Доклад "Предметные декады как важный элемент образовательного процесса"
материал

Добровольский Анатолий Андреевич

О важности и необходимости проведения предметных декад в школе, а также нормативные документы, регламентирующие их проведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Доклад

Предметные декады как важный элемент образовательного процесса

 

                                     

Докладчик: Добровольский А.А.

Председатель МО математики,

физики, информатики, технологии

Протокол заседания МО

__ от «____» марта 2024 г.

 

РУБЦОВСК

 2024

Предметные декады – это форма учебной, внеурочной и методической работы в школе, когда реализуется многоцелевое единство школьных мероприятий, объединенных общими задачами, прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся. Также это построение системы конкурсов, игр, олимпиад, викторин для выстраивания благоприятной мотивационной среды в школе. *1

Построение любого педагогического мероприятия с учетом распределения равных ролей преподавателя и обучающегося является высшим проявлением педагогической культуры и мастерства преподавателя. Одной из наиболее эффективных форм данного сотрудничества, которая может быть использована как в условиях аудиторной работы, так и в рамках внеаудиторной деятельности является проведение предметной декады. Предметная декада является одной из активных форм взаимодействия преподавателя и обучающегося, направленной на усвоение и закрепление полученных знаний в условиях практико-ориентированного подхода. *3 

Предметная декада позволяет обучающемуся формировать навыки аналитического и эвристического мышления, развивать познавательную активность. Благодаря совместной работе в условиях декады у обучающегося происходит становление и формирование коммуникативных навыков, а у преподавателя повышается педагогический авторитет и появляется профессиональное признание среди обучающихся

Предметные декады в школе являются важным элементом образовательного процесса, обеспечивающим развитие учеников в различных аспектах.

  1. Развитие познавательной активности и интереса к предметам: Предметные недели помогают формировать интерес к предметам и увеличивать познавательную активность учеников.
  2. Формирование внутренней мотивации: Предметные недели способствуют развитию внутренней мотивации учеников, включая стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность и умение действовать, исходя из своих возможностей и условий.
  3. Расширение кругозора: Предметные недели позволяют рассмотреть различные темы и произведения из разных стран и исторических эпох, что расширяет кругозор учеников.
  4. Активизация творческого потенциала: Предметные недели могут активизировать творческий потенциал учеников и формировать навыки исследовательской деятельности.
  5. Развитие познавательных и творческих навыков: Основной целью проведения предметных декад является формирование образовательной среды, призванной решать задачи по развитию познавательных и творческих навыков у учеников.
  6. Определение одарённости учеников: Проведение предметных декад помогает выявить, в какой области одарён ребёнок, и развить его способности.
  7. Развитие информационной грамотности: Предметные недели могут включать цифровые образовательные ресурсы, которые помогают развивать информационную грамотность у учеников.

Не секрет, что проблемы мотивации к учебной деятельности у современных учеников являются одной из центральных проблем образования.

 Ключевые проблемы мотивации в школе включают:

  1. Низкий уровень мотивации: Уровень мотивации у учащихся неуклонно снижается.
  2. Недостаток социальных мотивов: Ученики могут не видеть значимость учения для общества и своей будущей жизни.
  3. Отсутствие взаимопонимания: Недостаток взаимопонимания между учителями и учениками может снизить мотивацию к обучению.
  4. Недостаточная самостоятельность: Ученики могут не иметь достаточной самостоятельности в учебном процессе, что может снизить мотивацию.
  5. Недостаточная личная значимость учебных заданий: Ученики могут не видеть личного значения в учебных заданиях, что может снизить мотивацию.
  6. Недостаточный интерес: Ученики могут не иметь достаточного интереса к предметам, что может снизить мотивацию.

Для решения этих проблем необходимо:

  1. Формирование социальных мотивов: Учителям необходимо помочь ученикам понять значимость учения для общества и своей будущей жизни.
  2. Укрепление взаимопонимания: необходимо улучшить взаимопонимание между учителями и учениками.
  3. Развитие самостоятельности: необходимо помочь ученикам развить самостоятельность в учебном процессе.
  4. Увеличение личной значимости учебных заданий: необходимо помочь ученикам видеть личное значение в учебных заданиях.
  5. Повышение интереса к предметам: необходимо помочь ученикам развить интерес к предметам.

Для решения этих проблем могут быть использованы различные методы, такие как:

  1. Развитие взаимоотношений: Формирование учебной мотивации может быть названо одной из центральных проблем образования, и развитие взаимоотношений может помочь в этом.
  2. Совершенствование методов обучения: Совершенствование методов обучения, прежде всего проблемно-развивающего, может помочь улучшить мотивацию.
  3. Укрепление межпредметных связей: Обновление содержания и укрепление межпредметных связей может помочь улучшить мотивации.
  4. Возможность программирования характера мотивации: Возможность программирования характера мотивации через тип учения может помочь улучшить мотивацию.
  5. Стратегии повышения мотивации: Использование стратегий повышения мотивации, таких как структура и длина лекции, может помочь улучшить мотивацию.

В целом, проведение предметных декад в школе является важным средством мотивации учебной деятельности, а также способом формирования у учеников важных навыков, качеств для формирования метапредметных результатов обучения.

Метапредметный характер мероприятий в рамках предметной недели позволяет выстроить связи предметов и выявить практическую значимость научных знаний. Школьники становятся гибче, они могут аргументированно ответить на вопрос педагога, иногда пользуясь спонтанностью и импровизацией. *1 Педагог же получает возможность анализировать события, интерпретируя полученные результаты, повышать свой педагогический авторитет среди обучающихся. В то же время, предметные декады создают условия для апробации педагогами новых технологий, новых форм проведения занятий. Они показывают не только возможности учащихся (а именно декады, позволяют учесть учебные возможности всех школьников), но еще и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и профессионализм. *2

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

22. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают:

Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации.

Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должна отражать:

компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;

сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;

общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;

самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:

обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);

организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;

использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия        

                                         

Формирование универсальных учебных действий

Формирование навыков, связанных с информационно-      коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

Формирование мотивации к обучению

Необходимые знания

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

3.2.4. Трудовая функция

Наименование

Модуль «Предметное обучение. Математика»

Трудовые действия

Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно

Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях

Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся

Необходимые знания

Теория и методика преподавания математики

Список использованной литературы

  1. https://семьяишкола.рф/2023/01/24/предметные-недели-в-школе-как-педагог/
  2. https://школа302.рф/doc/doc.pdf
  3. https://firpo.ru/netcat_files/353/877/h_0777a05d04ef759ac975b01709126fb3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»

Отчетоб итогах работы  в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...

Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса

Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...

НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Инновационная деятельность в образовательном учреждении как важнейшая составляющая образовательного процесса и качественного образования

       В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является пон...

Самоподготовка как важный этап образовательного процесса

"Самоподготовка как важный этап образовательного процесса"...

Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса

Аннотация:  Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях  айкидо в школе является одним из самых важных разделов при и...