Конспект комплексного логопедического занятия по коррекции стёртой формы дизартрии с применением БОС технологии 1 класс Тема: «Дифференциация [Ж-З, Ш-С] в слогах, словах, предложениях.
план-конспект
Конспект комплексного логопедического занятия с применением БОС технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompleksnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_korrekcii_1417755022_65983.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного логопедического занятия по коррекции
стёртой формы дизартрии с применением БОС технологии
Тема: «Дифференциация [Ж-З, Ш-С] в слогах, словах, предложениях.
Цель: нормализация мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры. Добиваться снятия напряжения с органов артикуляции и синхронизация выдоха со скоростью произношения речевого материала.
Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с большим упором на речь (проговаривание слогов, слов) на выдохе.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания о [Ж-Ш]
• учить дифференцировать [Ж-Ш] в речи.
• закреплять умение чёткого произношения дифференцируемых звуков [Ж-З, Ш-С]
путём переключения с одного артикуляционного уклада на другой.
• уточнять и обогащать словарный запас по содержанию сказки.
• развивать связную диалогическую речь.
Коррекционно-развивающие:
• выработка правильного дыхания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения;
• развитие воображения, зрительного внимания, слухоречевого внимания, памяти,
пространственных ориентировок;
• расширение и активизация словаря, объяснение значения слов насос, навес
• профилактика акустической дисграфии.
Воспитательные:
•Воспитание волевых усилий;
•Формирование потребности в правильном произношении и воспитание культуры
правильной речи.
Оздоровительные:
•снятие спастического напряжения с мышц артикуляционного аппарата,
функционального напряжения;
• улучшение функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Оборудование: компьютерный комплекс (БОС-логотерапевтический), спиртовые салфетки, комплект видеослайдов, запись музыки для релаксационных упражнений,
мягкие игрушки героев сказки, карточки для составления схемы предложения, карточки с буквами азбуки.
Пояснительная записка к практической части занятия
с применение метода БОС-логотерапевтический
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры.
Применение метода БОС с компьютерной программой «Комфорт Лого» в СОГБОУ «Починковская школа-интернат» Ресурсный центр началось с сентября 2021 года.
Использование в практике этой технологии даёт возможность осуществлять индивидуальный объективный подход в работе с ребёнком, сформировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца – новый дыхательный стереотип и новое функциональное состояние организма.
Под объективным контролем приборов БОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке таких звуков, как вибранты ([р], [р]), аффрикаты ([ц], [ч], [щ]), сибилянты (переднеязычные фрикативные согласные [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж]). За счет постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. Помогает в коррекции дислексии, дисграфии у младших школьников. Курс коррекции речевых нарушений предполагает от 40-80 занятий, который зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Технология БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы.
Данное занятие проводилось в 2021-2022 учебном году с учеником 1 класса, у которого наблюдалось полиморфное нарушение звукопроизношения с дизартрическими проявлениями. До поступления в школу мальчику не оказывалась логопедическая помощь, поэтому во время диагностического обследования первоклассников, он сразу обратил на себя внимание. Помимо этого у него наблюдалось недостаточное развитие всех компонентов речевой системы, а также недостаточная подготовка к обучению в школе. У мальчика с трудом формировался навык чтения, что препятствовало успешному освоению школьной программы. Поэтому наметилась комплексная, долгая и кропотливая работа. Было решено (с согласия родителей) включить технологию БОС в систему коррекционно-развивающей работы. Был сформирован новый дыхательный стереотип диафрагмально-релаксационного типа дыхания, а на его основе отрабатывалась автоматизация звуков и введение их в речь на речевом материале, который помещён в компьютерной программе. Компьютерная программа даёт возможность логопеду самостоятельно составить шаблон: где учитываются индивидуальные особенности, интересы ребёнка (по его желанию выбирается музыка, сюжеты и слайды для периода отдыха и работы), сказочные сюжеты.
По теме занятия логопед подбирает соответствующий речевой материал, который предполагает проговаривание как отдельных звуков, слогов, слов, так и чтение предложений, текстов, что помогает в работе по профилактике дислексии.
Программа предполагает формирование навыка связной речи (беседы, по содержанию сказок, текстов составление рассказов по сюжетам слайдов и т.д.)
Домашнее задание логопед записывает в индивидуальной тетради, которая помогает родителям закреплять полученные знания и навыки.
Ученик прошёл курс (30 занятий) комплексной коррекции звукопроизношения с применением технологии БОС. По завершении курса наблюдались улучшения, как звукопроизношения, так и формирования навыка чтения и письма.
Содержание занятия:
I. Организационный момент:
Учитель-логопед и ученик приветствуют друг друга.
В кабинете помещены изображения: Жука, Змеи, Комара. Обратить внимание ученика на гостей, которые пришли на занятие.
- Логопед интересуется, видел ли их мальчик в жизни.
- Гости спрашивают ученика, для чего он приходит к логопеду?
(Ответ: чтобы научиться правильно и красиво говорить)
-Почему надо учиться правильно проговаривать звуки, слова?
(Ответ: чтобы люди тебя понимали, чтобы не делать ошибок в словах, когда их записываешь)
- Они хотят помочь, научить правильно произносить и различать звуки.
- Предлагают игру: «Угадай, кто это?»
Ученик закрывает глаза и угадывает, чья песенка звучит:
Жук-жужжит - жжжжжж; змея-шипит - шшшшш;
Комар - звенит - зззззз; ветер-свистит - ссссс.
- Давай попробуем пропеть их песенки. Но сначала подготовим наши губы, язычок, (артикуляционный аппарат), дыхание к работе.
II. Основная часть: (23 мин)
Артикуляционная гимнастика у зеркала (2 мин.)
-Упражнения для губ: Трубочка, улыбка,
-Упражнения для языка: «Иголочка», «Блинчик», «Окно», «Вкусное варенье»,
«Футбол», «Чашечка»
- Закрепление правильной артикуляции звуков [Ж-З, Ш-С] и их
дифференцированное произношение, закрепление графического изображения
этих звуков (Знаем, что каждый звук можно записать с помощью буквы, а
посмотрев на букву можно произнести соответствующий ей звук)
Показ карточки с написанными на ней буквами. Ж, Ш., З., С — ребёнок произносит
соответствующий звук по указанию логопеда.
Усложнение: чтение слогов на заданный звук с гласными: а, о, у, ы, э, е
Карточки СА – ЗА, ША – ЖА, СО – ЗО, ШО – ЖИ, СЫ – ШИ,
на доске: СЫ – ЗЫ, ШИ – ЖИ, СУ – ЗУ, ШУ – ЖУ
СЭ – ЗЭ, ШЕ – ЖЕ, ЗА – ША, СА – ША
Скороговорка: Жук шёл, шёл, шёл
Жёлтый камешек нашёл.
Дыхательная гимнастика с применением метода БОС (1 мин)
Подключение датчиков и закрепление техники дыхания до начала сеанса.
Ребёнок кладёт одну руку себе на диафрагму, другую на грудную клетку
(контроль за правильной техникой дыхания).
-Как надо дышать? (когда делаем вдох — животик надувается и без паузы, плавно делаем
выдох - через слегка сомкнутые губы, живот сдувается, возвращается в исходное положение)
Инструкция: Выдох должен быть плавным и длиннее вдоха.
Дышим легко, спокойно, ровно без лишнего напряжения.
Тренировка до включения прибора ПБС БОС.
Худ. слово: Вот так шарик надуваем и рукою проверяем,
шарик лопнул — выдыхаем,
наши мыщцы расслабляем.
Работа над дыханием с включением прибора ПБС БОС (10 мин)
Шаблон:
Период «Отдых»
Предлагаю для прослушивания сказку «Блин»
инструкция: дышать спокойно, ровно, без напряжения, стараться слушать сказку
внимательно, запомнить содержание. – (1мин.)
Период «Работа»
Сюжет: «Полосы» тема - «Природа», выбрать звуковой фон – (2 мин.)
Продолжаем учиться делать длинный, плавный выдох.
инструкция: произвольно делаем вдох и как только полоска начинает открываться слева направо делаем выдох, он должен быть длинный, плавный.
Период «Отдых»
Прослушивание продолжения сказки «Блин» - (1мин.)
Период «Работа»
Сюжет: «Открывание» – (2 мин.)
На этом этапе работы необходимо делать очень длинный плавный выдох, иначе программа снова будет предъявлять это же задание.
инструкция: произвольно делаем вдох ↑ и как только полоска начинает открываться слева направо делаем длинный, плавный выдох↓ и произносим гласные звуки (как бы поём)
Период «Отдых»
Прослушивание продолжения сказки «Блин» - (1мин.)
Период «Работа»
Сюжет: «Открывание» – (2 мин.)
инструкция: произвольно делаем вдох ↑ и как только полоска начинает открываться слева направо делаем длинный, плавный выдох↓и произносим слоги со [Ж-З, Ш-С] (как бы поём).
Период «Отдых»
Прослушивание продолжения сказки «Блин» - (1мин.)
Общая продолжительность работы на компьютере по методике БОС - 10 минут.
Релаксационные упражнения (1 мин.)
Гимнастика для глаз (0,5 мин)
И.п.- Ребёнок сидит в кресле, повёрнут спиной к компьютеру:
- Лоб сморщи, насупь брови — расслабь мышцы лба;
- Глаза сожми — разожми; расширь глаза — закрой слегка глаза; прищурь
глаза – открой глаза;
- Губы сожми — разожми, расслабь; - поглаживание, - похлопывание одной
губой другую; лёгкое покусывание зубами то одной, то другой губы;
- Руки — напряги, сожми в кулак, разожми, расслабь; спину...; живот...;
- Ноги ....
Период расслабления длиннее периода напряжения!
Общие физические упражнения (0,5 мин)
(рекомендуется проводить для снятия статического напряжения в мышцах шеи, плечевого пояса, спины, ног).
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ребенок шагает на месте)
Руки поднимать (поднимает руки)
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Работа у доски (4 мин)
По содержанию сказки из слайдов:
Вспомнить какую сказку слушали сегодня на занятии (Ответ: «Блин». Уточнить воспитательный момент сказки (Ответ: все должны жить дружно, заниматься своим делом, помогать друг другу.)
Сюрпризный момент: Стук в дверь, «входят» герои сказки (игрушки: воробей, мышонок, блин) Обращаются к ребёнку: - узнал, кто мы такие? (Ответ: Крылатый, Мохнатый и Масляный)
На доске записаны имена героев.
Прочитать и вставить пропущенные буквы.
(воробей Крылатый, мы…онок Мохнатый, блин Ма…ляный, ли…а)
- Какие буквы пропущены? (Ответ: [Ш], [С])
(мышонок, лиса, масляный), где стоят эти звуки (в середине слова)
- Уточнить характеристику этих звуков (согласные, глухие, парные)
[Ш]— всегда твёрдый звук, а [С] — может быть и мягким и твёрдым звуком.
Работа за партой с карточками-схемами, буквами азбуки (4 мин)
Герои предлагают рассказать, кто какую работу выполнял.
Мышонок «спрашивает», что он делал?
Ребёнок отвечает и графически записывает предложение:
-Ты мышонок дрова приносил? -│ _ _ [ш] ___ ______ ____[с]_.
- Ложечки на столе раскладывал. - │ [ж]_____ __ [с]_____ ____[с]___.
Ребёнок выкладывает на парте схему предложения.
В схеме предложения обозначает буквами [Ж] [Ш] [З] [С],
если таковые встречаются в словах.
Воробей и блин «просят» про них рассказать: (Ответ: Ты, воробей, еду проносил.
Блин - щи да кашу варил.)
Герои благодарят за гостеприимство, прощаются, уходят.
III. Заключительная часть (2 мин)
Итог занятия:
- Чему сегодня научился на занятии?
Проговаривать звуки [Ж] [Ш] [З] [С], различать их.
Оценка своей деятельности ребёнком на занятии, оценка- логопедом.
-Ты был молодец. Старался правильно произносить звуки [Ж-З, Ш-С], в слогах, словах, находил их среди других звуков, познакомился с героями сказки, составлял схемы предложений. Нашим гостям Жуку, Змее, Комарику очень понравилось, как ты работал.
Они не сомневаются, что ты скоро сможешь чётко произносить эти звуки.
Домашнее задание: работать над техникой дыханием (по памятке для закрепления навыка ДРД), продолжать учиться дифференцировать звуки при произношении изолированно, в слогах, словах, читать тексты (по рабочей тетради), нарисовать понравившегося героя сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"
Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...
Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
Представлен материал для проведения учебного занятия с группой обучающихся 2 -го класса. Материал состоит : - Конспект логопедического урока с группой обуча...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему: «Звук С в словах и предложениях. Мебель. Посуда.»
Конспект можно использовать для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....