«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»
материал по теме
Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012.
Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ors_16.02.2012_zdorove.docx | 46.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Калитинская СОШ»
Общешкольное родительское собрание
«Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012
Выступление и.о. заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В.
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»
Здравствуйте, уважаемые родители, – «здравствуйте» мы ежедневно повторяем это приветствие. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Напомню древнюю мудрость, дошедшую до нас с Востока: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось». К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Что же такое здоровье?
- Здоровье – это когда тебе хорошо.
- Здоровье – это когда ничего не болит.
- Здоровье – это красота.
- Здоровье – это сила.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений».
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.
Я предлагаю вам ознакомиться со следующей статистикой.
1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклассников 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!
2. Всероссийская диспансеризация, в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.
3. В МОУ «Калитинская СОШ» -197 обучающихся.
Состояние здоровья :
1 группа здоровья (здоровые дети) – 140 человек, 2 группа (незначительнын отклонения) – 33 человека, 3 группа ( с хроническими заболеваниями) – 22, 4 - 5группы (инвалиды) – 2 человека. На диспансерном учете у узких специалистов стоит 45 человек.
Основная физкультурная группа – 140 человек, подготовительная – 35 человек, спецгруппа – 22 человека, особенно увеличивается количество старшеклассников, имеющих ограничения для занятий физической культурой и спортом.
Сравнительный анализ заболеваний учащихся за 2010-2011 гг.
ОРВИ, ОРЗ - 176(182), травмы – 0 (1), сердечнососудистые заболевания – 34 (35), желудочно-кишечные – 8 (7), ОДС – 18 (21). Наблюдается ухудшение зрения, слуха, осанки, растет количество детей с хроническими заболеваниями.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, это забота родителей и школы. В Конституции РФ написано, что ответственность за здоровье ребёнка несёт в первую очередь родитель. Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и закрепления своего здоровья.
Педагогическая общественность осознает, что и учитель может сделать для здоровья школьника много полезного, но не без участия родителей. Только совместные усилия родителей, медиков и учителей смогут помочь детям сохранить здоровье во время учебы в школе.
Одним из приоритетных направлений современной школы сейчас выбирается здоровьесбережение. В контексте реализации национального проекта «Наша новая школа» ОУ должно обеспечивать охрану здоровья школьников, формировать культуру здоровья, закладывать фундамент благополучия будущих поколений. Наша школа тоже не исключение и одна из школьных задач: внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный, воспитательный процесс.
В программу развития школы до 2014 года включена подпрограмма «Здоровье».
В основу своей работы мы положили принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса.
Принцип ненанесения вреда – строить образовательный процесс так, чтобы здоровье детей сохранилось, а по возможности и улучшалось.
Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологического состояние и здоровье учащихся.
Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося.
Принцип контроля за результатами, основанный на получении обратной связи, должен быть реализован в работе как всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.
Мероприятия по здоровьесбережению.
Какие же шаги предпринимаются для создания благоприятных условий сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе?
Образовательный и воспитательный процесс организован в соответствии с требованиями СанПинов, Роспотребнадзора. Учебная нагрузка и объем домашних заданий соответствуют возрасту обучающихся.
Проведена маркировка мебели в соответствии с ростом учащихся по всем классам школы.
Соблюдаются питьевой режим, режим проветривания, режим питания, прогулки на свежем воздухе — динамические паузы 1- 4 кл.
Соблюдается санитарный режим школы, в классных кабинетах организованы уголки гигиены.
В учебный план введен третий час физической культуры, работают спортивные секции на базе СОШ для начальной школы, на базе ДК – для ребят среднего старшего звена, организованы занятия в бассейне г. Волосово (2 возрастные группы).
Проводятся профилактические медицинские осмотры обучающихся.
Для профилактики детского травматизма в школе систематически проводятся классные часы, беседы, инструктажи по безопасному поведению (плановые, внеплановые, перед проведением мероприятий, экскурсий, поездок, соревнований и .тд.). Ведется журнал инструктажей при поездках в школьном автобусе.
В классах размещены уголки безопасности: маршрут безопасного следования в школу и обратно (у обучающихся начальной школы – вклеены каждому в дневник), памятки по поведению в ЧС, угрожающих жизни и здоровью человека, инструктажи по ТБ на уроках технологии, химии, информатики.
Разработано Положение и введена новая форма дежурства по школе (ученики, учителя, администрация). Проводятся рейды общешкольного родительского комитета.
Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе. Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех, одержать еще одну победу.
Для создания благоприятного психологического климата используются различные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий. Не маловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной и туристической направленности.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Десять советов родителям по сохранению здоровья ребенка
Совет 1. Желательно выяснить не только свое состояние здоровья, но и своих родителей, дедушек и бабушек. Это позволит установить возможные риски хронических заболеваний у ребенка или его предрасположенность к болезням.
Совет 2. Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием.
Совет 3. Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка.
Совет 4. Только точно зная диагноз заболевания, можно вместе с врачом наметить пути лечения и реабилитации (восстановления) здоровья ребенка.
Совет 5. Составьте режим дня с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание.
Совет 6. Помните, что движение — это жизнь.
Совет 7. Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес, формирование костно-мышечной системы, особенно позвоночника и стоп; следите за осанкой, исправляйте ее нарушение физическими упражнениями.
Совет 8. Учитесь понимать ребенка по его поведению, настроению; учитывайте особенности его характера в общении: не торопите медлительного, успокаивайте вспыльчивого. Если ребенок раздражен, отвлеките его внимание от «раздражителя», переключите на другой вид деятельности или дайте ему возможность отдохнуть. Главное — не усугублять конфликта или проблемы наказаниями.
Совет 9. Помогайте ребенку во всем в учебе, соблюдении режима, в преодолении школьных трудностей; консультируйтесь с учителем, врачом, другими специалистами.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу по проблемам здоровья детей и его сбережения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении
В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор в работе подробно ...
«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ»...
«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновени...
Методическое сообщение на тему: "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"
Актуализация темы "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс" в педагогической практике....
Доклад на тему "ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС"
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...
Деятельность Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
Презентация, посвященная деятельности Службы здоровья по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс...