«Психолого-педагогические требования, как метод эстетического воспитания в классе по специальности».
методическая разработка

Раева Ольга Анатольевна

 Детские  музыкальные  школы, являясь самым  массовым  звеном в системе  музыкального  образования, призваны  практически решать ответственные  задачи  эстетического  воспитания  и формирования  мировоззрения, морального облика, художественных вкусов и профессионального мастерства  молодых  музыкантов, готовить  активных  участников художественной  самодеятельности и пропагандистов музыкальной  культуры в народе, умеющих отличать  плохую  музыку  от  хорошей, содержательную  от  низкопробной, а наиболее способных из  них  к дальнейшей  учёбе  в средних специально  учебных  заведениях .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologopedag_trebovania_-_raeva_o_a.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Петровская детская школа искусств»

Методическая разработка :

«Психолого-педагогические   требования, как  метод  эстетического воспитания  в  классе  по  специальности».

Выполнила:

Преподаватель

по классу народных инструментов

МБУ ДО «Петровская ДШИ»

 Раева   Ольга      Анатольевна

с. Петровское  2019 г.

Содержание

  1. Введение

II.   Педагогический такт    

2.1  Педагогические требования

2.2 Требования к педагогу для успешной работы  

III.  Заключительные выводы  

IV.  Список использованной литературы

«Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В.А.Сухомлинский

I . Введение

 Детские  музыкальные  школы, являясь самым  массовым  звеном в системе  музыкального  образования, призваны  практически решать ответственные  задачи  эстетического  воспитания  и формирования  мировоззрения, морального облика, художественных вкусов и профессионального мастерства  молодых  музыкантов, готовить  активных  участников художественной  самодеятельности и пропагандистов музыкальной  культуры в народе, умеющих отличать  плохую  музыку  от  хорошей, содержательную  от  низкопробной, а наиболее способных из  них  к дальнейшей  учёбе  в средних специально  учебных  заведениях .

   Урок  по  специальности  занимает  одно  из  главных  мест во всём учебном  процессе.  На уроке  педагог  направляет  музыкальное  и исполнительское  развитие  ученика,  воспитывает  его  волю и любознательность, организует  его  работу  и  учит  работать  дома.

   Педагог  должен  быть  предельно  внимательным, активным  и глубоко  заинтересованным  работой  каждого  своего  ученика. Для успешных  занятий  очень  важно, чтобы на  уроке  установился  хороший  контакт  между  учеником  и  педагогом. Искреннее  и  заинтересованное  отношение  педагога  к занятиям дети чувствуют  очень хорошо и всегда  реагируют  на него должным  образом.  Педагогу  следует  с одинаковым  интересом работать  со  всеми  учениками  своего  класса, независимо  от степени  их  одаренности. Часто  с более  одарёнными  учениками  педагог  занимается  больше, более  тщательно  подбирает  репертуар, проявляет  больше  заинтересованности, это  понятно, однако   работа  со  слабыми учениками  не  должна  сводиться  к натаскиванию,  многократному, скучному  проигрыванию  текста, необходимо  разнообразить  урок, поддерживая  интерес ребёнка.

II.   Педагогический такт

 Ученики  чутко  воспринимают  различия  в  отношении  к  ним  педагога. В  этом  случае  нельзя  переоценивать значение  педагогического  такта.  Тактичность – это  качество  человека, которое  делает  педагога  предусмотрительным  и  осторожным  в  выборе  средств  воздействия  и  методов  воспитания.

   В такте  педагога  выражается  его высокоморальное, гуманное  отношение к  учащемуся, сочетаемое  с  педагогически  обоснованными  формами обращения  с  ними, учитывая  возрастные  и  индивидуальные  особенности  школьника, его  учебную  подготовку, психологическое  состояние  и  конкретную  обстановку,  в  условиях  которой осуществляется  данное  педагогическое  воздействие. Необходимо   разумное  сочетание  любви  и  требовательности, выдержки  и  заинтересованности.

   Нетактичное  поведение  педагога  может  привести к ослаблению  его педагогических  возможностей  и ухудшению  взаимоотношений  с  учеником. Часто  робкие  дети  неохотно  посещают  занятия из-за того, что  педагог  громко  и  резко  делает  им  замечания  на  уроке. Недопустимы  ослабление  требований, невнимание, сухость  и грубость в обращении  с учениками.

2.1  Педагогические требования

  Важное  значение  имеет  и  педагогическая  техника в  обращении с учеником, в  частности  умение  педагога ньюинсировать  обращение  с учеником  в форме  просьбы, совета, убеждения, в применении  требования, поощрения, порицаниях.

   Педагогические  требования  - это  один  из  методов  организации воспитательной  работы  на  уроке  по  специальности.  Педагог наделён  полномочиями, которые позволяют  ему  предъявлять  к  ученику определённые  требования, распоряжения, давать советы, прибегать к давлению, уговаривать, подчинять.

   Сильное  влияние  и  воспитательное  воздействие  оказывает  авторитет  личности  педагога. Каждый  педагог  должен обладать должностным, профессиональным  и  личным  авторитетам.  Авторитет  личности более  сложное  понятие, он  складывается  на  основе  всех  видов  деятельности и  поведения.  Необходимо,  чтобы  доброта  и  отзывчивость, способность  к сопереживанию, основанному  на  понимании ситуации доминировали  в  отношениях  между  педагогом  и учащимся.

  Для  формы  выбора  требований  важно  учесть  и  ситуацию  и отношение  ученика  к тому, что  требует  педагог,  и отношение  ученика  к педагогу. Необходим постоянный  контроль и коррекция  поведения  ученика. Ученик  вынужден  принимать требования  педагога, при этом личный  опыт  ребёнка  не  всегда  совпадает  с требованиями , что  приводит  к  формальному  усвоению, ученик  принимает  требования, но ещё внешние.

   На  первых  же  уроках  по  специальности перед  учащимися встаёт  много  новых  для  него  вопросов: устройство  инструмента, запись  звуков, посадка, постановка  рук, ведение  меха.  Неопытный  педагог предъявляет  к ученику  требования к выполнению всех  задач. Ученик  не может сосредоточится  на выполнении  всех требований  одновременно, это  делает  их  невыполнимыми.  Иногда, вполне  доступный  материал  становится  недоступным  из-за того, что педагог  не добившись  одного  требования, начинает  требовать  другое. В результате  в  знаниях  ученика  появляются  пробелы  и  он перестаёт  понимать педагога.  Требование  на первых  порах  должно  быть  чётким  и предельно  конкретным, постепенно  может  быть  заменено косвенным, цель  которого не  выражена  прямо.

   Различают  три  вида  требований.

 Требование – совет – обращение  к рассудку  ученика, побуждает и заинтересовывает  его.

 Требование – доверие – сильное  воспитательное  средство, но результата  оно достигает  только  тогда, когда  ученик дорожит  хорошим отношением  педагога , относится  к  нему  с  любовью.

 Требование -  просьба основывается на дружеском  отношении  между педагогом  и учащимся   и может  быть  применена  тогда, когда  вы  знаете, что  ученик  с  удовольствием  его  выполнит.

  Требование – намёк – возможно при очень близком  отношении  между педагогом  и  учеником, когда  достаточно  одного  взгляда чтобы  ученик  выполнил требование  учителя.

  Требование – одобрение – является  сильным стимулом в  деятельности каждого  человека, заслуженная  похвала окрыляет  ученика и даёт стимул  к  работе.

  Требование – осуждение близко  к наказанию, способно  вызвать нужный  или  остановить нежелательный  поступок.

  Требование – условие – побуждает ученика заниматься  прежде  менее  приятным, но нужным  делом.

  Требование – угроза – крайний  случай  требований, за  которым  следует  наказание,  им нужно  пользоваться  крайне  осторожно. Это  может  быть вызов  к  директору, на  педсовет.

  Нельзя  постоянно  оказывать давление  на  ученика. Необходимо  уметь  привязывать не  интересное  к  интересному  и  заставить  ученика пройти  путь от  «хочется   к  надо». Педагог  должен  изучить  все  особенности  каждого  ученика, прежде  всего  его  психологические свойства и отличительные  черты  характера. Интерес  ученика должен  быть  устойчивым, это  необходимо  для  достижения успеха.  Нельзя  забывать  о том, что  дети  отличаются друг  от  друга эмоциональной возбуждённостью - характером.

2.2 Требования к педагогу для успешной работы

   Какие же  требования  необходимо предъявлять  к педагогу  для успешной  работы?

   Прежде  всего доступность  и последовательность  требований. Неоднократное напоминание  об  ошибках не  приносит пользы, пока  ученик не услышит  и не осознает их. Необходимо разбудить и постоянно  поддерживать интерес  ребёнка  к  инструменту  и веру  в себя.  Ребёнок  должен  уходить  с урока окрылённым с верой  в свои  силы  и желания продолжить работу  дома.

   Какие  необходимо  предъявлять  требования  к домашнему  заданию?

  Домашнее  задание должно  быть  доступным. Учитывать объём работы, срок  выполнения, сложность задачи и работоспособность ученика. Домашнее задание  должно быть  чётким и конкретным.

   Какие  психолого -  педагогические требования  необходимо  предъявлять к подбору  программы?

  Программу  необходимо  подбирать не формально, учитывая  сложность  произведения и характер  ученика, рост  технических  и эмоциональных данных. Усложнение  программы  губительно  сказывается  на учащемся.   Разбор  и выучивание текста  отнимают  много  времени, находясь  в  плену  у непосильного  произведения ученик не  успевает  уловить все  ошибки  на  начальном  этапе  и в дальнейшем ему  трудно освободиться от них.  Работа сводится  к «натаскиванию»,пьеса  учится  долго, интерес  потерян, а  «награда» за  труд – низкая  оценка  на экзаменах и разочарование, непонимание  ученика, а часто  и педагога – «за что».  Чтобы  этого  не  произошло  необходимо  воспитывать умение  не  только слушать, но и слышать.  

   Для  успешной  работы  по воспитанию учащихся  на  уроке, необходимо, чтобы  педагог относился  требовательно к  своей  работе.

   Нередко  в процессе  работы  над  произведением происходит смещение  представления и педагог воспринимает желаемое  за  действительное, не замечая  трудностей  ученика, выполняя недостатки  исполнения пением  или  дирижированием.  Привыкнув  к несовершенному  исполнению педагог не  слышит  его, это одна  из  причин  того, что  разбираясь  в ошибках  других, педагог  не  слышит  своих и обижается  на  то, что  его  учеников  «занижают»  на экзамене. Чтобы  избежать  этого, необходимо  посещать уроки  других  педагогов  и пересматривать  свою работу. Если  педагог  не  научится  критически  относится  к своей  работе,  то ученики, получая хорошие  оценки  на  уроках  и не  понимая  причину  критики  на  экзамене, обижаются, чувствуют  себя  растерянно, что  серьёзно  сказывается на  их  характере и отношениях  с  окружающими.

   Необходимо  воспитывать осмысленное отношение  ученика к  исполнению, развивать  образное  мышление.  Для этого необходимо  не просто требовать  играть «f»  или « p», а просить  играть задорно, радостно, игриво  или  настороженно, задумчиво, мрачно  и т.д., добиваться  того , чтобы  ученик услышал – получилось ли то, что он хотел.

   Необходимо  научить  играть  осознанно, играть в ансамбле, подбирать по слуху, читать с листа, выступать на  сцене и просто любить и понимать музыку.

III.  Заключительные выводы

Педагог – специалист музыкальной  школы должен  быть не только хорошим  преподавателем на инструменте, но и хорошим  педагогом воспитателем, знающим основы  педагогики и психологии. Часто педагог формально  относится  к  своим  обязанностям, а иногда  не  понимает своей  роли  и  ответственности  в   воспитании  учащихся. Педагог  располагает очень  большими  возможностями воздействия  на  ученика, он  может  успешно содействовать воспитанию  его  характера, развивать в нём  волю, любовь  к труду.

   Только  настоящая  любовь  к музыке  и педагогической  работе, понимании всех  своих  задач  и своей  роли  в деле  развития  музыкального  воспитания принесут  педагогу  удовлетворение  и успех.

 

IV.  Список использованной литературы

  1.  Акимов Ю.Т. Воспитание учащегося в процессе обучения игре на баяне // Баян и баянисты: Сборник методических материалов.   М.: Сов.композитор, 1970. - 149 с.

  1. Беньяминов  « О музыкальном  воспитании»

  1. Накапкин  В.   Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструм.классах ДМШ. М., 1975.

  1. Саранин В. Педагогическое требование как метод воспитания в классе специнструмента // Школа и клуб: социально-педагогические проблемы взаимодействия. – Тамбов, 1991. – С.91 – 95.

 5. Саранин В. Методика обучения игре на баяне. Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова  270 с,2008г.

 6. Страхов И. Психологический анализ урока. - Саратов, 1968г.

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические требования к оцениванию знаний ученика и педагогический такт.

Обзор методов контроля и оценивания знаний, варианты способов проверки знаний и вопросы педагогического такта при оценивании работы ученика....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Современные психолого-педагогические требования к формированию целей обучения

Профессиональная подготовка современных специалистов должна осуществляться как практика развития личности и потенциальных сил человека....

Сообщение на педсовете "Психолого-педагогические требования к квалификации учителя"

quot; Компетентный учитель - компетентный ученик. Специфика профессиональных компетенций учителя русского языка и чтения"...