Содержание современных здоровьесберегающих технологий, их внедрение в деятельность коллектива школы - интерната
статья на тему

Дементьева Виктория Викторовна

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья воспитателя  и воспитанников. В этом выступление предлагается подробная классификация здоровьесберегающихся технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Содержание современных здоровьесберегающих технологий, их внедрение в деятельность коллектива школы - интерната»

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья воспитателя  и воспитанников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

  • Однозначное и строгое определение целей обучения;
  • Отбор и структура содержания;
  • Оптимальная организация учебного процесса;
  • Методы, приемы и средства воспитания и обучения;
  • Реальный уровень квалификации педагога;
  • Объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технолдогии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и форму работы.

I. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет образовательного учреждения организует проведение прививок воспитанникам, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению воспитанников и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов,  для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультуры, организация фитобаров и т.п. – тоже элементы этой технологии.

II. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуется на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

III. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это – и обустройство прилегающей территории, и зелёные растения в спальнях и классах, участие в природоохранных мероприятиях.

IV. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность воспитанников по этим вопросам обеспечивается изучением тем, определенных тематическим планированием, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение условий пребывания в образовательном учреждении отвечает его директор.

V. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяется на три подгруппы:

1) организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

2) психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой воспитателя на занятии, воздействием, которое он оказывает на воспитанников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов воспитательного процесса;

3) учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников, мотивации их к ведению здорового образа жизни,  предупреждению вредных привычек, предусматривающие также поведение организационно-воспитательной работы с воспитанниками.

Отдельное место занимают еще две группы технологий.

1. Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

2. Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели - сохранение и укрепление здоровья учащихся:

  1. Взаимосвязь проблем и путей их решения.
  2. Многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

Приведу примеры влияния здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья воспитанников на занятиях.

I. Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в занятие отступлений, снимают эмоциональное напряжение у детей. игровые задания, например, для обобщения темы, можно представить в виде рекламы. Этот прием позволяет решить сразу несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку воспитанников, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Повышенное эмоциональное самочувствие и комфорт стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными потребностями и повышают восприимчивость к информации.

        II. Создание благоприятного психологического климата.

        Одним из важнейших аспектов во время урока является психологический комфорт, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого воспитанника. Приведу приемы создания благоприятного психологического климата на занятии, это: доброжелательная обстановка, доверие, психологическая поддержка и внимание к каждому воспитаннику, эмоциональное подкрепление познавательного интереса, опора на жизненный опыт, поощрение и ситуация успеха, уместный юмор и яркие наглядно-образные представления. Воспитанники начинают занятия с желанием, в процессе не возникает эмоционального дискомфорта, неудача воспринимается как временное явление и становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы, поощрение педагога укрепляет уверенность в собственных возможностях ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости практически отсутствуют отрицательные факторы и работоспособность группы заметно повышается.

        III. Личностно-ориентированные технологии.

Среди здоровьесберегающих технологий наиболее эффективны личностно-ориентированные технологии, которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, учитывают особенности каждого и более полно раскрывают их потенциал. К новым технологиям относятся: дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности и направлено на выполнение таких задач как: создание атмосферы заинтересованности каждого воспитанника в работе; разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка и использовать их для более полного развития личности; формирование положительной Я-концепции личности подростка. применение на занятии специально разработанного дидактического материала и игр, использование разноуровневых заданий, обеспечивающее использование индивидуального подхода, способствует возникновению у детей с низким и средним темпом устойчивой мотивации к более быстрому и качественному выполнению заданий. Перечисленное в полной мере раскрывает механизм формирования и укрепления здоровья воспитанников путем наращивания адаптационных ресурсов и потенциала ребенка.

        IV. Технологии развивающего обучения.

Эти технологии строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются средством развития детей. ориентация на «зону ближайшего развития» воспитанника при построении его индивидуальной образовательной программы, позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности и темп развития, отвечает принципам здоровьеразвивающей педагогики.

        V. Технология раскрепощенного развития детей.

Её разработал физиолог В.Ф. Базарнов. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется конторка. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного состояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизации, развитие зрительно-моторной реакции и реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Важная особенность урока состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и задача детей их найти и использовать в своей работе, также специальные держалки, позволяющие переключить зрение детей с ближних целей на дальние. При использовании технологии Базарного снижается заболеваемость, улучшается психологический климат в детских коллективах, происходит активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению здоровья их детей.

        VI. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и педагогических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея. Обучение здорового образа жизни может быть обеспечено путем интеграции вопросов здоровья в содержание воспитательной работы школы-интерната.

        Положительные результаты по реализации здоровьесберегающих технологий педагоги получают за счет важных профессиональных качеств:

  • Умения анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
  • Умения устанавливать контакт с коллективом воспитанников;
  • Умения прогнозировать развитие своих воспитанников;
  • Умение моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления.

Большинство из вышеперечисленных технологий или их элементы применяются в нашем учреждении. Результаты работы в этом направлении таковы:

  1. Снизилась заболеваемость воспитанников;
  2. Снизилось число госпитализаций воспитанников;
  3. Нет роста воспитанников, страдающих зависимостью от никотина;
  4. Развиваются коммуникативные навыки, расширяются знания детей о правилах здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»

Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012.  Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....

Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»

Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы  –  интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...

Здоровьесберегающие технологии - приоритетное направление в деятельности логопеда школы

Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если  мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и...

Доклад "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционной школе – интернате"

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое з...