Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Пьянникова Елена Ивановна

Программа  составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обучения (35 часов 1 час в неделю). Она рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми в возрасте 10-11 лет и предназначена для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_kruzhok.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города

Валуйки Белгородской области

                                   УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №1» города Валуйки

                                                Белгородской области

                                                           ___________ Будыкина С. А.

                                                          №____от____________2012г.

   

Рабочая программа

«Декоративно – прикладное творчество»

1-го года обучения

для обучающихся 11 – 12 лет

                                                                               Учитель:

Пьянникова Елена Ивановна

Валуйки, 2012

Образовательная программа: «Декоративно – прикладное творчество». Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение 2011.

Автор программы: О. А. Кожина.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____»__________2012г.

Протокол №_____

Председатель_________________                               /______________________________/

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011.

Рассчитана на один год обучения (35 часов 1 час в неделю). Она рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми в возрасте 10-11 лет и предназначена для обучающихся основной школы.

Цель программы - гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит  успешность жизни ребёнка в будущем.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • приучение детей к аккуратности, воспитание терпения на трудном пути постижения мастерства, чувства бережного отношения к природе;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства,  литературы и т.д., и способствовать их систематизации.

Актуальность программы. Во все времена человечество реализовало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает всё большее значение. Технический прогресс – бесспорный в материальном плане сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды. Дети оторваны от истоков декоративно – прикладного творчества. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций своего народа и других народов.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый учащийся является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с бумагой, различными тканями, природным материалом, кожей в условиях простора для свободного творчества помогает учащимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа предусматривает организацию деятельности преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Отсюда формы организации учебного процесса: теоретическая часть; практическая часть; элементы воспитательной беседы.

Занятия нацелены на формирование у обучающихся приобщения к народному творчеству, возможность самовыразиться. Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.

По окончании года занятий учащиеся должны:

Знать:

  • о инструментах, приспособлениях, материалах;
  • правила по технике безопасности;
  • о специальной фурнитуре и аксессуарах;
  • в области композиции, формообразования, цветоведения;

Уметь:

  • работать необходимыми инструментами и приспособлениями;
  • планировать свою деятельность;
  • тщательно продумывать форму изделия;
  • выполнять техники торцевание, квилинг.

Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в конце учебного года в форме отчётной выставки – ярмарки работ школьников.


Дата

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание

Теоретическое занятие

Формы организации деятельности.

деятельности

Практическое занятие

Формы организации деятельности.

Воспитательная работа

1-2

Вводное занятие.

2

Экскурсия в местный художественный музей.

Прививается передача опыта предков новому поколению

3-8

Работа с бумагой.

6

Лекция.

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Развивается интеллектуально – творческий потенциал

9-14

Работа с различными тканями

6

Лекция с элементами беседы.

Освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, электр. швейн. маш.

Формируется умение ориентироваться в окружающем мире

15-21

Работа с природным материалом.

6

Беседа.

Сбор природного материала, работа с косточками вишен, слив.

Формируется уважительное отношение к труду

22-28

Кожная пластика

6

Лекция.

Подготовка кожи к работе, подбор материала, оформление готового изделия.

Учатся развить творческие способности

29-34

Морские пришельцы

6

Беседа

Сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделия из ракушек, оформление.

Учатся развивать художественный вкус

35

Отчётная выставка – ярмарка работ школьников.

1

Выставка – ярмарка.

Формирование уважительного отношения к труду


Содержание курса

  1. Вводное занятие.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк.  Сбор различных природных материалов. Правило просушивания и хранения природных материалов. Экскурсия в местный художественный музей.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

  1. Работа с бумагой.

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, корабликов разных типов.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

  1. Работа с различными тканями.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки.

Практическое занятие: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машине, ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

  1. Работа с природными материалами.

Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями,  работа с гербарием, создание букетов из сухих цветов, работа с косточками вишен и слив.

  1. Кожная пластика.

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление броши, сувенира.

  1. Морские пришельцы (работа с ракушками).

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек.

Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек, оформление работ из ракушек, оформление рамок для поделок.

  1. Отчётная выставка – ярмарка работ школьников.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведения выставки – ярмарки и аукцион поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Учебно – методические средства обучения.

Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова.- М., 2009.

Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц.- М., 1991.

Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин./ М., 1997.

Нагибина М. И. Плетение дя детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина.- Ярославль, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.

Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Программа декоративно-прикладного творчества "Мягкая игрушка"

В век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связ...

Программа декоративно-прикладного творчества "Марья-искусница"

Представлена программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов по аппликации из соломы. Разработаны подробные инструкционные карты. Присутствует весь необходимый дидактичексий материал....

Программа декоративно-прикладного творчества художественно-эстетической направленности Мастерская «Сделай сам»

Данная программа реализуется на базе методической площадки. Дополнительная общеобразовательная программа, расчитанная сроком на один год....

Рабочая программа декоративно-прикладное творчество

Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над...