Здоровьесберегающие технологии - приоритетное направление в деятельности логопеда школы
статья на тему

Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если  мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности логопеда, работающего с детьми младшего школьного возраста. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности в целом.   При проведении логопедических занятий следует учитывать следующие принципы:

1. Принцип "Не навреди!"

2. Принцип сознательности и активности.

3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса

4. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип доступности и индивидуализации.

6. Принцип всестороннего и гармонического развития личности

7. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха

8. Принцип  постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

9. Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

                               ГБОУ Школа №1948 «Лингвист – М» ЮЗАО г. Москва

                               Учитель – логопед Асеева Ирина Ивановна.

                     Тема: «Здоровьесберегающие  технологии  -  приоритетное    

                                   направление  в деятельности логопеда школы»

            Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

         Многочисленные исследования последних лет показывают, что  30—50% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе, число  здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нарушениями осанки — до 16,8%.

           В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика  оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного  телесно-духовного организма.           Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

    Здоровьесберегающие технологии  на  коррекционно-логопедических            

                                                     занятиях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности логопеда, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.

При проведении логопедических занятий следует учитывать следующие  принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

На логопедических занятиях наиболее приемлемы следующие средства методы и приемы здоровьесберегающих технологий:

  • средства двигательной направленности (физические упражнения, подвижные игры, физкультминутки, элементы гимнастических упражнений);
  • методы: игра, соревнование, метод индивидуальных заданий;
  • приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики, массаж).

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда. Логопедические занятия должны быть основаны на использовании здоровьесберегающих технологий, и это не только применение элементов двигательной активности. Каждый этап логопедического занятия строится с учётом здоровьесберегающих технологий.

На логопедических занятиях используются следующие виды гимнастики:

        1. Артикуляционная гимнастика.                                                                         Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.                                                                       Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.                                                          Артикуляционная гимнастика способствует:

чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения,                               а также его качество (правильность и выразительность)  снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале, как оргмомен  формированию навыков самоконтроля.

       2.  Дыхательная  гимнастика.                                                                           Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Выполнение дыхательной гимнастики способствует координации дыхания и артикуляции, что благотворно влияет на развитие речевых возможностей.

       3.  Пальчиковая гимнастика.

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь ребенка;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; Снимает тревожность;

Пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи детям с различными нарушениями речи. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование именно активных методов и приёмов обучения, в основе которых уже заложено здоровьесбережение,  является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Для активизации деятельности учащихся на логопедических занятиях  можно использовать следующие методы и приёмы обучения:

  1. Использование карточек - символов  при выполнении заданий.                   Карточки используются при изучении учащимися гласных и согласных, твёрдых и мягких согласных, предлогов, слов – предметов и слов – действий и т.д. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видно каким цветом обозначить, например гласную букву, как подчёркнуть подлежащее в предложении.

  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

с целью проверки знаний учащихся. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание быстрее и лучше других.

3. Использование музыкальных инструментов и шумовых предметов; восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

  4. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях. 

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.                                                            

 Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. 

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

5. Зрительная гимнастика используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепления мышц глаз, улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

 6.  Использование картинного материала:

для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

 7. Использование языковых  игр:  с буквами и словами; кроссворды и задания; ребусы; загадки; скороговорки;  чайнворды; шарады.

 8. Использование  картинок – ассоциаций для запоминания словарных слов

9. Использование анимации  и  сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

10. Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий позволяет повысить их эффективность.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Работа учителя-логопеда должна помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.    

    Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность младших школьников на логопедических занятиях, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

           Таким образом, учитель-логопед обеспечивает оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.

В данной статье раскрыта модель организации  ученического самоуправления в школе....

Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Актуальность темы статьи обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному...

Формирование здоровьесберегающей среды - приоритетное направление работы школы

Проблема здоровья учеников на сегодняшний день одна из основных проблем, стоящих перед современной школой. Возрастающие психоэмо­циональные и физические нагрузки делают задачу сохранения и укрепле­ния...

Содержание современных здоровьесберегающих технологий, их внедрение в деятельность коллектива школы - интерната

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья воспитателя  и воспи...

Педагогический совет «Духовно –нравственное воспитание школьников- приоритетное направление в деятельности классного руководителя»

Педагогический совет«Духовно –нравственное воспитание школьников-приоритетное направление в деятельности классного руководителя»Учителя истории и обществознанияМОУ  «Покро...

Приоритетное направление в деятельности педагога - здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС

Перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступленияв школу, когда возрастает психологическая и физическая нагрузка на детский организм.Подготовка к здоровому образу жиз...