Коррекция стертой формы дизартрии
учебно-методический материал на тему

Новикова Лилия Назметдиновна

Что такое дизартрия? Причины, вызывающие стертую дизартрию. Этапы коррекции стертой дизартрии. Основные виды логопедического массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_stertoy_formy_dizartrii.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

                 Коррекция стертой формы дизартрии

        Дизартрия — это такое расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц.

Стёртая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного и возникающее вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия.

4. Минимальная мозговая дисфункция.

Признаки стертой дизартрии:

• Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу;

• Не может удержать ее без изменений на протяжении 5-6секунд;

• Ребенку бывает сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка;

• При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно повинуются;

• Нарушения могут быть еще менее значительными, так что их легко спутать с плохой координированностью или неумением выполнять двигательные задания по образцу.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии включает несколько этапов.

1-й этап - подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап - выработка новых произносительных умений и навыков.

Направления:

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности работы над звуками,

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

5) автоматизация,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап - выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап - преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

        Наряду с коррекционной работой в логопедической практике используются различные здоровьесберегающие технологии, такие как логопедический массаж и мимическая гимнастика.

        Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, массажные зонды).

Основные виды логопедического массажа

      Классический ручной массаж.

      Точечный массаж (разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции).

       Аппаратный массаж (проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов).

       Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.). В основе метода зондового массажа Елены Новиковой лежит массаж мышц лица: язык, щеки, губы, скулы. Этот массаж делается с помощью специальных зондов. Комплект зондов, разработанных автором, состоит из 8 штук. Каждый зонд имеет свою функцию. С помощью этих зондов логопед влияет на пораженные участки в определенной очередности и с определенной силой нажатия. Есть упражнения для расслабления мышц, снятия спазма, а так же для их укрепления, повышения тонуса мышц лица – то есть проблема решается индивидуально, в зависимости от того, что конкретно беспокоит пациента. Зондовый массаж не просто способствует нормализации звукопроизношения, но и оказывает благотворное влияние на нервную систему. А это, в свою очередь, дает толчок в развитии речи у детей.

       Самомассаж.

       Мимическая гимнастика - это развитие мышц лица, которые не только участвуют в мимическом процессе, но и в речеобразовательном тоже.

       Мимика (греч. μιμιχοζ — подражатель) – это движения мышц лица, с помощью которых проявляются те или иные чувства. Обычно эти движения совершаются рефлекторно, потому и являются дополнительным средством общения у людей. Развивая мимику, мы развиваем, создаем нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица.

        Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают память и внимание, а также волевую саморегуляцию.

        С целью формирования и развития всех сторон речи, моторики, а также активизации психических процессов используются также нетрадиционные формы воздействия.

        В практике существуют следующие формы:

Изотерапия –терапевтическое воздействие красками, кистью, цветами. Все это способствует преодолению речевого недоразвития и развития творчества у детей, повышению самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности и развитию моторики.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией.)

Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.

Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при комплексном подходе всех специалистов к обучению и коррекции речевых нарушений у детей со стертой формой дизартрии.

Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы дизартрии. Причины возникновения дизартрии, отличие от дислалии.

Материал презентации можно использовать, как демонстрационный к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов, воспитателей и родительских собраниях. В презентации рассматриваются...

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии

  Нередко бывает сложно отдифференцировать особенности нарушения речи встречающиеся при дислалии от тех, с которыми приходится сталкиваться при стертой форме дизартрии. Предложенный матери...

Особенности детей со стертой формой дизартрии

Особенности детей со стертой формой дизартрииучитель-логопед первой квалификационной категории МБОУ «ЦО № 26» г.Тула Шацкова Виктория Николаевна...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....