Нарушения фонематических функций у школьников со стертой формой дизартрией и пути коррекции.
статья
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Тема: Нарушения фонематических функций у школьников со стертой формой дизартрией и пути коррекции.
Выполнила:
Учитель-логопед
Смыслова А.В.
Санкт-Петербург
2016 г
Речь является одной из важнейших специфических для человека функций, которая формируется поэтапно, служит она, в частности для общения и формирования и становления личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, обогащает мышление, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Но речь человека не является чем-то врожденным, она возникает и формируется в ранние годы. Интеллект и речь отличают человека от животных. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется в дальнейшем не просто потому, что организм растет, а лишь при условии овладения этим человеком речью. Если взрослые начинают правильно учить ребенка говорить еще с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность мыслить. Речь и мышление взаимосвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Речь развивается в процессе подражания. Подражание у человека – это безусловный рефлекс, т.е. врожденное умение, которому не учатся, с которым рождаются.
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте в последнее время всё чаще встречается стёртая дизартрия. Нарушение звукопроизношения и просодических компонентов речи при стёртой дизартрии обусловлено органической недостаточностью мышц речевого аппарата. Эти нарушения отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико-грамматической сторон речи.
Недоразвитие фонематической системы проявляется в несформированности фонематического восприятия (т.е. дети затрудняются при различении звуков на слух), несформированности навыков фонематического анализа, синтеза и представлений. Это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения и приводит в дальнейшем к нарушениям письменной речи как дисграфия и дислексия.
Основы коррекционного обучения детей со стёртой формой дизартрии разработаны в психолого-педагогических исследованиях таких авторов, как
Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.
В коррекционном обучении можно выделить 3 раздела.
Первый раздел подготовительный, он предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков в целях развития фонематического восприятия и анализа.
Второй раздел дифференцированный. В нём выделяют два этапа: дифференциация без проговаривания звуков детьми, а затем дифференциация каждого смешиваемого звука в произношении детей.
Третий раздел – это формирование фонематического анализа, синтеза, и представлений.
Как уже было сказано, коррекционная работа по формированию фонематической системы начинается с развития фонематического восприятия, т.к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение и формирование фонематического анализа и синтеза ( Варенцева С. Н., Колесникова Е. В. Венгер Л. А. Винарская Е. Н., Пулатов А. М.. Гетманский М. И.,Ефименкова Л. Н.Карелина И. Б.).
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способность узнавать и различать неречевые звуки.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умение определить количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Следующий этап по формированию фонематической системы - дифференцировачный. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Использование тех или иных анализаторов определяется характером нарушения дифференцировок.
В большинстве случаев замены звуков обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков начинают с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
Использование кинестезии при дифференциации звуков требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи.
Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи.
В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Развитие функции фонематического анализа способствует совершенствованию звукопроизносительной дифференциации.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Вначале уточняется артикуляция звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Затем происходит выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
При формировании умения определять наличие звука в слове логопедом предлагаются слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа — различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
Таким образом, логопедическая работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Формирование фонематического восприятия проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Совершенствование слухового восприятия будет успешнее, если одновременно проводятся работы по совершенствованию фонематического анализа и синтеза.
Одна из основных задач при коррекционно-логопедическом обучении детей со стёртой формой дизартрии формирование фонематического анализа, синтеза и представлении.
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза (соединение слова из составляющих его фонем), по мнению таких учёных как В. К. Орфинская, Л. С. Волкова, Р. Е. Лалаева, Л. В. Лопатина и др., проводится с учетом сложности различных форм фонематического анализа, синтеза и представлений, и последовательностью их формирования в онтогенезе.
Формирование фонематического анализа, как видно из схемы, начинается с развития его элементарных форм: с выделения или узнавания звука на фоне слова, т.е. определения наличия звука в слове. При этом учитывается, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Так, ударные гласные узнаются легче, чем безударные. Щелевые и сонорные звуки проще выделить из начала слова, чем из его конца или середины, взрывные звуки, наоборот проще выделяются из конца слова. При проведении коррекционной работы наличие звука сначала определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане. После того, как у детей сформировано умение определять наличие согласного в начале или в конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине слова.
Следующий этап работы — вычленение первого и последнего звуков из слова. Эта работа начинается с вычленения первого ударного гласного из слова. Перед этим уточняется артикуляция гласных звуков. При уточнении артикуляции гласного звука особое внимание ребенка обращают на положение губ. Сначала логопед для обеспечения помощи ребенку может произносить гласные интонировано.
Далее начинается работа по вычленению первого согласного из слова. Основная сложность заключается на этом этапе в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Поэтому работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного слога и узнавать звук, находящийся в начале слова.
Затем у детей формируют умение определять конечный согласный в слове. Отработка этого умения начинается с закрытых слогов (УМ, АХ, ОМ и т.д.). Это умение формируется последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Действие считается закрепленным, если ребенок не называя слова, может определить конечную согласную.
Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза заканчивается тем, что у ребенка воспитывают ребенка умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). На этом этапе уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Вначале ребенку предлагается определить место ударной гласной в одно-, двусложных словах (АИСТ, МАК, ДОМ, РАК). Гласные при этом логопед интонирует. В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове. Это умение считается сформированным, если ребенок может определить место звука в слове по представлениям.
Последний этап — это формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза, один из важнейших этапов, позволяющий подготовить ребенка к успешному овладению письмом.
При формировании сложных форм фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать (Варенцева С. Н., Колесникова Е. В. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Волосовец Т. В.), что любое умственное действие проходит определенные этапы формирования:
- ориентировочный этап;
- выполнение действия в плане громкой речи;
- перенос действия во внутренний план.
Таким образом, на основании этих исследований П. Я. Гальперина и Д. Б. Эльконина такими учеными как Р. Е. Левина, Л. С. Волкова и др. выделены определенные этапы формирования сложных форм фонематического анализа.
Формирование сложных форм фонематического анализа начинается с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. При этом виде работы для этого используется графическая схема слова и фишки, которыми ребенок заполняет схему. Овладение фонематическим анализом на данном этапе работы основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука и определение места звука в слове.
Второй этап — это формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Дети на этом этапе называют слово, определяют первый, второй, третий звуки, уточняют их количество.
На третьем этапе происходит формирование фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя его, т.е. ребенок должен выполнять эти виды работы по представлениям. На этом этапе работы обязательно учитывается не только усложнение форм анализа, но и степень сложности речевого материала.
Работа обычно начинается с односложных слов.
Формирование фонематической системы у детей со стёртой формой дизартрии происходит совместно с развитием лексико-грамматического строя речи.
Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности их форм и последовательностью их формирования в онтогенезе. На начальных этапах по развитию фонематического анализа делается опора на проговаривание слова, в процессе чего уточняется характер звука, последовательность звуков в слове. Конечной целью логопедической работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Коррекция фонетико - фонематических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии".
На основании практической работы с детьми....
Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии
Нередко бывает сложно отдифференцировать особенности нарушения речи встречающиеся при дислалии от тех, с которыми приходится сталкиваться при стертой форме дизартрии. Предложенный матери...
Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией
В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией....
Особенности детей со стертой формой дизартрии
Особенности детей со стертой формой дизартрииучитель-логопед первой квалификационной категории МБОУ «ЦО № 26» г.Тула Шацкова Виктория Николаевна...
Коррекция стертой формы дизартрии
Что такое дизартрия? Причины, вызывающие стертую дизартрию. Этапы коррекции стертой дизартрии. Основные виды логопедического массажа....
Методика преодолений нарушений артикуляционного праксиса, развития речевого дыхания, функций глотания в работе логопеда при дизартрии
Нарушения артикуляционного праксиса при дизартрии....
Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....