мастер-класс "Типология уроков ФГОС. Моделирование урока открытия нового знания.
методическая разработка на тему

Мастер-класс проводится с применением системно-деятельностного подхода в форме урока открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Типы современного урока системно-деятельностной  направленности. Моделирование урока открытия нового знания

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Уважаемые коллеги, хотелось бы начать свое выступление с просмотра мультипликационного фильма, который называется «Барашек и кролень».  Мне бы хотелось, чтобы вы после просмотра этого фильма поделись своими впечатлениями. Будьте готовы рассказать, какие ассоциации у вас вызывают главные герои этого мультфильма, связанные с новыми требованиями, предъявляемыми профессиональным стандартом к учителю и его деятельности. Можно комментировать по мере просмотра.

Предполагаемый ответ: барашек ассоциируется с учителем, который обрастает шерстью (опытом работы, у него складывается своя система, но в связи с нововведениями в системе образования, каждый раз учителю («барашку») приходится подвергаться «стрижке», перестраивать систему работы в соответствии с новыми требованиями.

Поскольку основной формой работы учителя является урок, то сегодня речь пойдёт о современном уроке системно-деятельностной  направленности.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

Главная методическая цель достигается следующими путями:

Ход познания – «от обучающегося». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с обучающимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий обучающимуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль обучающихся). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе класса.

Предлагаю провести мастер-класс с учетом всех этих требований.

Уроки системно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы. На слайде названия уроков системно-деятельностной направленности и традиционного типа. Посовещавшись в группах, выберите типы современных  уроков ФГОС. (Ответы групп)

Предлагаю свериться с правильным ответом.

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки отработки умений и рефлексии
  3. Уроки общеметодологической направленности
  4. Уроки развивающего контроля
  1. Выявление места и причины затруднения

Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение, каких знаний нам не хватило, чтобы правильно выполнить задание? (беседа с аудиторией)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Исходя из ваших ответов, какую цель этого занятия вы бы каждый для себя поставили?

Узнать, как правильно планировать уроки системно-деятельностной направленности.

Предлагаю остановиться на самом наиболее часто встречающемся типе - уроке «открытия» нового знания.

Что именно нам необходимо узнать, чтобы научиться строить урок «открытия» нового знания? (Этапы урока, методы и формы учебной деятельности и т.д.)

Другими словами, нам необходимо построить урок системно-деятельностной направленности поэтапно, с учётом необходимого времени, определив деятельность обучающихся на каждом этапе урока.

Как мы сформулируем тему занятия?

«Моделирование урока открытия нового знания»

  1. Реализация построенного проекта

У вас на столах находятся материалы для построения структуры урока: этапы урока, их продолжительность, деятельность обучающихся. На слайдах цель каждого этапа. Работая в группах, расставьте этапы в правильной последовательности, выберите, какую деятельность будут осуществлять обучающиеся на каждом из этих этапов, и сколько времени это должно занять? (Группы озвучивают структуру урока открытия нового знания).

№ п/п

Этапы урока деятельностной направленности

Продолжительность

Деятельность обучающегося

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1-2 мин.

- установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»

- включиться в учебную деятельность

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4-5 мин.

- повторить необходимый материал

- активизировать мыслительные операции

- совершить пробное действие

- зафиксировать затруднение

3

Выявление места и причины затруднения

3-4 мин.

- проанализировать свои действия

- зафиксировать место затруднения

- найти причину затруднения

4

Построение проекта выхода из затруднения

4-6 мин.

- сформулировать цель действий

- согласовать тему урока

- выбрать способ и средства для действий

- сформулировать план действий

5

Реализация построенного проекта

5-8 мин.

- реализовать проект в соответствии с планом

- открыть новое знание и зафиксировать его в речи

- зафиксировать преодоление затруднения

- сделать вывод в общем виде

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4-5 мин.

- выполнить фронтально, в группах, в парах задания нового типа

- озвучить новое знание вслух

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3-5 мин.

- самостоятельно выполнить задание

- проверить по эталону

- выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть

8

Включение в систему знаний и повторение

5-8 мин.

- выполнить задание где новые знания связаны с изученным

- подготовиться к изучению следующих разделов

9

Рефлексия учебной деятельности

2-3 мин.

- оценить свою деятельность на уроке

- соотнести цель и результаты

- наметить новую цель

- определиться с домашним заданием

        Итак, мы реализовали наш проект в соответствии с составленными нами планом, открыли новое знание и зафиксировали его в речи. Мы преодолели затруднение?  На каком из этапов урока открытия нового знания мы сейчас находимся?

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Перед вами краткий конспект урока открытия нового знания. Найдите ошибку, какие этапы представлены в неверной последовательности?
  2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Перед вами ещё один краткий конспект урока открытия нового знания, в котором не хватает двух этапов. Какие это этапы? Ваша задача дополнить недостающие этапы.
  3. Включение в систему знаний и повторение. Перед вами учебники английского языка для 6-11 класса “Spotlight”, авторов О.В.Афанасьевой, Д.Дули и др. предлагаю вам составить свой краткий план урока открытия нового знания.
  4. Рефлексия учебной деятельности. Оцените свою деятельность на занятии. Какую цель мы перед собою ставили? Какого результата мы достигли? Какую новую цель теперь перед собою поставим?

Критерии результативности урока

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к обучающемуся.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает ставить и адресовать вопросы.

 5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода

 Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом: 1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).

 2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).

 3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).

 4. Сколько учеников получили оценки (должны все).

 5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).

 6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).

 7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).

 8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).



Предварительный просмотр:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1-2 мин.

- установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»

- включиться в учебную деятельность

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4-5 мин.

- повторить необходимый материал

- активизировать мыслительные операции

- совершить пробное действие

- зафиксировать затруднение

Выявление места и причины затруднения

3-4 мин.

- проанализировать свои действия

- зафиксировать место затруднения

- найти причину затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

4-6 мин.

- сформулировать цель действий

- согласовать тему урока

- выбрать способ и средства для действий

- сформулировать план действий

Реализация построенного проекта

5-8 мин.

- реализовать проект в соответствии с планом

- открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаково

- зафиксировать преодоление затруднения

- сделать вывод в общем виде

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4-5 мин.

- выполнить фронтально, в группах, в парах задания нового типа

- проговорить новый способ вслух

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3-5 мин.

- самостоятельно выполнить задание

- проверить по эталону

- выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть

Включение в систему знаний и повторение

5-8 мин.

- выполнить задание где новые знания связаны с изученным

- подготовиться к изучению следующих разделов

Рефлексия учебной деятельности

2-3 мин.

- оценить свою деятельность на уроке

- соотнести цель и результаты

- наметить новую цель

- определиться с домашним заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме: "Доли и Дроби", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Урок"ФГОС/Урок открытия новых знаний/Простые механизмы.Рычаги"

ФГОС/ .Урок открытия новых знаний./Простые механизмы.Рычаги"...

Урок"ФГОС/Урок открытия новых знаний/Простые механизмы.Рычаги"

ФГОС/ .Урок открытия новых знаний./Простые механизмы.Рычаги"...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....