ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
статья (10 класс) по теме
В настоящее время особенно актуальной стала проблема проявления среди молодежи неприятия людей других национальностей, культур, верований, иных взглядов. В молодежной среде всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Зачастую это проявляется в возникновении экстремистских молодежных группировок. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания подростков в духе толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
Пуговкина Наталья Анатольевна,
учитель немецкого языка
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Гимназия №38»,
г. Тольятти, Россия, pugovkina38@gmail.com
В настоящее время особенно актуальной стала проблема проявления среди молодежи неприятия людей других национальностей, культур, верований, иных взглядов. В молодежной среде всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Зачастую это проявляется в возникновении экстремистских молодежных группировок. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания подростков в духе толерантности.
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1]. По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен Международным годом Толерантности. С этого времени слово «толерантность» часто используется в нашей повседневной жизни. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой был четко определен этот термин.
Зачастую прекрасно понимая, что все люди разные, мы все же не всегда ведем себя корректно и адекватно. Не всегда просто, быть терпимым по отношению друг к другу.
Проблему толерантности можно рассматривать как воспитательную проблему.
________________________________________________________________
[1]Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
Уже с начальной школы мы обсуждаем основные нормы морали, культурного поведения среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими. Постепенно учащиеся начинают осознавать, что все люди разные, но они должны находить общий язык друг с другом. Как же обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования? Школа должна создать благоприятные условия для межнационального общения. Но, прежде всего, всем учащимся необходимо прививать чувство уважения к своей культуре и культурам других народов, к людям разных социальных слоев и разных полов. Школа должна научить молодых людей умению различать добро и зло, взаимовыручке, сопереживанию. Процесс обучения детей с физическими особенностями в общеобразовательных школах, а затем и высших учебных заведениях способствует усилению толерантности в обществе.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников. Это могут быть уроки, классные часы, дискуссии, диспуты, дебаты, фестивали, конференции и т.д. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык.
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. В обществе существуют стереотипы по отношению к чужим народам и культурам. Поэтому очень важно содействовать получению знаний о народах и их традициях. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.
Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. В воспитании культуры толерантности должны участвовать родители, дети и учителя.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером сотрудничества двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к окружающему миру.
«Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям».
___________________________________________________________________
[2] Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
Библиографический список:
- Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №9
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
- Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
- http://www.vherzen.ru/images/den_uchitelay_2013/publikacii/DEKLARACIYA_PRINCIPOV_TOLERANTNOSTI.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ толерантного сознания у подростков.
Профилактика различных видов экстремизма и противодействия им для многонациональной России имеют особую актуальность в наше время. Особенно важным является формирование и внедрение норм толерантного п...
Воспитание толерантности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований...
Доклад для родительского собрания на тему: "Воспитание толерантности у учащихся"
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда веде...
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...
Направления и формы деятельности по формированию основ толерантного сознания учащихся, их родителей, педагогов.
Толерантность...
"Воспитание основ толерантности через ознакомление с художественной литературой"
Доклад к педагогическому совету "Формирование представлений о культуре и традициях разных народов посредством художественной литературы и театрализованной деятельности"...
- Мне нравится (1)