Формы и методы эстетического воспитания
материал на тему

Тютченко Вероника Валерьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_esteticheskoe_vospitanie.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве".

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.  

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Рассмотрим некоторые методы эстетического воспитания:

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

- метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д., тем самым приучая к видению прекрасного.

В.И.Логинова, П. Г.Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:

- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

- методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;

- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Классификация методов определена Н. А.Ветлугиной:

- в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые). К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей. Чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, – в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку;

- в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

- в зависимости от задач развития художественно-творческих способностей;

- в зависимости от возрастных особенностей детей. Например приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

- в зависимости от индивидуальных особенностей детей;

- в зависимости от этапов художественных занятий.

Для целенаправленного получения эстетической информации также очень важен метод целостного восприятия. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.

Эстетическое воспитание может быть организовано по разным формам и классификациям:

по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;

по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;

по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

Одна из форм  - самостоятельная, где дети  по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой.

Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию.

Следующая форма деятельности – совместная (взрослый и ребенок).Это совместные:

- игры;

-экскурсии;

- прогулки;

- праздники и развлечения;

- театрализованные игры и игры-драматизации.

Все это занимает значительное место в процессе эстетического воспитания.

В эстетическом воспитании также широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Использование методов и приемов зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка.

В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания цели  и самостоятельных действий.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

Ученики школы VIII вида весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они не различают светотени, слабо дифференцируют цвета и оттенки, ошибаются при узнавании сходных по начертанию объектов.

Учащиеся совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (оперным спектаклям, музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.

Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность, сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

Эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку умственно отсталых детей к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....

Современные формы и методы физического воспитания при подготовке к будущей профессиональной деятельности

Данный материал содержит в себе описание современных форм и методов способствующих укреплению физического здоровья будущего конкурентноспособного рабочего, готового к овладению любой профессии, ...

Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ (доклад)

      Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для ...

Формы и методы патриотического воспитания

Данная работа посвященна необходимости воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Описаны методы и приемы из  опыта учителя истории....

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

«Психолого-педагогические требования, как метод эстетического воспитания в классе по специальности».

Детские  музыкальные  школы, являясь самым  массовым  звеном в системе  музыкального  образования, призваны  практически решать ответственные  задачи...

Коллективные и групповые работы на уроках искусства как ведущий метод эстетического воспитания младших школьников.

Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, воспитать эстетическое отношения к окружающему миру, развить творческую п...