рисунками учебника. | |
21 | 4.3 | Сердце, его строение и работа. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки. Объяснение биологических понятий. | Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, навыков работы с рисунками учебника,составления рассказа с опорой на рисунки учебника, умения объяснять биологические понятия. | |
22 | 4.4 | Большой и малый круги кровообращения. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, наблюдение движения крови по кругам кровообращения на интерактивной схеме. Зарисовка схемы «Круги кровообращения». | Коррекциянавыка работы с учебной литературой и тетрадью, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы. | |
23 | 4.5 | Движение крови по сосудам. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, наблюдение движения крови по сосудам на интерактивной схеме. | Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником. | |
24 | 4.6 | Пульс. Лабораторная работа«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Лабораторная работа«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений». | Коррекция умения работать самостоятельно, коррекция навыков выполнения лабораторных работ. | |
25 | 4.7 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Комбинированный урок | Работа по тексту учебника (коллективная). | Коррекциянавыка работы с учебной литературой, умения выявлять главное и на основе этого делать выводы. | |
26 | 4.8 | Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. | 1 | Комбинированный урок | Работа по тексту учебника (коллективная). | Коррекция умения работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
27 | 4.9 | Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр видеофильмов. | Коррекция умения слушать, запоминать, делать выводы на основе увиденного материала. | |
28 | 4.10 | Повторение темы «Кровеносная система». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекциянавыка выполнения самостоятельной работы, выполнения творческих заданий. | |
5.Дыхание (7 часов) | |||||||
29 | 5.1 | Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа. Зарисовка строения дыхательных путей. | Коррекция умения слушать, запоминать, сравнивать и анализировать,навыка работы с рисунками учебника. | |
30 | 5.2 | Голосовой аппарат. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. | Коррекция умения работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
31 | 5.3 | Газообмен в легких и тканях. Строение легких. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
32 | 5.4 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
33 | 5.5 | Болезни, передающиеся через воздух. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Составление рассказа по опорной карточке. | Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, навыка быстрого чтения и письма, составления рассказа по опорной карточке. | |
34 | 5.6 | Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. | 1 | Комбинированный урок | Чтение дополнительного материала, беседа по прочитанному материалу, просмотр видеофильма «Вред никотина». | Коррекция навыков здорового образа жизни, быстрого чтения, умения обсуждать прочитанное, делать выводы на основе просмотренного фильма. | |
35 | 5.7 | Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия. | |
6.Пищеварение (11 часов) | |||||||
36 | 6.1 | Значение пищеварения. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения слушать, запоминать, сравнивать и анализировать,навыка работы с рисунками учебника. | |
37 | 6.2 | Питательные вещества и витамины. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Заполнение таблицы « Витамины и продукты их содержащие». | Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | |
38 | 6.3 | Пищевые продукты. Лабораторная работа «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле» | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Лабораторная работа «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле». | Коррекция навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | |
39 | 6.4 | Органы пищеварения. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с рисунками и текстом учебника. | Коррекция умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
40 | 6.5 | Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
41 | 6.6 | Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Составление рассказа по опорной карточке. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». | Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по опорной карточке, умения наблюдать, делать выводы на основе наблюдения. | |
42 | 6.7 | Пищеварение в желудке. Демонстрация опыта «Действие желудочного сока на белок» | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Составление рассказа по опорной карточке. Демонстрация опыта «Действие желудочного сока на белок». | Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по опорной карточке, умения рассуждать, излагать правильно мысли. | |
43 | 6.8 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Составление рассказа по опорной карточке. | Коррекция навыков правильного письма, составления рассказа по опорной карточке, умения рассуждать, излагать правильно мысли. | |
44 | 6.9 | Гигиена питания. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Составление рассказа по опорной карточке. Коллективная работа по учебнику. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, заполнения схем, умения выражать своё отношение к проблеме, быстрого письма. | |
45 | 6.10 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Составление рассказа по опорной карточке. Заполнение схемы «Причина пищевых отравлений». | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, заполнения схем, умения выражать своё отношение к проблеме, быстрого письма. | |
46 | 6.11 | Повторение темы « Пищеварение». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа, фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыка выполнения творческой работы, индивидуальной работы по карточке, используя шаблон. | |
7.Почки (2 часа) | |||||||
47 | 7.1 | Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. | Коррекция навыков индивидуальной работы по учебнику, умения слушать, высказывать своё мнение. | |
48 | 7.2 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | Комбинированный урок | Коллективная работа по учебнику. Заполнение схемы «Причина заболеваний выделительной системы». | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, заполнения схем. | |
8.Кожа (3 часа) | |||||||
49 | 8.1 | Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. | Коррекция умения индивидуальной работы с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
50 | 8.2 | Закаливание организма. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
51 | 8.3 | Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
9.Нервная система (6 часов) | |||||||
52 | 9.1 | Строение и значение нервной системы. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. | Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения, коллективной работы с текстом учебника с целью нахождения ответа на поставленный вопрос. | |
53 | 9.2 | Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Заполнение схемы «Строение спинного мозга». | Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц. | |
54 | 9.3 | Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его строение и значение. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Заполнение схемы «Строение головного мозга». | Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц. | |
55 | 9.4 | Гигиена умственного труда. Особенности ВНД человека. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. | |
56 | 9.5 | Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения слушать и принимать участие в беседе, высказывать своё мнение о проблеме, навыков коллективной работы с текстом учебника с целью нахождения ответа на поставленный вопрос, самостоятельной работы по карточкам с опорными словами. | |
57 | 9.6 | Сон и его значение. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. | |
10.Органы чувств (7 часов) | |||||||
58 | 10.1 | Значение органов чувств. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, фронтальная беседа. Индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения слушать, рассуждать, навыков индивидуальной работыпо карточкам. | |
59 | 10.2 | Строение, функции, гигиена органа зрения. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Составление рассказа по схеме «Внутреннее строение глаза». | Коррекция навыков работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. | |
60 | 10.3 | Строение органа слуха. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Заполнение таблицы «Строение органа слуха». | Коррекция умения слушать, наблюдать, работать с учебником, навыков заполнения таблиц. | |
61 | 10.4 | Предупреждение нарушений слуха. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения слушать, принимать участие в беседе, высказывать своё мнение, самостоятельно работать по карточкам с опорными словами. | |
62 | 10.5 | Органы обоняния и вкуса. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения слушать, принимать участие в беседе, высказывать своё мнение, самостоятельно работать по карточкам с опорными словами. | |
63 | 10.6 | Кожное и мышечное чувство. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Индивидуальная работа по учебнику. | Коррекция умения слушать, принимать участие в беседе, высказывать своё мнение, индивидуально работать по учебнику, с целью нахождения точного ответа на поставленный вопрос. | |
64 | 10.7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам, тестовая работа. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. | |
11.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (4 часа) | |||||||
65 | 11.1 | Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. | |
66 | 11.2 | Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. | |
67 | 11.3 | Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. Итоговое повторение. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. | |
68 | 11.4 | Итоговое повторение. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. Составление рассказа по опорным схемам, тестовая работа. | Коррекция навыков коллективной работы по учебнику, умения слушать, принимать участие в беседе, составлять рассказ по опорной схеме. |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
2. «Биология. Человек» для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.И.В.Романов, И.Б.Агафонова– М. Дрофа 2009
3.Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран
Дидактический материал
Цифровые образовательные ресурсы
Презентации по изучаемым темам курса.
Слайд – альбом «Человек»
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru
интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru
Литература, рекомендованная для учащихся
1. «Биология. Человек» для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.И.В.Романов, И.Б.Агафонова– М. Дрофа 2009
2.Рабочая тетрадь: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек.9 класс – М. Дрофа 2010
Литература, использованная при подготовке программы
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Человек. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
Лист корректировки программы 9а класс
Причина невыполнения | Количество не проведённых часов | Планируемые меры по выполнению программ | Экономия часов за счёт принятых мер | Сроки устранения и темы |
Дата проведения урока выпадает на праздничные дни | 2 часа | уплотнение материала | 2 часа | Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).(1 час) Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. Итоговое повторение.(1 час) |
Лист корректировки программы 9б класс
Причина невыполнения | Количество не проведённых часов | Планируемые меры по выполнению программ | Экономия часов за счёт принятых мер | Сроки устранения и темы |
Дата проведения урока выпадает на праздничные дни Карантин по гриппу | 2 часа 2 часа | уплотнение материала уплотнение материала | 2 часа 2 часа | Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).(1 час) Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. Итоговое повторение.(1 час) Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды. Повторение темы «Кровеносная система».(1 час) Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции. Голосовой аппарат.(1 час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...
Рабочая программа по чтению 6 класс в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях 8 вида
Рабочая программа по чтению в 6 классе. Учебник И.М.Бгажнокова ...