Программа декоративно-прикладного творчества художественно-эстетической направленности Мастерская «Сделай сам»
рабочая программа на тему

Нестеров Алексей Владимирович

Данная программа реализуется на базе методической площадки. Дополнительная общеобразовательная программа, расчитанная сроком на один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_masterskoy_sdelay_sam.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом директора    

                             КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от____________2016 года №_____       

Дополнительная общеобразовательная программа декоративно-прикладного творчества художественно-эстетической направленности

Мастерская «Сделай сам»

Срок реализации программы 1 год.

   Составитель: А.В. Нестеров,

    учитель профессионально-трудового обучения,            

     первая квалификационная категория

РАДУЖНЫЙ

 2016 г.                                                           

Рассмотрено                                                                                                                                                                     Согласовано

МП учителей трудового обучения                                                                                                                           Методическим советом                                                                      

Протокол от «____»_______2016 г. №___                                                                               Протокол от «____»_______2016 г. №___                                                                                    Руководитель Методической Площадки                                                                                      Председатель Методического Совета                                                                                                                                                                                                        

 ________ Т.К. Глушак                                                                                                                                 _____________Л.Е. Лапутько

1.Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы.

Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а прежде всего развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.

Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству мастерской «Сделай сам» призвана решать обозначенную выше задачу, и разработана в соответствии с :

  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);

• Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

• письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2016 г. №10-Исх-7483 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2016-2017 учебном году»;

• приказ от 19.08.2016 № 220 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года»;

        • авторскими образовательными программами дополнительного образования детей. Выпуск 2. Составители: Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, Т.М. Кузнецова.- М.: Центр "Школьная книга", 2007.

       • современными образовательными технологиями при условии личностно-ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности.

     Содержание программы направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки древесины, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу.

Учебно-материальная база мастерской (станки, приспособления, оборудование, ручные инструменты, электроинструменты, электровыжигатель и др.) позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях школы. Немаловажную роль, в художественной обработке древесины, играет пространственное ориентирование, планирование последовательности выполнения трудовых операций.

Программа включает практические занятия. Предусматриваются самостоятельные работы. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала.    

Большое внимание уделяется технике безопасной работы и пожарной безопасности.

Темы для занятий выбраны исходя из материально-технической базы мастерской и уровня подготовленности учащихся.

Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.

Продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения в технике «Художественная обработка древесины», в количестве 34 часов . Занятия проводятся 1 раз в неделю (1академический час).

Новизна программы.

Новизна программы  состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, модели, декоративной стилизации форм, правилах изготовления (используя, для удобного изготовления, приспособления).


Актуальность программы.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию художественного ремесла, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

 Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия по художественной обработке древесины является эффективным средством приобщения  детей к изучению народно- прикладного творчества. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Цели и задачи.

Цель программы — создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.

Образовательные задачи:

• научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из древесины;

• способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.

Развивающие задачи:

• развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);

• развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.

Воспитательные задачи:

• формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;

• формировать у обучающихся культуру труда.

Принципы организации образовательного процесса.

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

• самостоятельность обучающихся;

• развивающий характер обучения;

• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

Формы проведения занятий.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

• Групповая

Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.

• Фронтальная

Предполагает подачу  материала всему коллективу детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

• Индивидуальная

Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества.

Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.

Учащиеся должны знать:

- роль технологии художественной обработки древесины в развитии цивилизации;

- принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный станок, электролобзик и др.), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.);

- свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (шпон, фанера, пиломатериалы, лесоматериалы);

- традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;

- основные этапы изготовления изделия;

- правила выполнения  эскизов, технических рисунков.

Учащиеся должны уметь:

- рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять несложные художественные операции; конструировать простые изделия;

- читать  эскизы;

- выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему требований и существующих условий;

- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок,  орудий труда.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы:

• ежегодная выставка работ мастерской «Сделай сам» в образовательном учреждении;

• «летопись» детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы);

• копилка детских работ в различных техниках исполнения;

• портфолио творческих достижений мастерской «Сделай сам»  (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);

• отзывы обучающихся объединения о выставках, в которых они принимали участие или посетили.

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;

• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.

Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Отличительные особенности.

 Отличительные особенности данной учебной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение и использование определенного количества материала исходя из имеющейся материально-технической базы (привитие экономного использования материала).

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение приемами ручной обработки древесины, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Анализ апробации данной программы.

Работа по данному курсу применяется впервые. Он разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся данного возраста и  состояния материально-технической базы. Направлен он на углубление и расширение знаний художественной обработки древесины. Учитывая результативность работ учащихся, вносятся изменения в  части курса.

    Учащиеся получают знания, умения и навыки не только по обработке и отделке древесины, но и учатся организовывать выставки. Учатся критически относиться к своим проектам, что формирует у них объективную самооценку, которая необходима в жизни.

Обеспечение образовательного процесса.

Основными условиями реализации программы является материальная база:

Наличие кабинета (мастерской), ручного инструмента, специальные приспособления, электроинструмента, разметочного инструмента, эскизов, рисунков, лесоматериала и пиломатериала.

Одним из условий успешной реализации программы является соответствие уровня развития детей содержанию программы и её основным задачам.

2.Учебный план.

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Вводное занятие. Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской.

1

Выбор объекта труда, составление плана работы.

5

Изготовление  декоративных изделий.

5

21

Подготовка изделий к выставке.

1

Итоговое занятие.

1

Итого:        

34

3.Содержание программы.

1. Вводное занятие. 

Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с дополнительной образовательной программой по декоративно-прикладному творчеству мастерской «Сделай сам»: разделами, расписанием занятий, требованиям к занятиям.

Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Инструкции по технике безопасности и охране труда, правила поведения в мастерской.

Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный.

2. Выбор объекта труда, составление плана работы. 

Теоретическая часть. Интересные факты из истории художественной обработки древесины. Особенности технологии работы с древесиной. Знакомство со свойствами древесины. Обзор изделий, поделок, эскизов, рисунков. Выбор направления работы и определение изделия для изготовления.

Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный, познавательный.

3. Изготовление  декоративных изделий. 

Теоретическая часть. 

Классификация видов древесных материалов. Особенности обработки. Знакомство с терминологией, инструментарием. Составление плана работы над изделием.

Практическая часть. Подготовка поделочных материалов к работе, подготовка инструментов. Разметка на заготовках с помощью  шаблонов и копировальной бумаги. Изготовление изделия. Художественная отделка изделия. Окончательная отделка лакированием.

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный.

4. Подготовка изделий к выставке.

 Практическая часть. Технология окончательной отделки изделий, создание окружающей композиции. Презентация выполненных изделий.

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный.  

5. Итоговое занятие.

 Теоретическая часть.  Анализ работы, проделанной учащимися в объединении.

4.Методическое обеспечение.

Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

• видео- и фотоматериалы по разделам занятий (демонстрационные объекты);

• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);

• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).

Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:

• столярный верстак, ручной столярный инструмент, разметочный инструмент, электрифицированный инструмент,  деревообрабатывающие станки.

 • компьютер, проектор.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Примечание

Сентябрь - октябрь

1

Вводное занятие. План работы. Основные правила Т.Б.при работе в столярной мастерской.

1

2

Обзор изделий, поделок, эскизов, рисунков. Выбор направления работы и определение изделия для изготовления.

1

3

Подготовка поделочных материалов к работе, составление плана работы над изделием, подготовка инструментов.

1

4

Разметка на заготовках с помощью  шаблонов и копировальной бумаги.

1

5

Изготовление изделия.

1

6

Изготовление изделия.

1

7

Изготовление изделия.

1

8

Художественная отделка изделия.

1

9

Окончательная отделка лакированием.

1

Ноябрь - декабрь

10

Выбор направления работы и определение изделия для изготовления.

1

11

Подготовка поделочных материалов к работе, составление плана работы над изделием, подготовка инструментов.

1

12

Разметка на заготовках с помощью  шаблонов и копировальной бумаги.

1

13

Изготовление изделия.

1

14

Изготовление изделия.

1

15

Художественная отделка изделия.

1

16

Окончательная отделка лакированием.

1

Январь- февраль- март

17

Выбор направления работы и определение изделия для изготовления.

1

18

Подготовка поделочных материалов к работе, составление плана работы над изделием, подготовка инструментов.

1

19

Разметка на заготовках с помощью  шаблонов и копировальной бумаги.

1

20

Изготовление изделия.

1

21

Изготовление изделия.

1

22

Изготовление изделия.

1

23

Изготовление изделия.

1

24

Изготовление изделия.

1

25

Художественная отделка изделия.

1

26

Окончательная отделка лакированием.

1

Апрель - май

27

Выбор направления работы и определение изделия для изготовления.

1

28

Подготовка поделочных материалов к работе, составление плана работы над изделием, подготовка инструментов.

1

29

Разметка на заготовках с помощью  шаблонов и копировальной бумаги. Изготовление изделия.

1

30

Изготовление изделия.

1

31

Изготовление изделия. Художественная отделка изделия.

1

32

Окончательная отделка лакированием.

1

33

Технология окончательной отделки изделий, создание окружающей композиции. Презентация выполненных изделий.

1

34

Анализ работы, проделанной учащимися в объединении.

1

  1. Библиография.

 «Технология обработки древесины» Издательство Просвещение 1995.

 «Школа домашнего ремонта». С.-П.: Издательская группа «Весь»,2007.

 «Энциклопедия. Работы по дереву». М.: АСТ-Астрель, 2004.

 «Мебель для дома». М.: Мир книги, 2005.

Д.Маккензи. Справочник - «Сделай сам». АСТ-М.:Внешсигма,2000.

В.И.Рыженко, В.И.Юров. «Столярные и токарные работы» технология, материалы, изделия. РИПОЛ Классик. Москва, 2003.

У.Спенс. «Работы по дереву». – М.: ЭКСМО, 2006.

Э.В.Рихвк. «Мастерим из древесины». – М.: Просвещение, 1989. 

Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.

Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.

Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Учпедизд, 1961.

Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.

Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.

Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.

Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.

Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.

Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.

Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Программа декоративно-прикладного творчества "Мягкая игрушка"

В век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связ...

Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет

Программа  составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...