Самоподготовка как важный этап образовательного процесса
методическая разработка на тему
"Самоподготовка как важный этап образовательного процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Самоподготовка как важный этап образовательного процесса" | 111.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей.
«Самоподготовка как важный этап образовательного процесса»
Выступила воспитатель
1 квалификационной
категории Панкратова С. С.
Декабрь 2016г.
Самоподготовка как важный этап образовательного процесса.
Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепление пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой.
Осуществление вышесказанного решается рядом задач дидактического характера:
- Закрепление знаний, формирование определенных умений и навыков через выполнение домашнего задания, практических работ и т.д.
- Выработка рациональных методов и приемов организации труда.
- Обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой.
- Расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.).
В процессе самоподготовки решаются следующие воспитательно – развивающие задачи:
- Развитие воли, умения преодолевать трудности.
- Формирование характера.
- Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.
- Совершенствование развития памяти, мышление, речи и других познавательных способностей.
- Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.
- Работая самостоятельно, воспитанники тратят на задание разное время.
Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам.
Отсюда третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий, роль и место воспитателя при проведении самоподготовки, организация самостоятельной работы воспитанников с учетом их интересов и склонностей, индивидуальная работа с нуждающимися в ней воспитанниками, учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима в планировании и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя способствует их встречи и беседы, взаимные посещения, ведение «Тетради взаимосвязи».
В начале самоподготовки важна постановка цели и настрой мотивации деятельности воспитанников. Воспитатель сообщает цель и объявляет содержание занятия, объясняет наиболее рациональную последовательность его выполнения. Влияние воспитателя должно быть направлено на то, чтобы вызвать интерес у детей к предстоящей работе. Вот некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя: «Как человек становится умным? Прочитал 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно – на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свои ум прямо сейчас, выполняя задания по предмету».
Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания по предмету. В учебной комнате желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.
В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать не отвлекаясь. Однако, уже младших школьников нужно учить «чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы:
1. Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.
2. Использование макета часов. На картонном циферблате отмечается цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, воспитатель обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени.
В 3-5 классах этот сектор можно разделить на части, отметив картинками этапы самоподготовки.
3. Использование картинного плана самоподготовки. Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми, договариваясь, какими картинками будут обозначаться этапы самоподготовки (например, работа с дневником – картинка дневника, физминутка – картинка мяча). Во время работы детей воспитатель на плане отмечает специальным значком, на каком этапе находятся дети и сколько еще работы осталось.
Для формирования у детей «чувства времени» можно использовать специальные игры и упражнения. Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Педагог может использовать минутные песочные часы или секундомер. Он предлагает узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в комнате, решить несколько примеров и т.д.
Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми очень важно для приучения детей к самостоятельности. Поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правила.
На этом этапе главное требование к деятельности воспитателя предоставить детям возможность работать в собственном темпе. Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально разобрать задание (это обязанность учителя на уроке), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.
Также воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в тетради взаимосвязи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания.
Воспитатель во время самоподготовки может использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интересов к учению. Например, создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп доверия. Все ученики, кто успешно учился предыдущую неделю, включаются в группу доверия, из которой выделяются основные помощники воспитателя в различных делах на неделю.
Большую помощь в работе воспитателя оказывают консультанты – ученики, успевающие по какому – либо предмету, выделенные по рекомендации учителя. Консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. Консультантам лучше поручать оказывать помощь не самым слабым ученикам, а тем, у кого еще недостаточно сформированы навыки самоконтроля, кто не научился работать точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Она углубляет переживания школьников и помогает работе мыслить. Музыка дает возможность сосредоточиться, создает иллюзию уединения, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной работе. Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания можно предложить конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями – это для старших детей, а для малышей – рисунки с заданиями, пластилин, коробочки с бусинками, которые интересны детям и развивают мелкую моторику рук.
Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Полезно учить детей некоторым способом самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правила и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник; попробуй оценить свою работу и знания. Все эти четыре способа проверки не очень сложны, но они требуют от воспитателя продуманности и применение их либо частично, либо полностью.
При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:
1. Прочитать задание.
2. Повторить правила.
3. Найти образец похожего упражнения в тетради.
4. Записать первые строчки упражнения.
5. Проверить себя.
Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в начальных классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Но дальше нужно отказаться от фронтального разбора задания и чтения правила в слух. На данном этапе самоподготовки воспитатель контролирует детей и индивидуально или по группам работает с теми, кто не следует алгоритму.
На таком этапе самоподготовки как выполнение задания у воспитателя две основные обязанности:
1. Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя, но это в тех случаях, когда воспитатель владеет методикой обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь.
2. Помощь детям при затруднениях. В этом случае воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи: предложение перечитать задание, перечитать правила, посмотреть похожее задание в классной работе. Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.
По окончании выполнения письменного предмета воспитатель проверяет работы детей. Проверка осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления у детей привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки своей работы ребенком.
На этом этапе воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, отлично работал и хорошо себя проверил», «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.
Не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это забота воспитателя), затрудняет формирование привычек самопроверки. Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.
Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется легко, учитель использует на уроках прием «жужжащего» чтения. В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению можно также использовать взаимопроверку.
Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд и свое отношение к труду.
Самоподготовка в интернате организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Структура самоподготовки такова:
- Организационный момент:
- Обязательное проветривание помещения.
- Приготовление рабочего места детьми.
- Приготовление словарей, пособий, которые будут необходимы в процессе работы.
- Коррекционно – развивающая работа перед самоподготовкой:
- Проведение упражнений, направленных на развитие познавательных процессов и интеллекта.
- Использование элементов нейролингвистического программирования.
- Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников:
- Сообщение цели.
- Объявление содержания занятия, объяснение рациональной последовательности его выполнения.
- Дозировка времени на определенные предметы:
- Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания по предмету. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.
5. Деление ребят на группы, звенья, пары, назначение помощников.
6. Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашнего задания.
7. Индивидуальная работа со слабоуспевающими.
8. Дополнительная работа на закрепление материала:
- Работа по карточкам, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, повторение таблицы умножения, чтения книг и т.д.
- Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание (игра, конверт с загадками, шарадами, ребусами и т.д.)
- Контроль выполнения задания (частичный, индивидуальный, фронтальный).
- Воспитатель подбирает формы контроля по своему усмотрени
- Во время самоподготовки рекомендуется использовать физкультминутки и перерывы в работе над заданиями.
- Подведение итогов самоподготовки.
Форму подведения итогов воспитатель выбирает сам.
Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.
Успех самоподготовки определяется следующим:
∙ к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);
∙ целесообразной регламентацией времени;
∙ строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.
В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.
Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированность, дисциплинированностью, организованностью, активностью своей группы. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.
Дисциплинированность детей можно увидеть в следующих их поступках:
1. Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
2. Работают самостоятельно.
3. Соблюдают тишину и порядок.
4. Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
5. Без надобности не обращаются к воспитателю.
6. Следят за позой и осанкой во время работы.
7. Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
8. Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
9. Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.
10. Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.
Организованность группы проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:
1. Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.
2. На рабочем месте нет ничего лишнего.
3. Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.
4. Четко планируют индивидуальный труд.
5. Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.
6. Умело исключают внешние помехи.
7. Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.
8. Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.
9. Требуют организованности от своих товарищей.
Методическое обеспечение.
Екжанова, Е.А., Стреблева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Просвещение,2003. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно – отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.// Дефектология. – 1992 г. № 4 – с. 19. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985 г. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Владос, 1999 г., с. 64 – 70, с. 75 – 87. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков.// Дефектология – 1992 г. № 14 – с. 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...
Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»
Отчетоб итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей – важный этап достижения образовательных результатов освоения обучающимися программы по физике
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей – важный этап достижения образовательных результатов освоения обучающимися программы по физике...
Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса
Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...
Инновационная деятельность в образовательном учреждении как важнейшая составляющая образовательного процесса и качественного образования
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является пон...
Доклад "Предметные декады как важный элемент образовательного процесса"
О важности и необходимости проведения предметных декад в школе, а также нормативные документы, регламентирующие их проведение....