Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
план-конспект по теме
Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22» г. Салават РБ
Выступление
на тему:
Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Подготовила: классный руководитель
6 б класса Хлюстова Т.А.
Салават
2011
Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством
и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают,
когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Сократ
Вы будете удивлены, узнав, что эти слова принадлежат Сократу, жившему до V в. до нашей эры. Но как они актуальны сегодня, и не просто актуальны, а злободневны.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации сети Интернет, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие этой информации (не всегда позитивное) нередко доминирует в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. С одной стороны системность, последовательность, традиционность, с другой - хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой. Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, моральной неустойчивости.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих запретов сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Популярность виртуальных форм общения ослабляет связи между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми, что приводит к самоизоляции детства. В результате за ростом агрессивности, жестокости, цинизма, грубости на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
В самом процессе воспитания наиболее важными вопросами на сегодняшний день являются, каким должен быть современный человек, чтобы соответствовать условиям изменяющегося общества, какими качествами он должен обладать? Как можно достичь этого в процессе воспитания в условиях школы? Найти ответ на эти вопросы поможет воспитательная программа и поставленные в ней педагогом задачи.
ЦЕЛЬ воспитательной работы: слайд2
воспитание этической культуры школьников, развитие их познавательных интересов и коммуникативных способностей, формирование навыков самообразования и самовоспитания.
Задачи воспитательной работы:
- Способствовать формированию этической культуры учащихся,
- Содействовать формированию интереса к учению
- Содействовать процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации.
Достижение указанных целей должно осуществляться, прежде всего, в рамках всего образовательного процесса в школе. Слайд3 Я, как учитель-предметник, 2 год открытые уроки даю в своем классе. Слайд4. В школьном туре олимпиад учащиеся 6б класса имеют много призовых мест: Нагибина Яна, Рогожа Алена, Каримова Айгузель. Слайд 5 Их дипломы и грамоты - яркое тому подтверждение. Слайд6. В этом учебном году учащиеся 6 б класса принимали активное участие в республиканских и российских конкурсах: «Познание и творчество», «Ломоносовские чтения», «Лихачевские чтения», в конкурсах сочинений: «Мой любимый учитель», «Моя классная жизнь». Слайд7 Мероприятия предметных недель ,Слайд8 недели детской книги, школьных конкурсов не обходятся без участия моих подопечных. Слайд 9 Они очень активные, сплоченные, умеют вовремя перестроиться, принять быстро решение. Слайд10. Благодаря этим качествам Слайд 11 они заняли много призовых мест и в этом учебном году.
Развитие нравственных и духовных ориентиров, гражданской позиции через пропаганду культуры здорового образа жизни является тоже одной из важнейших задач воспитательной работы в моем классе. Слайд 12. Несколько учащихся 6б класса занимаются в спортивных секциях, они выступают уже не как любители, а как профессионалы. Например, Зубко Анна занимается тяжелой атлетикой, имеет много призовых мест. Слайд 13. В сентябре класс принял участие в Кроссе наций, где несколько человек получили грамоты за победу. Слайд 14
Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг», ныне обесценены. Но патриотические убеждения не навязывают. Их надо воспитывать. Воспитание ценностных отношений – сложный и тонкий процесс. Их проявление трудно обнаружить и зафиксировать, определить степень их искренности и устойчивости; сложно учитывать все факторы, влияющие на их становление. Воспитанию гражданственности в моем классе призван служить кружок, который организовал Центр туризма. Слайд 15 Почти все учащиеся класса посещают кружок «Литературное краеведение». Слайд 16 Теоретические занятия кружка проходят в моем кабинете. По выходным учащиеся с руководителем кружка Чиркуновой О. П. выезжают на экскурсии Слайд 17. Дети побывали не только за пределами города, они выезжали в другие районы и города, а Зубко Анна участвовала в слете туристов с исследовательской работой. Слайд 18 Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином своей страны. Ребёнок должен знать, что он – хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам. Память о предках – это показатель нравственного здоровья нации. Слайд 19
Я, считаю, что одной из главных форм внеклассной работы является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром. Темы классных часов, их содержание определяю вместе с детьми. Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно. Я считаю, что классный час не должен превращаться в нотацию учащимся. Он должен быть интересным и необычным. В основном мы ведём беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности, о правилах дорожного движения, проводим встречи с интересными людьми, например, с Журавлевым. На классных часах играем Слайд 20, иногда танцуем и поем.
Конечно, развитие личности ребёнка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления личности. Для правильного построения воспитательного процесса я должна знать интересы и увлечения детей, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенности характера . Поэтому я пользуюсь в своей работе психолого– педагогическими методами изучения личности ребёнка, а также наблюдаю за детьми во время экскурсий, походов. Содержание деятельности учащихся во внеурочное время – это прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Слайд 21. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Я лучше узнаю их сама. Слайд 22
Для внеурочного «воспитательного пространства» характерны неформальность, открытость, большая свобода действий ребенка. Слайд 23 Учащиеся 6б приняли активное участие в новогоднем шоу. Они не только танцевали, играли, Слайд 24,25 они получили грамоты за активное участие в новогодних конкурсах: «Лучшая открытка», «Лучший рисунок», «Лучшее новогоднее фото». Слайд26. На протяжение всего учебного года ученики 6б класса участвовали в различных школьных конкурсах. Слайды 27-32. Это: конкурс открыток ко Дню матери, это конкурс рисунков ко Дню космонавтики, конкурс причесок.
Высшей ценностью воспитательной деятельности является сам ребенок. В нем следует видеть Человека, а не объект воздействия. Его необходимо воспринимать таким, каков он есть на самом деле. Не нужно переделывать ребенка, ломать его , а стараться воспитать в нем необходимые качества, основываясь на его природных особенностях
Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни.
Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.
Я ценю в своих детях индивидуальность, самостоятельность, то, что они у меня необычны, неординарны, не такие как все. Не боюсь того, что они иногда не вписываются в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки – талант. А талантливые люди -золотой фонд нации, их надо беречь;
Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире? Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Слайд 33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Воспитание личности- важнейшее условие оптимизации образовательного процесса"
Процесс воспитания перетерпел различные изменения. Поворот личности к школе заставляет нас искать различные подходы. В данной разработке кратко раскрываются понятия "Личность", "Содержание воспит...
Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса
Данная презентация поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....
Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Выступление на педагогическом совете...
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса...