Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обучения (35 часов 1 час в неделю). Она рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми в возрасте 10-11 лет и предназначена для обучающихся основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_kruzhok.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города
Валуйки Белгородской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №1» города Валуйки
Белгородской области
___________ Будыкина С. А.
№____от____________2012г.
Рабочая программа
«Декоративно – прикладное творчество»
1-го года обучения
для обучающихся 11 – 12 лет
Учитель:
Пьянникова Елена Ивановна
Валуйки, 2012
Образовательная программа: «Декоративно – прикладное творчество». Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение 2011.
Автор программы: О. А. Кожина.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____»__________2012г.
Протокол №_____
Председатель_________________ /______________________________/
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011.
Рассчитана на один год обучения (35 часов 1 час в неделю). Она рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми в возрасте 10-11 лет и предназначена для обучающихся основной школы.
Цель программы - гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- приучение детей к аккуратности, воспитание терпения на трудном пути постижения мастерства, чувства бережного отношения к природе;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации.
Актуальность программы. Во все времена человечество реализовало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает всё большее значение. Технический прогресс – бесспорный в материальном плане сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды. Дети оторваны от истоков декоративно – прикладного творчества. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций своего народа и других народов.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый учащийся является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с бумагой, различными тканями, природным материалом, кожей в условиях простора для свободного творчества помогает учащимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа предусматривает организацию деятельности преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Отсюда формы организации учебного процесса: теоретическая часть; практическая часть; элементы воспитательной беседы.
Занятия нацелены на формирование у обучающихся приобщения к народному творчеству, возможность самовыразиться. Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
По окончании года занятий учащиеся должны:
Знать:
- о инструментах, приспособлениях, материалах;
- правила по технике безопасности;
- о специальной фурнитуре и аксессуарах;
- в области композиции, формообразования, цветоведения;
Уметь:
- работать необходимыми инструментами и приспособлениями;
- планировать свою деятельность;
- тщательно продумывать форму изделия;
- выполнять техники торцевание, квилинг.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в конце учебного года в форме отчётной выставки – ярмарки работ школьников.
№ | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание Теоретическое занятие Формы организации деятельности. | деятельности Практическое занятие Формы организации деятельности. | Воспитательная работа |
1-2 | Вводное занятие. | 2 | Экскурсия в местный художественный музей. | Прививается передача опыта предков новому поколению | ||
3-8 | Работа с бумагой. | 6 | Лекция. | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | Развивается интеллектуально – творческий потенциал | |
9-14 | Работа с различными тканями | 6 | Лекция с элементами беседы. | Освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, электр. швейн. маш. | Формируется умение ориентироваться в окружающем мире | |
15-21 | Работа с природным материалом. | 6 | Беседа. | Сбор природного материала, работа с косточками вишен, слив. | Формируется уважительное отношение к труду | |
22-28 | Кожная пластика | 6 | Лекция. | Подготовка кожи к работе, подбор материала, оформление готового изделия. | Учатся развить творческие способности | |
29-34 | Морские пришельцы | 6 | Беседа | Сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделия из ракушек, оформление. | Учатся развивать художественный вкус | |
35 | Отчётная выставка – ярмарка работ школьников. | 1 | Выставка – ярмарка. | Формирование уважительного отношения к труду |
Содержание курса
- Вводное занятие.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов. Правило просушивания и хранения природных материалов. Экскурсия в местный художественный музей.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
- Работа с бумагой.
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, корабликов разных типов.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
- Работа с различными тканями.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки.
Практическое занятие: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машине, ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
- Работа с природными материалами.
Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями, работа с гербарием, создание букетов из сухих цветов, работа с косточками вишен и слив.
- Кожная пластика.
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление броши, сувенира.
- Морские пришельцы (работа с ракушками).
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек, проектирование изделий из ракушек, оформление работ из ракушек, оформление рамок для поделок.
- Отчётная выставка – ярмарка работ школьников.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведения выставки – ярмарки и аукцион поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Учебно – методические средства обучения.
Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова.- М., 2009.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц.- М., 1991.
Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин./ М., 1997.
Нагибина М. И. Плетение дя детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина.- Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.
Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....
Программа декоративно-прикладного творчества "Мягкая игрушка"
В век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связ...
Программа декоративно-прикладного творчества "Марья-искусница"
Представлена программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов по аппликации из соломы. Разработаны подробные инструкционные карты. Присутствует весь необходимый дидактичексий материал....
Программа декоративно-прикладного творчества художественно-эстетической направленности Мастерская «Сделай сам»
Данная программа реализуется на базе методической площадки. Дополнительная общеобразовательная программа, расчитанная сроком на один год....
Рабочая программа декоративно-прикладное творчество
Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над...