Урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать. Данный урок построен в соответствии с технологией систмно-дейтельностного метода, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний).
На каждом этапе урока указаны виды формируемых учебных действий, визуальный ряд.
Использование технологий обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии обучащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого одноклассника и считаться друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytie_novykh_znaniy.docx | 124.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе ФГОС ООО
Разработан по новым образовательным стандартам учителем математики МБОУ СОШ №25 ст.Анастасиевской МО Славянский район Краснодарского края Конаревой И.П.
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Класс:5
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели урока по содержанию:
-обучающие: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
-развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать,
-делать выводы, развивать внимание.
-воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями.
Тип урока: урок открытия и изучения новых знаний.
Методы:
По источникам знаний: словесные , наглядные.
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный , поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник : Математика. Арифметика .Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ Е.А. Бунимович и др.- 2-е издание- М:Просвещение, 2011.- (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник- тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Е.А.Бунимович и др.. М.: Просвещение, 2010, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный эмоциональный настрой на работу, вовлечь учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. -Ребята, математики древности высоко ценили умение оперировать дробями. Вот как звучит одна старинная задача: У Пифагора однажды спросили, сколько у него учеников. Он ответил: « Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны природы, седьмая часть тренирует силу духа, добавьте к ним еще трех юношей, из которых самый способный Теон . | Включаются в учебную деятельность -Как решать задачу? -А может быть найти наименьшее общее кратное чисел 2 , 4, 7.-это 28. 28:2=14 28:4=7 28:7=4 , да еще3 учеников. | Планирование учебного сотрудничества, самоопределение ,смыслообразование, целеполагание. Наблюдение, опыт, выдвижение гипотезы. | |
Актуализация знаний и умений , фиксация затруднений | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала, зафиксировать все повторяемые понятия, зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности указывающее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Согласовать цель и тему урока. | -На столах учащихся открыт учебник с.156 рубрика: ВЫ УЗНАЕТЕ. | -Ребята, какую важную тему мы сейчас изучаем? -Какие действия с дробями мы умеем выполнять? -А как вы думаете, какие еще действия можно выполнять с обыкновенными дробями? -Запишем тему нашего урока: -Прочитайте на стр.156 рубрику: ВЫ УЗНАЕТЕ -Сократите дроби: 9/15, 25/45,8/32, 62/4. -Выделите целую часть из неправильной дроби: 25/6, 17/5, 23/4, 305/2. -Запишите дроби: 2/3, 5/6, 11/12, 13/18. -Что мы можем сказать об этих дробях? -К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби? Почему к 36? -Приведите все дроби к знаменателю 36. Прочитайте получившийся ряд дробей. -Найдите сумму и разность дробей. Если понадобится, то сократите результат или выделите целую часть из неправильной дроби:33/36-24/36, 30/36+26/36. - Сформулируйте ,каким правилом сложения и вычитания вы воспользовались? Запишите его в общем виде. -Хорошо, продолжим работу: выполните действие 2/9+5/9, 2/5+2/3, 3/10-1/5.Предлагаю поработать в парах. Ваши результаты прикрепите на доску и после завершения работы обсудим результат. | -Обыкновенные дроби. -Сокращать дроби, приводить их к наименьшему общему знаменателю, сравнивать дроби ,отмечать дроби на координатном луче. -Сложение, вычитание дробей. -Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. -Читают в учебнике о необходимости в практической деятельности складывать и вычитать обыкновенные дроби. -Дроби с разными знаменателями. -к 36. Т.к. 36 наименьшее общее кратное знаменателей. -Чтобы сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить или вычесть их числители, а знаменатель оставить без изменения. | Выражение своих мыслей, аргументация личного мнения, учет разных мнений учащихся, выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднения, формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач, построение речевого высказывания, обобщение, использование знаковой системы. |
Выявление места и причины затруднения | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого обнаруживается и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. | -Ребята, почему у вас получились разные ответы? Чем отличается предыдущее задание, с которым все хорошо справились от этого? -Как же нам поступить, чтобы, выяcнить кто выполнил задание правильно? | Вывешивают решения, полученные после обсуждения в парах В предыдущем задании мы складывали и вычитали дроби с одинаковыми знаменателями и пользовались знакомым нам алгоритмом, а в этом задании у дробей разные знаменатели. Составить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться применять его при выполнении действий. | Волевая само регуляция в ситуации затруднения, выражение своих мыслей ,аргументация своего мнения, учет разных мнений, развитие навыка сотрудничества, анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Зафиксировать новый способ действия | -Ребята, предлагаю вам дополнить известный алгоритм , чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями ,показать на примерах как он действует. -Вернемся к примерам , на которых мы остановились и найдем их значения используя полученное правило: 2/5+2/3=6/15+10/15 =16/15=1 1/15. 3/10-1/5=3/10-2/10= =1/10. -Еще раз закрепим алгоритм вычисления: | Обсуждают. Результатом обсуждения является правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями: если требуется найти сумму или разность дробей знаменатели которых различны, то сначала их следует привести к общему знаменателю, а затем воспользоваться правилом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. -Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями нужно: 1.привести дроби к наименьшему общему знаменателю. 2.найти дополнительные множители к дробям. 3.умножить их на числители. 4.сложить или вычесть дроби с равными знаменателями 5.если возможно сократить дробь или выделить из нее целую часть. | Самоопределение, смыслообразование , волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
Организация первичного закрепления | Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи | Учебник стр.158 №546 Тетрадь –тренажер стр.94 №218 | -Работа в парах после выполнения проводится взаимопроверка по образцу ( образец на обороте доски) | Ребята проговаривают у доски подробное решение | Осознание ответственности за общее дело |
Физминутка | Раз – подняться-потянуться, Два - согнуться- разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Саморегуляция | |||
Организация первичного контроля | Проверить умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки | Задачник стр.50 Самостоятельная работа №15 | -А сейчас каждый проверит сам себя, сверяясь с образцом. | После выполнения работы дети проверяют свои ответы, отмечают верно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки, выявляют причины допущенных ошибок | Контроль, коррекция, самооценка |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | -Что нового узнали на уроке? -Что нам помогло справиться с затруднением? -Какие знания сегодня пригодились при выполнении заданий на уроке? -Кто желает сформулировать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями? -Как вы можете оценить свою работу? -Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся…(выставление оценок). | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неудачи, рефлексия способов и условий действия. | ||
Задание на дом | Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | На доске записано домашнее задание У: №550, №556, №556, выучить алгоритм (раздать каждому) | Планирование, прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Формирование регулятивного опыта . Развитие умений формулировать вопросы. | ||
Рефлексия | -В заключении нашего урока расскажу вам знаменитую притчу: Шел мудрец, а навстречу ему, три человека, везли под палящим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому из них по вопросу. У первого спросил:-Что ты делал целый день? И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил ненавистные камни. У второго спросил:- А ты, что делал целый день? - И тот ответил:- Я честно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, лицо его засветилось радостью и удовольствием и он ответил: -А я, принимал участие в строительстве Храма. | Навыки рефлексии, умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока. | |||
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
| -Оцените свое отношение к уроку и насколько вы себя комфортно чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашего настроения один из вариантов смайликов. | Дети рисуют в тетрадях смайлик. |
Список литературы:
1.Поурочное тематическое планирование. 5 класс( Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б .Суворова).-М.:Просвещение,2010.-96с.
2.Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников СФЕРЫ .5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
(Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова).- М.: Просвещение,2011. – 80с.
3.Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ( Е.А.Бунимович , Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.; изд.Просвещение, -М.Просвещение, 2010 – 223с.:ил. – (Академический школьный учебник) (СФЕРЫ).
4.Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс . Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др. изд. Просвещение. М.: Просвещение, 2010. – 127с.
5.Математика.Арифметика.Геометрия. Тетрадь- экзаменатор. 5 класс.Н.В.Сафонова. изд. Просвещение,- М.: Просвещение, 2011. – 79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями."
Содержание данного конспекта урока соответствует требованиям современного урока. Тип урока – урок закрепление полученных знанийЦели моего урока:1. Образовательные:- совершенствование умения выпол...
Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями."
Содержание данного конспекта урока соответствует требованиям современного урока. Тип урока – урок закрепление полученных знанийЦели моего урока:1. Образовательные:- совершенствование умения выпол...
Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями."
Содержание данного конспекта урока соответствует требованиям современного урока. Тип урока – урок закрепление полученных знанийЦели моего урока:1. Образовательные:- совершенствование умения выпол...
Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями."
Содержание данного конспекта урока соответствует требованиям современного урока. Тип урока – урок закрепление полученных знанийЦели моего урока:1. Образовательные:- совершенствование умения выпол...
Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями."
Содержание данного конспекта урока соответствует требованиям современного урока. Тип урока – урок закрепление полученных знанийЦели моего урока:1. Образовательные:- совершенствование умения выпол...
Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок-закрепления знаний...
Технологическая карта урока по математике 5 класса по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Эта разработка урока была представлена на конкурс методических разработок в региональном конкурсе разработок учителей математики Ненецкого автономного округа...