Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики

1.            Приём «Отсроченная отгадка»

2.            Приём «Да/Нет»

3.            Приём «Цепочка признаков»

4.            Приём «Я беру тебя с собой»

5.            Приём «До и после»

6.            Приём «Толстый и тонкий вопрос»

7.            Приём «Шаг за шагом»

8.            Приём «Жокей и лошадь»

9.            Приём «Зигзаг»

10.          Приём «Инсерт»

11.          Приём «Лови ошибку»

12.          Приём «Корзина идей, понятий, имен»

13.          Приём «Ложная альтернатива»

14.          Приём «Игровая цель»

15.          Приём «Согласен – Не согласен»

16.          Приём «Целое-часть. Часть-целое»

17.          Приём «+, -, ?»

18.          Приём «Своя опора»

19.          Стратегия «ИДЕАЛ»

20.          Приём «Послушать – сговориться – обсудить»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические приёмы формирования УУД
(универсальных учебных действий) на уроках информатики

Оглавление

1.        Приём «Отсроченная отгадка»        1

2.        Приём «Да/Нет»        2

3.        Приём «Цепочка признаков»        2

4.        Приём «Я беру тебя с собой»        2

5.        Приём «До и после»        3

6.        Приём «Толстый и тонкий вопрос»        4

7.        Приём «Шаг за шагом»        5

8.        Приём «Жокей и лошадь»        5

9.        Приём «Зигзаг»        7

10.        Приём «Инсерт»        7

11.        Приём «Лови ошибку»        7

12.        Приём «Корзина идей, понятий, имен»        9

13.        Приём «Ложная альтернатива»        9

14.        Приём «Игровая цель»        9

15.        Приём «Согласен – Не согласен»        10

16.        Приём «Целое-часть. Часть-целое»        10

17.        Приём «+, -, ?»        10

18.        Приём «Своя опора»        11

19.        Стратегия «ИДЕАЛ»        11

20.        Приём «Послушать – сговориться – обсудить»        12

  1. Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт: «Мы, сами того не осознавая, используем в повседневной жизни несколько систем счисления»), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

  1. Приём «Да/Нет»

Универсальный приём технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач): способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (основной вид алгоритмической конструкции, логическую операцию, систему счисления, программа для обработки тексовой информации и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

  1. Приём «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

Например, изучение аглоритмических конструкций. Даны термины: следование, ветвление, цикл.

1-й ученик называет объект и его признак (алгоритмическаая конструкция);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак (используем при составлении блок-схем);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак (используем при составлении программ)

4-й говорит (для всех конструкций характерны свойства алгоритма: массовость, детерминированность, понятность, конечность и т.д.) т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

  1. Приём «Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример на уроках информатики.

Учитель: Я решил заняться посчётом компьютеров в классе информатики №20. Угадайте, по какому признаку я выбираю систему счисления. Для этого предлагайте мне различные системы счисления, а я скажу, могу ли я их взять. Я беру с собой двоичную систему счисления. А что у вас?

Учащиеся: Я беру римскую.

Учитель: Я не беру тебя с собой.

Учащиеся: Я беру с восьмеричную.

Учитель: Я беру тебя с собой.

Учащиеся: Я беру с собой шестнадцатеричную.

Учитель: Я беру тебя с собой.

Учащиеся: Вы берёте позиционные системы счисления?

Учитель: Да! Итак, признак, по которому я выбираю предметы — позиционные системы счисления.

  1. Приём «До и после»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Пример на уроках информатики.

Начало урока

Учитель: Какую большую тему мы начали изучать 2 урока назад?

Учащиеся: Логику.

Учитель: Что мы уже изучили в этой теме?

Учащиеся: Определение логики – это наука оправильном мышлении, искусство рассуждения.

Учитель: Какие логические операции мы осовили?

Учащиеся: Дизъюнкцию, конъюнкцию, инверсию.

Учитель: Какова основная задача логики?

Учащиеся: Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления (смортим в определение).

Учитель: А умеем ли мы это? Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Нет, не знаем. Цель - научиться приходить к правльному рассуждению.

Учитель: Правильно, и этого мы добьёмся с помощью диаграмм Эйлера-Венна или таблиц истинности.

Окончание урока

Учитель: Итак, какую цель мы поставили и добились ли мы результата?

Учащиеся: (делают выводы).

  1. Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока «Информационная безопасность» можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

  1. Приём «Шаг за шагом»

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё.

Пример на уроках информатики. Назваем системы счисления, браузеры, офисные программы обработки данных, имена информатиков, внесших вклад в развитие науки и техники.

  1. Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример на уроках информатики.


Жокей

Лошадь

Программиирование

процесс создания компьютерных программ

Линейный алгоритм (следование)

состоит из последовательности операций, выполняющихся только один раз в порядке их следования

Разветвляющийся алгоритм (ветвление)

обеспечивает выбор между двумя альтернативами.

Выполняется проверка, а затем выбирается один из путей

Циклы с предусловием

циклы, в которых до начала выполнения тела цикла проверяется условие выполнения следующего шага цикла

Циклы с постусловием

алгоритмы, в которых условие на выход из цикла проверяется после того, как выполнились операторы тела цикла, поэтому хотя бы один раз тело цикла будет обязательно выполнено

Вложенные циклы

циклы, которые содержат внутри себя (в теле цикла) один или несколько других циклов

Алгоритм

набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения некоторой задачи

Паскаль

один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах вузов, является базовой для ряда других языков.


  1. Приём «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

 • доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

  1. Приём «Инсерт»

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

  • I - interactive - самоактивизирующая
  • N - noting
  • S - system - системная разметка
  • E - effective - для эффективного
  • R - reading - чтения
  • T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

  1. Приём «Лови ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример на уроках информатики.

Даны определения. Найти ошибки, ели таковые имеются

  • Принтер — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу, огромными тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.
  • Сканер — устройство вывода, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт его цифровое изображение.
  • Процессор — электронный блок либо интегральная схема, исполняющая машинные инструкции (код программ), необязательная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера.
  • Оперативная память — энергонезависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

Ответы

  • Принтер — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу, малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.
  • Сканер — устройство ввода, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт его цифровое изображение.
  • Процессор — электронный блок либо интегральная схема (микропроцессор), исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера.
  • Оперативная память — энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

  1. Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

  1. Приём «Ложная альтернатива»

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.

Например (лжезагадки):

  • Сколько в байте бит информации - 10 или 100?
  • Что является устройством вывода информации – сканер или флешка?
  • Сколько байтов в килобайте – 100 или 1000?

Например (загадки):

  • Сколько в байте бит информации - 10 или 8?
  • Что является устройством вывода информации – сканер или принтер?
  • Сколько байтов в килобайте – 1000 или 1024?

  1. Приём «Игровая цель»

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

  • учебные умения;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

  1. Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.


Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример.

При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:

1. Презентация состоит только из текста и картинок.

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

3. Чем больше текста, тем лучше.

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

6. Презентация может носить обучающий характер.

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

  1. Приём «Целое-часть. Часть-целое»

Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

  • Компьютер - процессор;
  • Системный блок -

а) включать б) материнская плата в) устройство

  1. Приём «+, -, ?»

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, рефлексию деятельности.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

+

-

?

  • Что удалось на уроке
  • Что получилось
  • Что вызвало положительные эмоции
  • Чего нового узнали
  • К чему пришли
  • Что не удалось
  • Что не получилось
  • Что вызвало отрицательные эмоции
  • О чём говорили, но не поняли
  • Что нужно сделать в будущем для ликвидации негативных результатов
  • Какой вопрос стоит поднять в слудуующий раз

  1. Приём «Своя опора»

Универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.

Формирует:

  • умение выделять главную мысль;
  • умение устанавливать связи между объектами;
  • умение представлять информацию в «свернутом виде».


Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.


Пример.

Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

  1. Стратегия «ИДЕАЛ»

Это стратегия технологии развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

  • умения определять проблему;
  • умение находить и формулировать пути решения проблемы;
  • умение выбирать сильное решение.

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова  Как.

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

  1. Приём «Послушать – сговориться – обсудить»

Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д.Розанова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

Пример. На уроке иностранного языка при изучении темы "Времена года. Зима" ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. И.А Иванова. МКОУ «Троицкая СОШ № 62»irinaivanova44@yandex.ru Перед современной школой стоит задача формирования личн...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Развитие сети Интернет привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний для ребенка. Поэтому, новые задачи школы - это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, установка ...

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...