Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр спектаклей — все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему? Задача театрально-декорационных занятий — подготовить почву для восприятия мира театра, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем принесло свои плоды — чем раньше, тем лучше.
Педагог имеет возможность воздействовать средствами театрально-декорационного искусства на стихийное развитие личности, делать его целенаправленным, помочь приобрести навыки общественной коммуникации и способствовать развитию духовной жизни, приобрести новый опыт общения, который вместе с тем не поддается никакому рациональному регулированию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 276 Красносельского района города Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно – эстетической общекультурной направленности
по внеурочной деятельности
по декоративно-прикладному изобразительному искусству
«Театральная мастерская»
Направление: декоративно-прикладное
искусство
Возраст 12-14 лет
Программа разработана учителем
ГБОУ СОШ № 276
Санкт-Петербурга
Ломакиной Ниной Викторовной
2020 – 2021 учебный год
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр спектаклей — все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему? Задача театрально-декорационных занятий — подготовить почву для восприятия мира театра, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем принесло свои плоды — чем раньше, тем лучше.
Педагог имеет возможность воздействовать средствами театрально-декорационного искусства на стихийное развитие личности, делать его целенаправленным, помочь приобрести навыки общественной коммуникации и способствовать развитию духовной жизни, приобрести новый опыт общения, который вместе с тем не поддается никакому рациональному регулированию.
1.1 Нормативные документы.
Программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, программы «Изобразительное искусство 5-8 классы» для общеобразовательных учреждений авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского.
- Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденный приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 года;
--Приказ от 29.12.2016 № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
-Учебный план школы на 2018-2019 учебный год.
1.2 Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная мастерская" для 5 класса составлена на основе авторской программы курса «Театр» для начальной школы; для обучающихся 3Б, 3Г класса, автора И.А. Генераловой (Образовательная система «Школа 2100»;
Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2012).
1.3 Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цель данного курса: воспитание гармонически развитой, творческой личности средствами театра.
Задачи данного курса:
- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Программа рассчитана на 68 ч, в т. ч. на практическую работу отводится 36ч, из них на зачетные уроки- 4ч.
Содержание программы направлено на освоение обучающихся базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы , предусмотренные авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в текст авторской программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:
1.4 Определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Программа дает возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного творчества, обучение умению создать театр своими руками, подчеркивая свою индивидуальность
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1.5 академических часа, с перерывом на отдых 10 минут в соответствии с нормами Сан-Пина.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов, на 1 год обучения .
На реализацию курса «Театральная мастерская» отводится 51 час в год (1.5 часа в неделю). Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия –1.5 академических часа.
Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиНа.
1.5 Общая характеристика учебного коллектива
Программа рассчитана на обучающихся от 12 до 15 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической деятельности.
Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей
Особенности класса, в котором будет реализован данный курс:
Занятия в "Театральной мастерской " доступны для всех желающих вне зависимости от их психологических, физиологических особенностей. При общении с детьми выявляются их творческий потенциал, умение выразительно читать, ритмика, музыкальные увлечения.
Возраст обучающихся 9-10 лет, так как это наиболее подходящий период для игры в театр. Ребенок готов к этому и психологически и физиологически: у него появились новые интересы, он жаждет освоить новые виды деятельности — ему наверняка захочется побыть и декоратором, и осветителем, и костюмером. Количество обучающихся в театральном кружке 7-15 человек.
Учебный коллектив характеризуется следующими критериями и нормами:
- Все имеют в наличии художественные материалы, в полном объеме выполняют поисково-исследовательскую деятельность в форме д/з, идет активная самостоятельная творческая художественная работа;
- Проявляют эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению;
- Главным побудительным мотивом творческой деятельности доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы;
- Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения каждого художественного произведения, его интерпретация;
- Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ;
- Развитие навыков художественной деятельности в передаче чувства формы, деталей и фактуры;
- Способность образного решения сюжета с применением цветовых колористических сочетаний, эмоционально-цветовое исполнение замысла;
- Умение определять соответствие выбранной художественной техники теме замысла, применение разнообразных выразительных средств;
- Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы;
- Адекватное развитие самооценки учащимися, своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику).
На основании вышеперечисленных критериев идет оценка общего уровня класса.
1.6 Информация о внесённых изменениях в Примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование
Весь учебный процесс по предмету "Театр" И.А. Генераловой построен с расчетом один час в неделю, а для изучения учебного курса "Театральная мастерская" изменяется количество часов до 1,5 часов в неделю, с перерывом на отдых 10 минут в соответствии с нормами СанПина.
Изменений Примерной программы были внесены относительно корректировки времени проведения занятий. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиНа.
1.7 Информация об используемом УМК
Учебно-методическое обеспечение:
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Пособия для учащихся:
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
3-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
4-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Пособия для учителя:
- Генералова И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334
- Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280с.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
- Соловейчик С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
Ресурсы Интернета
-http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
- youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
-http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
-http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
1.8 Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков.
-Особенности организации образовательного процесса
– процесс организации образовательного процесса очный.
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
-Формы обучения
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.
- Методы обучения
Метод создания ситуации успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием концентрации внимания и эмоционального побуждения.
Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.
Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей.
Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
-Алгоритм учебного занятия
Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение изделия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит составление эскиза и работа в материале.
Как правило, занятие состоит из 4-х частей:
- Вводная часть (беседа или игра).
- Теоретическая часть (технологический процесс).
- Практическая часть.
- Закрепление изученного материала и подведение итогов занятия.
Формы организации деятельности обучающихся являются:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- экскурсия
- тренинг
Тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания.
Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Наряду с занятиями в школе обязательным является экскурсии в театр, затем анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться, и включать в список премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.
Обучающиеся имеют возможность самореализоваться на трех уровнях:
1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ);
2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки);
3-й уровень – вне учреждения (районные, областные выставки).
1.9 Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Так как программа «Театральная мастерская» является развивающей, то она не предполагает строгих критериев контроля по результатам образования. Полученные в процессе обучения навыки театрального искусства реализуются обучающимися непосредственно в творческой работе, то есть в таких мероприятиях, как спектакль, театрализованное представление, творческие отчеты-показы занятий, театрально-литературные композиции.
Промежуточный контроль: после каждой темы проводятся уроки-показы.
Итоговый контроль: готовится в течение полугода одноактный спектакль. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения нижеперечисленными умениями и навыками.
Формы контроля уровня обученности:
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики — конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль
- самоконтроль
- взаимоконтроль учащихся
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
— Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
— Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
— Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. Оценка работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.
Общая характеристика программы курса
"Театральная мастерская" по организации
внеурочной деятельности
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1.5 академических часа, с перерывом на отдых 10 минут в соответствии с нормами СанПина.70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это просмотр телеспектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, проработка общей концепции спектакля, его художественного решения. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Занятия театрально-декорационного кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих художников театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков практического мастерства.
При организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
2. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные УУД:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.
Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Программа курса «Театральная мастерская» в начальной школе, второй год обучения включает разделы:
1. Создание драматического спектакля.
2. Театральные профессии.
3. Пластилиновый мир.
4.Истории про театр.
5.Кукольный мир.
6.Музыкальный театр.
7. Театральное мастерская. Этюды.
Для изучения данных разделов рекомендуется использовать пособие для дополнительного образования. Генераловой И.А. Театр. 3-й класс.
Знакомством с такой технической мастерской, как мастерская художника-декоратора, художника-костюмера, реквизитора, бутафора. Ребята не только теоретически ознакомятся с работой художника, но и сами выступят в этой роли: будут рисовать эскизы к известным сказкам, театральные афиши и билеты, зарисовывать свой ассоциативный ряд, возникший под ту или иную музыку. Вводится ряд тем из истории театра. Сравнительно большое количество игр-упражнений на развитие слуха, слухового внимания, чувства ритма, фантазирования на музыку.
Создание драматического спектакля. (3 ч.) Работа драматурга, режиссера. Знакомство с мастерской художника декоратора, костюмера, сценографа. Живопись и декорация.
Театральные профессии. (6ч.) Бутафор, реквизитор, театральный художник, художник-декоратор.
Пластилиновый мир. (9 ч.) Скульптора-декорация, пластилиновая сказка (герои-звери).
Истории про театр. (6 ч.) Театр "Глобус" Шекспира, театр под крышей, театр кукол, цирк, современный театр.
Кукольный мир. (6ч.) Знакомство с театральными куклами. Создание куклы-петрушки.
Музыкальный театр. (3ч.) Опера и балет, оперетта и мюзикл. Декорации, костюмы. Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. Создание макетов декораций. Цветовые зарисовки зеркала сцены.
Итоговая выставка. (1ч.)
Планируемые результаты изучения программы:
Учащиеся должны знать:
- историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театр «Глобус»,
- историю появления первого театра под крышей,
- современный театр,
- устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа»,
- «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха;
- виды театрального искусства;
- виды кукол;
- цирк, цирковые профессии;
- синтетическая природа театра,
- роль зрителя в театре.
Учащиеся должны уметь :
- сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами,
- действовать с воображаемыми предметами;
- создавать пластические импровизации разного характера;
- создавать образы;
- анализировать работу свою и товарищей.
Планируемые воспитательные результаты реализации программы.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей;
- аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.;
- мультимедиа аппаратура;
- компьютер;
- печатные пособия (карточки с игровыми упражнениями, шаблоны кукол, шаблоны для оформления программок и афиш)
- иллюстрации костюмов, декораций, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- сценический грим;
- пальчиковые куклы, куклы-перчатки.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Колл. Час. | Примечания |
Раздел 1. | «Создание драматического спектакля» | (3 ч.) | |
2. Раздел | «Театральные художественные профессии» | (5ч.) | |
3 Раздел. | «Пластилиновый мир» | (8 ч.) | |
Раздел 4. | «Истории про театр» | (8 ч.) | |
Раздел 5. | «Кукольный мир» | (6ч.) | |
6 Раздел | Музыкальный театр. | (4ч.) | |
Итого | 34 ч. |
Календарно-тематический план.
№ | Тема раздела Тема урока в разделе | Характеристика деятельности учащихся | Форма проведения занятия: теория и практика | Кол час. |
Раздел 1. «Создание драматического спектакля» (3 ч.) | ||||
1 | Знакомство с предметом. | Изучаем устройство театра: театральные цеха, понятия и термины («сцена», «кулиса», «задник», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа»). Зарисовки. | Иллюстрирован ная теория. | 1 |
2 | Живопись и театральная декорация. | Знакомство с терминами «эскизы сцены», «афиша». | Иллюстрирован ная теория. | 1 |
3 | Надо нам нарисовать афишу! | Закрепление пройденного. Зарисовки. | Практика. | 1 |
2. Раздел «Театральные художественные профессии» (5ч.) | ||||
4 | Театральные художники. | Изучение специальности: гример, декоратор, костюмер, сценограф. Зарисовки: клоун - грим плюс талант. | Практика и теория. Комбинированный урок. Рисунок маски клоуна. | 1 |
5 | Бутафория и Реквизит. | Изготовление театральной маски. | Практика. | 1 |
6 | Устройство сцены. | Изучаем обязанности театрального конструктора и художника-декоратора. Зарисовки. | Иллюстрирован ная теория. | 1 |
7 | Изготовление декорации. | Выполнение декорации моно-спектакля. Зарисовки. | Практика. | 1 |
8 | Изготовление декорации. | Выполнение декорации моно-спектакля. Аппликация. | Практика. | 1 |
3 Раздел. «Пластилиновый мир» (8 ч.) | ||||
9 | «Пластилиновая сказка». | Рисуем этюды артистов - игрушек. Герои сказки - спектакля «Звери». | Введение в тему. Теория. | 1 |
10 | Лепим фигурки животных-артистов. | Лепим персонажей. | Практика. | 1 |
11 | Лепим фигурки животных-артистов. | Лепим персонажей. | Практика. | 1 |
12 | Лепим фигурки животных-артистов. | Лепим персонажей. | Практика. | 1 |
13 | Делаем макет кулис. | Делаем трафареты кулис в картоне. | Практика. | 1 |
14 | Лепим театральные декорации. | Выполнение декорации моно-спектакля. | Практика. | 1 |
15 | Лепим задник к спектаклю. | Выполнение декорации моно-спектакля. | Практика. | 1 |
16 | Выставка | Подготовка школьной выставки. Итоговый урок по теме. | Практика. | 1 |
Раздел 4. «Истории про театр» (8 ч.) | ||||
17 | Происхождение театра. | Муза театра – Мельпомена. Виды древнегреческого театра: комедия и трагедия. | Теория. | 1 |
18 | Зритель в театре. | Театральное здание. Этика поведения в театре. | Ролевая игра | 1 |
19 | 3 Театры 16-17в.в. | Образ «Орфея» - Шедевр оперной музыки. Мистерии. Театр под крышей «Глобус». История появления оперы. | Теория. | 1 |
20 | Театр 18 века. | Сценический костюм эпохи Мольера. Эскизы. | Практика. | 1 |
21 | Бал-маскарад в стиле комедии Дель Арте. | Изготовление театральной маски комедии Дель Арте. | Комбинированный урок. | 1 |
22 | Виды театра в конце 19 века. | Первые декорации. Музыкальное сопровождение спектакля. | Теория. Урок-презентация. | 1 |
23 | ТЮЗ. | Создать эскиз театрального фойе. «Нарисуй театр твоей мечты». | Практическая работа. | 1 |
24 | История возникновения балета. | Придумать эскиз костюма к балетной постановке. Особенность балетного искусства. Современный балет. | Теория. | 1 |
Раздел 5. «Кукольный мир» (6ч.) | ||||
25 | Театр кукол. | История появления кукол. | Теория. | 1 |
26 | Виды кукол. | Театральные куклы в Древнем Египте, Греции, Риме и Африке. | Экскурсия в Петербургский музей кукол. | 1 |
27 | Площадной театр. | Изучение видов и особенностей. Изготовление театральной куклы-марионетки. | Теория и практика. Комбинированный урок. | 1 |
28 | Изготовление экрана-ширмы. | Назначение макета-ширмы для кукольной сцены и его изготовление. | Практика. | 1 |
29 | «Построй свой мини-театр». | Теневая кукла – клоун. Изготовление. | Практика. | 1 |
30 | Народный балаган. | Изготовление перчаточной куклы. Игрушка-Петрушка. | Практика. | 1 |
6 Раздел Музыкальный театр. (4ч.) | ||||
31 | 1 Знакомство с видами музыкального спектакля. | Просмотр отрывков: опера, балет, мюзикл, оперетта. Балет «Щелкунчик», «Спящая красавица». Оперетта «Летучая мышь». Просмотр отрывка фильма Боба Фосси «Кабаре». | Теория. Видео урок. | 1 |
32 | Зрелищные виды искусства: эстрада и цирк. | Театрализованные костюмы. Создание эскизов костюмов для цирка. | Теория и практика. Комбинированный урок. | 1 |
33 | Постановка освещения в спектакле. | Цветовые зарисовки зеркала сцены. Значение света и цвета в театре. Освещение сцены. Цвет и свет. Создание эскизов макетов сцены. | Практика. | 1 |
34 | Итоговый урок. | Подведение итогов. | 1 | |
Всего 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка+»
Рабочая программа "Мастерилка+" рассчитана на детей 6-9 лет, 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Народные ремёсла»
Рабочая программа "Народные ремесла", возраст детей 8-9 лет срок реализации 2года...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Акварелька» (рабочая)
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых п...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Рукоделие» (рабочая)
Объемно-пространственное мышление является специфической разновидностью умственной деятельности человека, без развития которой многие задачи не могут быть решены. Оно определяет способность мысл...
дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Творческая Мастерская
Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущему человеку тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает пе...