Урок математики в 5 классе по теме: "Доли и Дроби", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать. Данный урок построен в соответствии с технологией систмно-дейтельностного метода, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний).
На каждом этапе урока указаны виды формируемых учебных действий, визуальный ряд.
Использование технологий обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии обучащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого одноклассника и считаться друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_doli_i_drobi_sfery.doc | 309.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе ФГОС ООО
Разработан по новым образовательным стандартам учителем математики МБОУ СОШ №25 ст.Анастасиевской МО Славянский район Краснодарского края Конаревой И.П.
Тема урока: Доли и дроби .
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие: Дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби, оперировать математическими символами: записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный , частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Долгожданный дан звонок Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи За работу, в добрый час! | Включаются в деловой ритм урока | Саморегуляция. | |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Найдите половину от 18 , от 42 , от 100, от 356, от 1000. Загадка: Назовите слово, которое используется в математике: Она бывает барабанная или пальцами. А еще она бывает охотничья. Что это? А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это …. Запись темы урока на доске | Устно: 9 , 21 , 50, 178 , 500. Устно: Дробь Доли и дроби Записывают тему урока в тетрадь | Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества. Выдвижение гипотезы. | |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Цель урока Сегодня мы узнаем, что такое доля и что такое дробь, как записываются и читаются обыкновенные дроби, что такое числитель и знаменатель, как найти половину, треть, четверть. Будем решать задачи на нахождение целого по его доли. | Целеполагание, прогнозирование, осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решении практических задач. | ||
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: доли. | Определение доли Людям часто приходится делить целое на доли. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб , арбуз. Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до первой логической остановки. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Назовите еще несколько слов с этой приставкой. Но есть и другие доли. Например, четверть, десятая, сотая. Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» до конца - Когда образуются доли? Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части – «половина» на три – «треть» на четыре - «четверть» на пять – «пятая» и т.д. - Как можно сравнить доли? -Запишем сравнение долей о которых шла речь в объяснении материала. | Приводят примеры употребления приставки «пол» Тогда, когда один предмет (яблоко, булка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. -Чем на большее количество разделили целое, тем меньше каждая доля. | Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать. Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем. Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. | |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Открываем Тетради-тренажеры на странице 78, выполняем № 180. Необходимо разделить разными способами прямоугольник на две равные части. - Какие фигуры называются равными? - Выполните задание, при необходимости советуясь с соседом по парте. Пара, предложившая самое оригинальное разделение, получит наши аплодисменты. А теперь поработаем по Задачникам-тренажерам устно № 247 а) Как называют доли, полученные при делении целого на 3, 5, 6, 8 равных частей? б) На сколько равных частей разделили целое, если в результате получились четвертые доли? седьмые доли? десятые доли? двенадцатые доли? № 249
а) в половине килограмма; б) в четверти килограмма? 2) Сколько минут: а) в половине часа; б) в четверти часа? № 250 Используя слова «половина», «четверть», прочитайте, который час. | - Фигуры, которые можно совместить наложением. Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте. Демонстрируют свои варианты разделения на ИД. - Одна треть; - одна пятая; - одна шестая; - одна восьмая. -на четыре; -на семь; - на десять; - на двенадцать. - 500 граммов - 250 граммов - 30 минут - 15 минут - четверть двенадцатого - половина двенадцатого - три четверти двенадцатого или без четверти двенадцать. | Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Элементы волевой саморегуляции , выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов поиска решений. | |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: дроби | Понятие о дроби как о сумме нескольких долей Просмотр анимированного объяснения «Деление целого на дроби» - Из чего состоит запись дроби? Делаем запись в тетрадях:
- Что показывает знаменатель дроби? - Что показывает числитель дроби? -Из числителя, знаменателя и дробной черты. | - На сколько равных частей разделили целое. - Сколько частей взяли. Делают запись в тетрадях | Умение систематизировать знания. | |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Выполним устно по Учебнику № 468. (№ 469) - Запишите дроби: одна вторая, одна пятая, две третьих, три четвертых. На доске на клетках показывается образец записи. № 470 - Определить на сколько равных частей разделен квадрат, какая его часть закрашена, какая – нет. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А теперь , ребята , встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять, Наклонитесь вправо, влево, И беритесь вновь за дело. - Работаем по Тетради-тренажеру: № 183. Первый вариант записывает дробью, какая часть фигуры закрашена, второй вариант, какая часть фигуры не закрашена. Потом посмотреть на результаты в парах и сделать вывод. | - одна треть, знаменатель 3 показывает, что целое разделили на 3 равные части, числитель 1, что взяли одну часть из трех; - три седьмые, знаменатель 7 показывает, что целое разделили на 7 равных частей, числитель 3, что взяли три части из семи; - девять десятых, знаменатель 10 показывает, что целое разделили на 10 равных частей, числитель 9, что взяли девять частей из десяти; - тридцать одна сотая, знаменатель 100 показывает, что целое разделили на 100 равных частей, числитель 31, что взяли тридцать одну часть из ста. Записывают в тетрадях под диктовку:
Поясняют, что означает каждая дробь аналогично № 468. а) фигура разделена на шесть частей, закрашено пять шестых, не закрашена одна шестая часть; б) фигура разделена на девять частей, закрашено шесть девятых, не закрашено три девятых; в) фигура разделена на восемь частей, закрашено три восьмых, не закрашено пять восьмых; г) фигура разделена на двенадцать частей, закрашено семь двенадцатых, не закрашено пять двенадцатых. 1 вариант: 2 вариант: Вывод: Числители соответствующих дробей у разных вариантов дополняют друг друга до числа равного знаменателю. Дробь, у которой числитель и знаменатель равны, обозначает одну целую фигуру. | ||
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа (6 мин) Вариант I По Задачнику-тренажеру: № 257 (а,в), 258(а), 259 (а) Вариант II По Задачнику-тренажеру: № 257 (б,г), 258(б), 259 (б) | Выполняют задания в тетрадях, проверяют по заготовке на ИД. Оценивают успешность своей работы | Контроль и оценка процесса и результата деятельности, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено. | |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Что изучали сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать определение доли? - Что такое дробь? Из чего она состоит? - Что показывает знаменатель дроби? А что показывает числитель дроби? - Как найти целое, если известна его доля? - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: …. | Формирование регулятивного опыта. | ||
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | По Учебнику п. 29 (с.134), Т-Т № 177, 181, 184, Эл. Прилож. № 470. | Планирование. Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Развитие умения формулировать вопросы. | ||
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо. Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок. | Навыки рефлексии, умение анализировать свою деятельность. | ||
Список литературы:
1.Поурочное тематическое планирование. 5 класс( Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б .Суворова).-М.:Просвещение,2010.-96с.
2.Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников СФЕРЫ .5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
(Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова).- М.: Просвещение,2011. – 80с.
3.Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ( Е.А.Бунимович , Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.; изд.Просвещение, -М.Просвещение, 2010 – 223с.:ил. – (Академический школьный учебник) (СФЕРЫ).
4.Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс . Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др. изд. Просвещение. М.: Просвещение, 2010. – 127с.
5.Математика.Арифметика.Геометрия. Тетрадь- экзаменатор. 5 класс.Н.В.Сафонова. изд. Просвещение,- М.: Просвещение, 2011. – 79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе. Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.
Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание...
Урок-путешествие по математике в 5 классе по теме: "Доли.Обыкновенные дроби"
Цели: 1.Обучение решению примеров и задач с применением обыкновенной дроби. Введение основных понятий: доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель. Проверить навык вычислительной техники. 2. Ра...
План-конспект урока по математике в 5 классе по теме "Доли.Обыкновенные дроби"
План-конспект с перезентацией урока в 5 классе по математике "Доли. Обыкновенные дроби" . (Виленкин Н.Я.)...
урок в 5 классе по теме: "Доли и дроби"
Конспект урока...
Урок открытия новых знаний по теме "Умножение десятичных дробей"(5 класс,учебник Н.Я. Виленкина)
Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.Класс: 5Тип урока: Урок откр...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Приведение дроби к новому знаменателю", автор учебника Е.А.Бунимович
Урок освоения новых знаний по математике в 5 классе по теме "Приведение дроби к новому знаменателю" Планируемый результат: формирование умений учащихся приводить дроби к новым знаменат...