Педагогический проект как средство формирования универсальных учебных действий.
материал на тему

Педагогический проект как средство формирования УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ped_chtenii_syutina.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сютина Е.О.

 учитель, 1 категория

ГБОУ СПО СО СОМЭПК

Педагогический проект как средство

формирования универсальных учебных действий.

   Каким должен быть современный ученик? Главная задача школьного образования сегодня — это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решение в постоянно меняющихся условиях. В связи с этим возникает необходимость подготовки обучающихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально — волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания обучающихся из различных предметных областей для решения данной проблемы, даёт возможность применить полученные знания как в учебной деятельности, так и за её пределами.  Метод проектов — это особая деятельность, которая вовлекает учащихся в процесс решения интересных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале — продукте проекта.

Общешкольный проект «Кладовые Урала». Подпроект «Сказы П.П.Бажова» к 135 лет со Дня рождения великого русского писателя П. П. Бажова.

  Участники проекта: обучающиеся 4 класса детского дома — школы СОМЭПК, педагогические работники школы.

  Проект предназначен для организации совместной деятельности детей по изучению биографии и творчества П. П. Бажова с публичной защитой группового проекта, с приглашением учеников других классов, учителей, родителей.

Ожидаемые результаты реализации проекта: обучающиеся глубже осознают своеобразие творчества П. П. Бажова, проанализируют  его влияние на художников и кинематографов Урала, посетят дом-музей П.П.Бажова, познакомятся с биографией писателя и на основе полученной информации школьники, создав различные творческие группы, представят свои иллюстрации и поделки к произведениям автора, подготовят презентацию об экскурсии в дом-музей для 2,3 классов, будут читать наизусть стихи, проводить викторины, делать сообщения, напишут минисочинения.

План реализации проекта:

1 этап. Работа над проектом начинается с уведомления родителей и обучающихся о предстоящем проекте. Затем школьники знакомятся с основными этапами работы, совместно с учениками формулируются проблемные вопросы, обсуждаются критерии оценивания, формируются творческие группы с учетом интересов учащихся (1 группа-поиск биографических сведений об авторе, 2 группа — сбор сведений о месте рождения, детстве, юности автора, 3 группа — изучение произведений автора, подбор материала для презентации и викторин).

2 этап. Обсуждение плана реализации  проекта, формулирование целей работы и учебных вопросов для каждой группы участников.

3 этап. Экскурсия в дом — музей П. П. Бажова, знакомство с биографией писателя, эпохой, бытом, личными вещами. Просмотр кинофильмов по мотивам произведений писателя.

4 этап. Сотрудничество с библиотекой по организации обзора книг писателя.

5 этап. Каждая исследовательская группа собирает материал из различных источников, а творческие группы подбирают стихи, готовят сообщения, подбирают эпизоды из фильмов, рисуют иллюстрации, готовят поделки, проводят репетиции. Учитель проводит консультации,  идет работа с дидактическими материалами.

6 этап. Работа обучающихся по разделам подпроекта, отслеживание и оценка предварительных результатов  каждой группы, самоанализ работы школьников в группах.

7 этап. Оформление результатов исследования в виде презентации, сообщений, отзывов, творческих работ. Самооценка, консультации учителя, генеральная репетиция публичной защиты проекта.

8 этап. Публичная защита коллективного проекта с приглашением учеников других классов, учителей, родителей.

Заключительный этап. По итогам проводится рефлексия, что удалось и что не получилось сделать в ходе работы над проектом, какие вопросы в будущем интересно было бы обсудить, школьники пишут отзывы, эссе, проводится награждение.

   В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий, а именно:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно — следственных связей, поиск нескольких вариантов решения данной проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (с помощью библиотечных каталогов, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (руководителя проекта, родителей, воспитателей), структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Развитие творческих способностей: подбор стихов, публичное чтение стихов, подготовка иллюстраций к сказам Бажова, изготовление поделок на заданную тему, оформление презентации, публичное выступление с сообщением, подготовка викторин, проведение викторин с другими школьниками.

 Анализ проведения публичной защиты учебного проекта показал, что данная технология позволяет создать эмоциональный фон изучения учебного материала, который способствует более прочному усвоению знания и формирует основные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся

Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных дейст...

Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной работы на уроках математики.

Цель  профессионального  развития:Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Задачи  профессионального  развития:З...

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики1.            Приём «Отсроченная отгадка»...

Образовательный проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка»

Цель данной работы: теоретически обосновать и показать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников на уроках русского языка.  В э...