Формирование коммуникативной и информационной компетентностей – важный этап достижения образовательных результатов освоения обучающимися программы по физике
статья по физике на тему
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей – важный этап достижения образовательных результатов освоения обучающимися программы по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krechko_sa_formirovanie_kommunikativnoy_i_informatsionnoy_kompetentnostey.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей – важный этап достижения образовательных результатов освоения обучающимися программы по физике
Сегодня обществу нужна творческая личность – человек, который способен думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно находить способы их осуществления, предлагать нестандартные решения. Поэтому современная школа должна предоставить детям возможность раскрыть свои способности, постоянно стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В соответствии с идеологией новых федеральных государственных стандартов общего образования во многом меняется смысл понятия образовательные результаты. Наряду с предметными результатами (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания), выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.
Любой учебный предмет, с его содержанием, выступает как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Например, предмет «физика», позволяет развивать логическое и абстрактное мышление, произвольность высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи), творчество и коммуникативные качества личности.
Из познавательных УУД физика формирует умения:
- сознательно чувствовать окружающий мир,
- отыскивать причины физических явлений,
- анализировать и сравнивать физические явления между собой, структурировать и классифицировать объекты физического мира,
- моделировать физические объекты и системы
- чувствовать противоречия и др.;
из регулятивных УУД умения:
- ставить цель и планировать ее достижение,
- контролировать свои действия по достижению цели,
- запрашивать помощь педагога,
- анализировать и оценивать собственную учебную деятельность;
из коммуникативных УУД умения:
- принимать, искать и передавать информацию,
- задавать вопросы,
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса,
- выполнять различные социальные роли в группе,
- вести дискуссию,
- использовать современные телекоммуникационные технологии.
Важным метапредметным результатом является сформированность у учащихся таких областей культуры, как: проектная, исследовательская и коммуникативная.
На мой взгляд, курс физики обладает огромными возможностями для формирования и развития информационной и коммуникативной компетентностей школьников.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности.
В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование. (Обучающийся усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности)
Социально-коммуникативная компетентность включает:
-способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия;
-навыки межличностного общения;
-умение ненасильственно разрешать конфликты;
-ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде;
-приверженность этическим ценностям.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Видами коммуникативных УУД являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.
Наиболее эффективным способом развития социально-коммуникативных компетентностей обучающихся является использование современных коллективных методов обучения, создание разнообразных условий для успешного социального взаимодействия, сотрудничества при решении учебной задачи.
Групповая форма работы учащихся и работа в парах наиболее целесообразна при проведении лабораторных работ и практикума по решению физических задач. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения планов совместных действий в работе над проблемой, анализ полученных результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, взаимопомощь при обобщении и формулировке вывода, ответственность каждого за успехи и ошибки общей работы.
Преимущества групповой работы, которые, способствуют развитию коммуникативных компетенций, следующие:
- большинство школьников обладает высоким творческим потенциалом, однако в больших коллективах он используется неэффективно;
- группа усиливает творческий потенциал, учит самооценке и взаимоуважению;
- школьники могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая, то в роли обучаемых, то в роли обучающих, так, что каждый может продвигаться, используя свои способности;
- результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, характер взаимодействия детей, отмечает успехи и неудачи.
Организация проектной деятельности также формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. В своей работе я использую различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, которые учащиеся защищали на уроках, школьных и городских научных конференциях. Вот темы некоторых проектов:
-«Уникальное вещество – вода!» (Над проектом активно работали группы “физиков”, “химиков”, “биологов”, “экологов”, “путешественников» по выбранным темам исследований: Влияние ультразвука, ультрафиолетового излучения, электрического тока, магнитного поля на воду. Воздействие воды на живые организмы. Исследование серебряной воды. Исследование жесткости воды». Ребята демонстрировали экспериментальные установки, фото- или видеоматериалы со своими совместными исследованиями; объясняли полученные результаты, используя компьютерную презентацию, отвечали на вопросы других учащихся. Ребята учились критически оценивать информацию, получаемую из различных источников (например, исследования Эмото о памяти воды); отбирать научные факты, опровергать необоснованные гипотезы, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.)
-«Человек внутри биосферы» (Учащиеся 11 класса рассмотрели и выявили основные проблемы взаимодействие человека с земными сферами: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой; наметили практические пути решения некоторых из них)
- «Исследование взаимных преобразований электромагнитных волн» (Ученики 11 класса создали рефлексный транзисторный приемник; радиопередатчик; музыкальный центр; электрогитару. Работа отмечена Дипломом I степени на городской научно-практической конференции школьников.)
Проектно-исследовательская деятельность развивает познавательную и социальную активность, дает каждому возможность проявить свои способности, познать себя, самоутвердиться, сотрудничать с одноклассниками и учителем, вступать в диалог, вести дискуссию, обсуждать, предлагать и отстаивать свою точку зрения. А самое важное дает каждому ребенку радость сопереживания, общения, понимания, открытия и успеха!
Очень важным этапом является оценивание успешности учащихся при выполнении проектного исследования. Самой значимой оценкой для ребенка является общественное признание его самостоятельности, успешности, значимости. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. По окончании работы над проектом я предлагаю участникам анкету, позволяющую выделить, что в совместной работе было наиболее ценным, интересным; с какими проблемами встретились ребята; как сделать проект более содержательным; возможные пути продолжения работы по данной теме. Педагогу будет интересна анкета по самооценке работы в группе на различных этапах проекта: от выбора проблемы и подготовки исследования до постановки экспериментов и презентации результатов совместной работы.
Для развития социально-коммуникативной компетентности в процессе обучения физике я использую дидактические игры которые активизируют познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается мотивация учения. В игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий с другими игроками; соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий. Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей. Мною были разработаны и проведены обучающие, контролирующие и обобщающие игры: «Турнир экспериментаторов» при обобщении темы «Тепловые явления» в 8классе; игра-путешествие «В мире звуков» (9 класс), «Давление в природе» (7 класс); «Суд над инерцией» в 7 классе; «Своя игра» по теме «Тепловые явления» (8 класс); конкурс «Эрудит» для 7-8 классов и другие.
Развитие коммуникативной культуры учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Помочь учащимся овладеть социальным знанием, освоить нормы и правила жизни в обществе, сформировать готовность к осознанным решениям и к индивидуальному, социальному и гражданскому действию поможет элективный курс «Физика в профессиях» для учащихся 9 классов. Группы учащихся самостоятельно знакомятся с профессиями архитектора, конструктора, врача, ученого, энергетика, летчика, космонавта, геолога, военного, механика, лаборанта, эколога, строителя, криминалиста, водителя, слесаря и т. д. Работая в команде, школьники определяют значение физических знаний в каждой из профессий, выступают с презентацией своей работы, отвечают на вопросы одноклассников. Очень интересными и полезными для ребят являются организация и проведение экскурсий на различные предприятия города. Элективный курс «Физика в профессиях» не только позволяет показать значимость физических знаний, но и содействует профессиональной ориентации будущих выпускников, формированию чувства ответственного (профессионального) отношения к выполнению основных социальных ролей человека. Я предлагаю для учащихся девятых классов элективные курсы «Физика и экология», «Исследовательские опыты по физике».
Несколько лет работает в школе «Творческая физическая лаборатория». Основной целью является развитие творческих способностей учащихся при конструировании физических приборов и приспособлений для школьного физического эксперимента, исторических моделей и измерительных приборов. В коллективном процессе конструирования учащиеся могут применить свои теоретические знания в новой ситуации, выработать план совместных действий, осуществить его и представить результаты своего творчества одноклассникам. Работая в небольших группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Примеры моделей и приборов, выполненных учащимися:
- Исторические проекты (модель подъемника и метательной машины древнего времени; модель фонтана Герона)
- Технические модели (модели паровой и реактивной турбины; модель радиоприемника и радиопередатчика)
- Модели исторических опытов (модели опыта А. Ампера, А.С.Попова, Г.Герца)
Старшеклассники в конце года представляют на научно-практическую конференцию свое исследование, проект. Многие из них являются победителями школьных, городских и областных научно-исследовательских конференций. Во время недели естественных наук участники «Творческой физической лаборатории» проводят экскурсии для младших школьников в кабинете физики, демонстрируют приборы, изготовленные своими руками, показывают занимательные физические опыты и фокусы. Учитель создает атмосферу, в которой ребята проявляют свои умения слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации. Это способствует формированию научного сообщества детей и педагогов, более тесному сотрудничеству и общению единомышленников.
Научно-исследовательские походы являются эффективными формами организации исследовательской деятельности учащихся, вызывают огромный интерес, представляют возможности в коллективном сотрудничестве решать поставленные задачи, общаться, проявлять свои организаторские способности Ребята творчески подходят к выбору практических заданий, например,
- Исследования природных объектов вблизи п. Суромна, д. Сущево, Вл.ТЭЦ ( Наблюдение за температурой воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха, осадками, ветром. Исследование водоемов (ширины, глубины, среднего давления воды на дно, скорости течения и температуры). Экологические исследования источников. Исследование геомагнитного поля.)
- Исследование парка (Исследование экологического состояния парка, уровня шумового и радиационного загрязнения. Создали электрифицированный стенд «Экологическая тропа парка «Добросельский».)
Знакомство с природными, культурно-историческими особенностями района способствует развитию патриотизма, а привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности способствует экологическому воспитанию. Походы и экспедиции способствует укреплению организма, эмоционально-практическая форма общения побуждает учащихся проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний, создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию. (Предлагаю различные виды рефлексии: Приложение 2)
Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся.
Правила говорящего | Правила читающего |
Логично строю речь | читаю быстро |
Ясно излагаю мысли | понимаю прочитанное |
Не теряю “нити” разговора | умею пользоваться библиотекой |
Правильно и красиво говорю | читаю художественную литературу |
Владею интонацией | умею вести записи |
Умею варьировать темп речи | |
Владею вниманием слушателей | |
Не употребляю слов-сорняков |
Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. Например:
- применение компьютера в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;
- организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ
- проведение уроков-экскурсий
- сотрудничество с библиотекой;
- размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу;
- участие в районных, городских, областных конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Физика – как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся.
Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. В современном обществе уверенно чувствует себя человек, который владеет информацией, способен общаться с другими людьми на разных уровнях. Это ключ к успеху в карьере и жизни современного человека.
Владение информационной компетенцией предполагает,
- что учащийся умеет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать ее.
- Более высокий уровень информационных умений допускает, что ученик умеет создавать новую, значимую для себя и других информацию в различных доступных для восприятия видах; умеет отделять полезное от бесполезного, более ценное от менее ценного, избегает неполной, недостоверной и устаревшей информации.
- Ученик должен уметь пользоваться устройствами, с помощью которых можно извлекать информацию (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир)
- Ученик должен владеть информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, Интернет).
Социологическое исследование показало, что только 39% семнадцатилетних людей умеют находить нужную информацию, упорядочивать ее и правильно истолковывать.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Как утверждали известные философы «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег)
Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией:
Поиск и сбор информации:
· задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
· задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
· (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
Обработка информации:
· задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
· задания на упорядочение информации;
· подготовка вопросов к тексту;
· составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
· задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
· задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
Передача информации:
· подготовка докладов, сообщений по теме;
· подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
· подготовка учебных пособий по теме;
· подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
Комплексные методы:
· составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
· информационные учебные проекты
· телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
· учебно-исследовательская работа,
· выпуск ученических СМИ – печатных, электронных.
Компетентность информационная - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Поэтому одной из главных задач в преподавании школьной физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности. Личности, владеющей информационной компетентностью, а, следовательно, обладающая такими качествами как информационная грамотность, информационный стиль мышления, информационное поведение, информационное мировоззрение.
Критерии информационной компетентности, выраженные через качества «информационной» личности на основе комплекса знаний и умений в области информационных технологий.
1. Информационно – грамотный (ИГ) школьник должен:
- уметь пользоваться автоматизированными информационными системами;
- владеть основами алгоритмизации: принципами построения алгоритмов, базовыми структурами алгоритмов;
- уметь, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели;
- уметь рационально использовать, сохранять информационные ресурсы; знать уровень доступности данных ресурсов .
2. Ученик, который обладает информационным стилем мышления (ИСМ), должен:
- уметь осуществлять постановку задач;
- уметь строить информационные модели изучаемых процессов и явлений;
- уметь анализировать информационные модели с помощью информационных инструментов;
- уметь упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных;
- уметь интерпретировать полученные результаты;
- уметь принимать решения о применении того или иного программного обеспечения;
- уметь предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы;
- уметь использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии .
3. Информационное поведение (ИП) учащегося связано:
- с умением организовать поиск необходимой информации;
- с умением работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
- с умением общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
4. Информационное мировоззрение (ИМ) учащегося это:
- знание законов функционирования информации в обществе;
- понимание сущности происходящих информационных преобразований;
- понимание своего места и своих задач в формирующемся информационном обществе.
Формирование вышеперечисленных качеств «информационной» личности возможно только через продуктивную учебную деятельность. Процесс изучения школьного курса физики – исследовательский процесс, включающий в себя постановку задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного предметного содержания, формулировку исходных гипотез, теоретический анализ гипотез, планирование и организацию эксперимента, проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, проверку исходных гипотез на основе полученных фактов, окончательную формулировку новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Исследовательская учебная деятельность невозможна без средств, выступающих в роли инструментария в проведении исследования.
К исследовательским инструментам, использование которых ведет к формированию информационной компетентности можно отнести:
- компьютерные программы;
- компьютерные сети, в том числе Интернет;
- электронная почта и электронная конференцсвязь;
- интерактивные среды, использующие анимацию, звук и музыку.
При изучении физики мы работаем с информацией, представленной в различных формах.
- В связи с переходом к новой форме аттестации (ГИА, ЕГЭ) особенно актуальной является работа с тестами ( знакомство ребят с планом и некоторыми приемами выполнения тестов).
- Больше времени на уроках приходится уделять работе с текстом .
- Конечно же, главное – научить понимать физическую задачу, находить способы ее решения
(Это отдельная большая тема. Я приведу пример использования «Открытых задач» на уроках физики. ( ТРИЗ , автор КАМИН)
Идея : решение исследовательской задачи облегчается, если последовательно ответить на три вопроса. "трехходовкой".
1. Как сделать, чтобы интересующее нас событие произошло?
2. Как это событие могло бы произойти САМО СОБОЙ, без направленного вмешательства?
3. Какие РЕСУРСЫ (скрытые возможности) можно для этого использовать?
Отважный воздухоплаватель Огюст Пикар собрался подняться в стратосферу, на высоту 30 км. Он знал, что там не теплее, чем в Антарктиде. Как Пикару обогревать пассажирскую гондолу, этакий металлический шар с окошками? Учтите, что каждый лишний грамм препятствует подъему.
Вообразите себя, читатель, на месте Огюста Пикара. Как сделать, чтобы гондола нагрелась.
Версия 1 — обогревать углем, бензином, газом (печка). Версия 2 — обогревать электричеством (электроплитка). Версия 3 — греться изнутри (усиленным питанием, упражнениями).
Каким образом можно добиться, чтобы гондола обогревалась САМА СОБОЙ? Этот вопрос делает все три версии сомнительными. К тому же они требуют "лишних граммов". Кажется, решение зашло в тупик. Но в обойме остался еще один наводящий вопрос — о ресурсах. Есть ли в нашем распоряжении какие-нибудь источники тепла? Ответ виден невооруженным глазом — солнце! Неужели выход из положения — греться на солнышке? Перед нами выбор: или сдаться, или повторить наводящий вопрос "как сделать, чтобы..."
Как сделать, чтобы солнце нагревало кабину? Ответ можно найти, опираясь на жизненный опыт: если хотят защититься от солнечных лучей, носят светлую одежду. Если наоборот — темную. Поиск РЕСУРСА: есть ли в нашем распоряжении возможность сделать кабину темной? Ответ очевиден: покрасить черной краской! Это и есть решение Пикара: он выкрасил гондолу в черный цвет, поглощающий солнечные лучи. В гондоле стало даже жарко — и это при сорокаградусном морозе снаружи.)
В современном обществе на первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Думать критически это:
•Проявлять любознательность
•Использовать исследовательские методы
•Ставить перед собой вопросы
•Осуществлять планомерный поиск ответов
•Вскрывать причины и последствия фактов
•Сомнение в общепринятых истинах
•Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
•Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
•Применять в спорах аргументы
•Смотреть на старые идеи с новой точки зрения
•Отличать факты от предположений
•Различать обоснованные и необоснованные оценки
•Выделять причинно-следственные связи
•Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале
Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.
Я остановлюсь на некоторых, приемах, которые использую на уроках.
1. Самостоятельная работа с ценностно-ориентированными текстами. Учащимся предлагается ситуация, имеющая научное содержание, морально-нравственные аспекты которой они должны охарактеризовать и защитить с точки зрения различных личностей.
(Например -«Атомная энергетика: за и против», -«Традиционные и альтернативные источники энергии» -«Ответственность ученого за последствия своих открытий: ДВС, ГЭС, АЭС, водородная бомба…»)
-Использование физических достижений (военная техника, космонавтика, ДВС, ТЭС, ГЭС, АЭС, методы разведки и добычи полезных ископаемых) - благо или зло? Научно-технический прогресс - источник свободы или порабощения человека? и пр.)
При использовании данного метода достигаются следующие цели: развитие аналитического мышления; выработка практических навыков работы с информацией, формирование способности выбирать оптимальные варианты эффективного взаимодействия с другими людьми; актуализация и рефлексия опыта участников ситуационного анализа; разрушение стереотипов мышления; повышение мотивации процесса обучения.
2. На уроках физики можно познакомить учащихся с некоторыми проблемами информационного загрязнения среды обитания и методами их решения. Этому способствует обсуждение вопросов об ответственности ученого, владеющего научной информацией ценной для экономики, производства, медицины и политики; о последствиях использования непроверенной информации научного содержания; об ответственности авторов за сообщения антинаучного или псевдонаучного содержания; о способах оценивания достоверности сообщений СМИ на научные темы.
3. Еще один аспект, в котором для учащихся раскрывается социальная ценность физики, - патриотическое воспитание. Оно должно быть направлено на формирование чувства гордости за свою страну и сопричастности ко всем явлениям и процессам, которые в ней происходят. Решению этой задачи способствует знакомство с научными открытиями русских ученых-физиков (Н. Е. Жуковского, И. В. Курчатова, М. Ломоносова, А. С. Попова, К. Э. Циолковского и др.); с применением научно-технических достижений в целях защиты и укрепления государства (военная техника, ядерная энергетика и пр.); с приоритетными направлениями развития научно-технического потенциала России (космонавтика, энергетика, информатизация, нанотехнологии); с примерами мирового признания достижений России в фундаментальной и прикладной физике, а также в подготовке научных кадров.
Большую значимость имеют не только уроки, но и общешкольные проекты:
- «Пятидесятилетие первого полета человека в космос» (Старшеклассники подготовили презентацию «История космических полетов», поэму «Покорителям космоса посвящается», игру-викторину «Что ты знаешь о космосе» (для 1-5 классов), Конкурс эрудитов «Эра космонавтики» (для 6-9 классов))
- «К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова» (одиннадцатиклассники выступали перед учащимися 1-6 классов с рассказом о жизни, творчестве и научной деятельности великого русского ученого, проводили викторины и конкурсы для учащихся 7-10 классов)
- «Ученые – физики в годы Великой Отечественной войны», «Физики нашего края» (Ученики готовили презентации, плакаты, выступления о достижениях ученых физиков и их вкладе в общую победу над врагом)
На всех этапах работы, безусловно, важными результатами являются повышение у учащихся познавательного интереса к предмету, развитие творческих, организаторских и коммуникативных способностей, социальной активности, желания творчески жить в обществе и успешно сотрудничать. И физика как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования социальных компетентностей учащихся.
В целях диагностики я использую:
- - Методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей (Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин);
- - Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников (автор Лукьянова М.И.)
- - Опросник креативности Джонсона ( в модификации Е. Туник)
- Изучение уровня развития познавательного интереса учащихся (Щукина Г.И., Лещенко О.И., Федорова Н.Г.)
- Критерии оценки уровня сформированности информационно-коммуникативных компетентностей учащихся
- Диагностика социальной и коммуникативной компетентности учащихся (Беспалова Г.М.)
Учителю важно научить ребенка слушать, думать, анализировать, самостоятельно и творчески работать, отстаивать свое мнение, стремиться к знаниям, к саморазвитию.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Ключевые компетентности: технология конструирования // Народное образование. – 2003. - №5.
2. З. А. Скрипко. Морально-нравственный компонент как составляющая социальной компетентности учащихся начального профессионального образования //Вестник ТГПУ. 2011. 10 .
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
4. Скрипко З. А., Седюкевич О. П. Формирование мировоззренческих компетенций на уроках физики // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов», Новосибирск, НИПКРО, 2009.
5. Донскова Е.В. Формирование ценностно – смысловых компетенций учащихся на уроках физики // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. №9.
6. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - С. 6-8, 37. - (Стандарты второго поколения).
7. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - С. 6-8. - (Стандарты второго поколения).
8. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей образовательных учреждений / Е. В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – С.24, 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России воспитание ориентировано ...
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...
Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся через школьную журналистику. Бухольцева Галина Сафоновна, куратор ДГ "ЗВОНОК" МБОУ СОШ №92 с.Гусиное Озеро, 07.11.2014 год
Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, кот...
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...
Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей
Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей"...
Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоя...