Коллективные и групповые работы на уроках искусства как ведущий метод эстетического воспитания младших школьников.
статья по изобразительному искусству (изо)

Власова Светлана Анатольевна

Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, воспитать эстетическое отношения к окружающему миру, развить творческую позицию в жизни.

               Но для понимания художественного творчества других людей и умения представить свой эстетический и художественный опыт, надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в т.ч. и в эстетической деятельности.

                Таким образом, сегодня остро встает вопрос использования коллективной творческой деятельности учителя и учащихся как актуального метода эстетического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsa_2.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективные и групповые работы на уроках искусства

как ведущий метод эстетического воспитания

младших школьников.

              Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, воспитать эстетическое отношения к окружающему миру, развить творческую позицию в жизни.

               Но для понимания художественного творчества других людей и умения представить свой эстетический и художественный опыт, надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в т.ч. и в эстетической деятельности.

                Таким образом, сегодня остро встает вопрос использования коллективной творческой деятельности учителя и учащихся как актуального метода эстетического воспитания

Объект исследования

Эстетическое воспитание, как неотъемлемая часть процесса гармонизации личности младшего школьника.

Предмет исследования

Разные формы организации коллективной изобразительной деятельности учащихся на уроках искусства.

Цель исследования

Исследовать влияние метода групповых и коллективных работ на эстетическое воспитание учащихся младших классов.

Задачи исследования

  1. Воспитание культуры эстетического общения школьников.
  2. Развитие творческой активности личности.
  3. Формирование высокой личностной самооценки школьников.

   Свой эксперимент я начала с мониторинга разных форм коллективной

изобразительной деятельности с 1-4 класс (т.е. с последующим усложнением).

   Известно, что существуют основные три формы коллективной деятельности. Поэтому рассмотрю каждую форму более подробно на примере своих уроков.

         Совместно-индивидуальная форма организации

                                 коллективной работы

    Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.

    В начале коллективной работы я включаю детей в решение совместной задачи, ставлю занимательную проблему, руковожу поиском путей ее решения.

    Например, на уроке 1класса «Нарядим елочку к празднику» я ставлю занимательную проблему: «Ребята, нам пришло письмо от Деда Мороза (показываю письмо), где написано, что Новый год не придет, если не украсить класс изображением нарядной елочкой. Поможем Деду Морозу?»

    Существуют основные принципы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией.

    Первый из принципов – принцип свободного размещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над коллективной композицией «Украшение крыльев бабочки» во втором классе каждый ученик индивидуально украшает шаблон бабочки (монотипия), приклеивая его на общий фон. Размещение индивидуальных работ на общей плоскости ничем не обусловлено.

    Второй и третий принципы размещения при совместно-индивидуальной деятельности похожи – это фриз и мозаика.  На фризе детские работы размещены на горизонтальной линии, а в мозаике – монтируются рядом друг с другом на общем фоне. В обеих композициях соблюдается единый язык стилизации и цветового решения.

    Например, урок в 4 классе третьей четверти «Человек – мера всех вещей. Олимпийцы.» Здесь учащиеся стараются изобразить обобщенный образ человека в движении.

    Четвёртый принцип организации совместного труда над коллективной композицией – организованное изображение. Он задается каким-либо предметом или изображением окружающей среды и детям предлагается закончить начатую учителем композицию.

    По этому принципу идет урок во 2 классе «Зоопарк фантастических животных», где размещение индивидуальных рисунков обусловлено и организовано изображением «вольеров», как в настоящем зоопарке.

      Совместно-последовательная форма организации

                            коллективной работы.

    Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного человека становится предметом деятельности другого. Эта форма, предполагает механическое использование отдельной технологической операции, сводит к минимуму творческий подход.

    Поэтому я применяю ее, только во внеклассной работе. Например, вырезание осенних листьев для украшения свободного пространства между поздравлениями.

      Совместно-взаимодействующая форма организации

                               коллективной работы.

    Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся. Это или одновременная совместная работа, или постоянное согласование действий всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества.

    Одним из наиболее распространенных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы. Малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции.

    Например, итоговые уроки в 4 классе «Древняя Греция», «Древняя Русь», «Япония». Для изготовления панно дети делятся на группы, которые получают разное задание, но в рамках общей темы. Так, при работе над панно «Древняя Русь» одна группа детей занималась конструированием изб, другая – храмов,  третья – изображением людей в народных костюмах, четвертая – фоном (деревья, колодец, заборы, передний и задний план…)

    В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся – работа в парах. Это могут быть соседи по парте. Например, урок в 4 классе «Древнерусское свадебное полотенце». Вдвоем школьники вырезают из цветной бумаги обрядовую вышивку, размещают ее по краям и дополняют ажурными «вязанными» кружевами. Постепенно в групповую деятельность может быть включено большее количество учащихся: от пяти до четверти класса, в связи со сложностью конструкции и декора.

    Например, в 3 классе урок «Улица зимнего города» (панно), «Город будущего» (макет, конструируемый из бумажной пластики). На этих уроках класс делится на несколько частей, где каждая группа делает свое задание.

    Наряду с коллективными панно и макетами я использую в конце урока организацию временных выставок индивидуальных детских работ. Здесь я продумываю технологию монтажа.

    Например, урок в 4 классе «Алатырь – символ жизни» - сделана специальная деревянная подставка – витрина под камни – сувениры.

    В наше время важной проблемой является воспитание культуры общения.  Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта.

    В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

  • общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
  • неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
  • гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;
  • доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);
  • сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодичной сменой лидеров.

    Чтобы процесс коллективного творчества был активным, необходимо создавать особые условия. Для этого коллективная деятельность должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения, легко осуществимой. Для этого я создаю особую атмосферу «ожидания сюрприза», вызываю, так называемый «эмоциональный толчок», организую занимательные игровые и проблемные ситуации, и использую приемы педагогической драматизации. Например: «Сказочные птицы» (дети сами сначала превращаются в волшебную стаю). «Свадебное полотенце» - театральная игра «Шуточная свадьба».

    Именно в коллективном творчестве предоставляется более обширная возможность быть успешным каждому ученику. 

    Главная задача учителя – помощь в самореализации ребенка, «раскрыть» его индивидуальность, неповторимость его внутреннего мира, создать условия для передачи собственных душевных переживаний и отношений. Нужно суметь через примитивное изображение увидеть картину детской реальности окружающего мира, укрепить у него веру в себя.

    Что может быть важнее в формировании личности, чем высокая самооценка, обеспечивающая личностный рост и полную творческую самореализацию ребенка в будущем.

    Проанализировав результаты своей работы по использованию коллективных и групповых форм работы на уроках искусства, я пришла к следующим выводам:

  • коллективное художественное творчество значительно повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся;
  • способствует созданию фактора успешности у школьников (особенно с заниженной самооценкой);
  • развивает потребность детей в эстетическом общении, активизирует развитие их творческого потенциала и самовыражения.

    Но вывод моего эксперимента был бы не полным, если бы я не вычленила факторы, которые делают процесс коллективной творческой деятельности учащихся таким результативным. Для этого необходимо:

  1. знать уровень готовности учащихся к выполнению этой работы (возрастные психологические особенности);
  2. давать индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, с учетом возможности каждого ученика;
  3. избегать трудоемких заданий для выполнения которых требуется более одного урока (иначе младшие школьники потеряют к этой работе интерес);
  4. выбирать доступные изобразительные техники для совместной деятельности;
  5. распределять роли изобразительной игры с учетом интереса всех участников коллективного творчества.

    Таким образом, применение метода «Коллективных и групповых работ» на уроках искусства имеет огромное значение в эстетическом воспитании школьников и процессе гармонизации личности в целом.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников посредством хореографической деятельности

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетиче...

Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в коррекционных классах

В статье говорится о важности музыки в учебном процессе для учащихся классов коррекции.  Музыка создает у младших школьников хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, ...

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве

Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве....

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"

Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....