"Воспитание основ толерантности через ознакомление с художественной литературой"
учебно-методический материал на тему
Доклад к педагогическому совету "Формирование представлений о культуре и традициях разных народов посредством художественной литературы и театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педагогическому совету
"Воспитание основ толерантности через ознакомление с художественной литературой"
Учитель-логопед: Калинина О.В.
В последнее время перед обществом стоят проблемы толерантности.
Толерантность(лат. tolerantia–«терпение») - терпение к другому образу жизни, обычаям, мнениям, поведению, верованиям, идеям, чувствам.
Проблема толерантности впервые появилась в цивилизации Западной Европы на религиозном уровне, и она положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Решающим моментом в истории толерантности был период Кромвеля в истории Англии XVII в.; когда в этой стране сложились условия плюрализма и религиозной терпимости, установилась общая атмосфера милосердия и мира в гражданском обществе. Люди учились слушать и слышать друг друга, несмотря на разнообразные разногласия во мнениях, чувствах, верований. Известно изречение Вольтера, характеризующие эту эпоху:«Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая теория терпимости.
Работая с дошкольниками, очень важно сформировать у детей такие качества личности, как гуманизм, ценностное отношение к окружающим, терпимость к другим точкам зрения, понимающее сопереживание к людям, с которыми ребенок не согласен с какими-то их взглядами, позициями, не приводящее к конфликту, сохраняя внутреннее спокойствие, самоуважение.
Читая ребенку различные произведения, разбирая поступки, мысли и чувства героев, мы сможем сформировать у них основы толерантности.
Давайте рассмотрим примеры произведений как русской, так и зарубежной литературы.
Сказка В.С. Сухомлинского «Пусть будут соловей и жук»
В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню.
А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку:
— Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь. Твое жужжание не нужно никому, и вообще, лучше бы, если бы тебя, жука, вообще не было.
Жук с достоинством ответил:
— Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья.
— Вот так мудрость! — рассмеялся Соловей. - 3начит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен.
Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают:
— Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире — Соловья или Жука?
— Пусть буду и Соловей, и Жук, — ответила Девочка — И подумав, добавила: — Как же можно без Жука?
Вопросы для беседы:
- Согласны ли вы с мнением девочки?
- По вашему мнению, почему нужны и Соловей, и Жук?
На примере этой сказки можно показать всю многообразность мира, где важны такие разные по сути герои: и Соловей, и Жук. Ведь в мире необходимо уживаться самым разным людям, независимо от того, какой у них образ жизни, культура.
Повесть С.А.Баруздина «Как Снежок в Индию попал»
С.А. Баруздин рассказывает о Чукотке, где живет эскимосский мальчик Уйрапак, нашедший маленького медвежонка, которого назвали Снежок. Малыши побывают в Московском зоопарке, на площадке молодняка, где Снежок забавлялся с поросенком, тигренком и лисенком. Вместе с медвежонком дошкольники совершат путешествие на самолете через горы и приземлятся в столице Индии Дели, где встретятся с улыбчивыми и трудолюбивыми индусами.
Повесть С.А. Баруздина «Рави и Шави»
Очень интересна история двух слонят из Индии Рави и Шави, интересные приключения, путешествия этих героев показывают ребенку, насколько разнообразен мир, какие разные народы его населяют, воспитывает доброжелательность ко всем людям, независимо от национальной принадлежности.
Туве Янсон «Рассказы о муми - троллях»
Главные герои этого произведения – папа, мама и дети Мумитролли, их близкие, друзья, недоброжелатели, представляющие разные типы людей.
«Для меня лучшие книги о толерантности – истории о Муми-троллях, написанные Туве Янсон. Когда в доме появляется новое существо, мама ставит на стол новую тарелку, а папа ставит новую кровать. И жизнь идет своим чередом».(Алексей Копейкин, сотрудник РГДБ).
Стихотворение С. Я.Маршака «Всемирный хоровод»
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Вопросы для беседы:
- О чём С.Я.Маршак написал это стихотворение? (На нашей планете Земля живут дети разнообразных цветов кожи и национальностей, которые дружат друг с другом.)
- А почему детям нужно дружить? (Чтобы все жили счастливо и мирно, помогая друг другу, и не было войны на Земле).
Стихи Юлиана Тувима
В стихотворении «Бамбо» Юлиан Тувим, описывая мальчика-негритёнка, старается вызвать у ребенка расположение к нему. Ведь Бамбо прилежный, веселый мальчик, очень любящий свою маму. А как нам хочется подружиться с этим милым чернокожим малышом:
«Наш ровесник Бамбо
В Африке живет.
Чернокожий Бамбо
С солнышком встает.
Он уходит в школу
Рано, на заре,
Он уже читает
Буквы в букваре.
Как прилежен мальчик!
А домой придет,
Прыгает и скачет,
Пляшет и поет…
Вот бы нам бы к Бамбо
На денек попасть,
Вот бы нам бы с Бамбо
Наиграться всласть!».
Таким образом, воздействие художественной литературы на маленького читателя огромно. Сопереживая своим сверстникам очень непохожим на нас, мы формируем основы толерантного отношения детей к
непонятному, неизвестному миру других людей. «Путь к другому человеку, как мы знаем, лежит через эмпатию - умение увидеть другого изнутри, взглянуть на мир его глазами, соотнести его со своим миром... Писатели нам показывают, как надо много преодолеть в себе, чтобы к тому, кто ненавистен, потеплело сердце»[1].
Используемая литература:
- Тихомирова И. Толерантность в контексте детского чтения (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идея сотрудничества и толерантности», 22-23 апр. 2004).
[1]Тихомирова И. Толерантность в контексте детского чтения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идея сотрудничества и толерантности», 22-23 апр. 2004.- URL: http://www.pushkinlib.spb.ru/portfolio.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам Пушкина»
Как увлекательно и весело познакомить детей с произведениями великого русского поэта....
Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"
Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой...
тематический план работы по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 год обучения
занятия по ознакомлению с художественной литературой 1, 2, 3 года обучения для детей с ОВЗ...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Колосок"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе ЗПР "Колосок", на основе украинской народной сказки....
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
В настоящее время особенно актуальной стала проблема проявления среди молодежи неприятия людей других национальностей, культур, верований, иных взглядов. В молодежной среде ...
Материал для работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с художественной литературой
Материал для работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с художественной литературой...