Методическая разработка «Информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников»
статья на тему

Шинкоренко Мария Петровна

Приёмы м формы организации самостоятельной и познавательной деятельности школьников при мзучении математики и физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Информационно – деятельностный подход к организации

самостоятельной познавательной деятельности школьников»,

имеющая положительное заключение по итогам

апробации в профессиональном сообществе

«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий»

Н. Рерих

В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное, коммуникативное и духовно-нравственное развитие личности обучающегося, активизирует его потенциальные возможности.  Данному типу соответствует, прежде всего, системно - деятельностный подход в обучении.  Деятельность – это активное взаимодействие человека с миром. Она играет решающую роль в становлении физических и духовных качеств личности. Учителя и методисты ищут новые пути и средства организации преподавания математики и физики на деятельностной основе, так как «новый мир имеет новые условия и требует новых действий». Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования деятельностных и информационно — коммуникационных технологий.

Поэтому, изучив потребности и возможности обучающихся, меня заинтересовала проблема организации самостоятельной познавательной деятельности школьников. Этому способствовали и курсы повышения квалификации: «Использование ЭОР. Физика» (2011 г.); «Использование системно–деятельностного подхода в современном образовательном процессе» (ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева - 2012 г.); «Развитие познавательных интересов учащихся с использованием технологии проектной деятельности»  (БИПКРО -2012 г.).

В связи с этим я определила следующую цель:

создать систему приёмов и форм работы, направленную на развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников в урочной и внеурочной учебной деятельности. Это и стало основой выбора темы: «Информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников».

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- формирование навыков самостоятельного поиска и получения необходимой информации;

- формирование навыков работы с информацией;

- создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению;

-  определить совокупность приёмов и форм, необходимых учащимся для проведения элементарных исследований в области естественно - математических наук;

-  в рамках внеурочной (кружковой)  деятельности познакомить учащихся с совокупностью приёмов и форм, универсальными учебными действиями, необходимыми для проведения элементарных исследований в области естественно - математических наук;

-  в ходе урочной и внеурочной учебной деятельности отработать выбранные приёмы и формы;

-  обобщить опыт кружковой работы и презентовать его на конференциях, семинарах и профессиональных конкурсах учителей математики и физики разного уровня.

Ведущая педагогическая идея моей системы работы заключается в создании необходимых условий для организации самостоятельной познавательной деятельности школьников при изучении математики и физики посредством внедрения информационно – деятельностного подхода в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, творческих и исследовательских заданий.

Мой опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский,  поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными педагогами и психологами. Мною были созданы  наработки, которые соответствуют  целям и задачам моей методической темы. Также новизна моего опыта  выражается в составлении системы  уроков по темам, которая входит в разрабатываемый сайт учителя математики и физики.

В ходе использования методической разработки учитель:

- переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора самостоятельной познавательной деятельности;

- мотивирует познавательную деятельность учащихся в ходе решения проблемных ситуаций;

- организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предметам;

- использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;

- организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.

Моя система базируется на двух основных направлениях: учебная работа и внеурочная деятельность.

ФГОС и социальный заказ общества позволили мне сделать выбор в пользу следующих технологий:

- информационно – коммуникационная технология;

- личностно - деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,

   В. В. Давыдова, Т. А. Иванова, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская)

- исследовательские технологии, описанные в работах С. Т. Шацкого,

   Л. С.  Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я Гальперина;

- технология проектного обучения (М. Моара);

- технология проблемного обучения (М. И. Махмутова);

- идеи работ, посвящённые обновлению школьного образования в XXI веке.

Началом работы (сентябрь 2012 г. – декабрь 2012 г.) по теме опыта стало проведение диагностики по определению творческой самореализации школьников в учебно-познавательной деятельности автора Л.А.Коростылёва «Методика определения уровня самореализации личности». По результатам диагностики оказалось только 12 % учащихся 10 – 11 классов с высоким уровнем творческой самореализации, 51% учащихся  находились на среднем уровне, 37% - на низком уровне.

       Затем я исследовала мотивацию изучения и любимые виды работ на уроках математики и физики. Полученные данные привели меня к мысли о необходимости изменить образовательную стратегию, придавать большее значение социальной ориентации курса математики и физики. Большинство учащихся высказали желание работать над проектами в дальнейшем (89%). Значит, проектная деятельность привлекает учащихся. Они понимают её познавательную и развивающую ценность. Но данные, которые получены, говорят о том, что нужно внести коррекцию в организацию проектно-исследовательской работы.

На подготовительном этапе мной были определены средства обучения; решены вопросы ресурсного обеспечения (интерактивное оборудование, электронные учебные пособия по алгебре и геометрии с комплексом  теоретических материалов, лабораторных работ и практикумов), разработан план опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (январь 2012 г. – март 2016 г.), предполагающий использование информационно – деятельностного подхода к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе преподавании математики и физики в 7-11 классах.

Задачей второго этапа было моделирование и апробация уроков и внеклассных мероприятий с применением компетентностных форм: методик - ситуаций выбора, групповой работы с обязательными требованиями к каждому члену группы, самостоятельной работы на разных этапах изучения темы; технологий –  исследовательской, информационно – коммуникативных, личностно - деятельностного подхода, проектирования.

Для построения собственной методической системы я выбрала идею использования обучающих самостоятельных работ с целью развития познавательной активности учащихся. Для успешного усвоения курса математики и физики необходима добровольная, заинтересованная, активная самостоятельная учебная работа учащихся на всех этапах урока. Мною были разработаны и использованы различные виды самостоятельных работ с учебником на уроках:

1) чтение текста вслух;

2) чтение текста про себя;

3) воспроизведение содержания прочитанного вслух;

4) обсуждение прочитанного материала;

5) разбиение текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного;

6) самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу;

7) работа с оглавлением и предметным указателем;

8) работа с рисунками и иллюстрациями;

9) работа над понятием, термином;

10) составление конспекта схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику.

Как правило, почти на каждом уроке математики проводятся самостоятельные работы тренировочного характера для закрепления изученного,  для его применения,  для овладения необходимыми умениями и навыками. Они состоят обычно из типовых упражнений и задач (т.е. заданий, выполняющих по «образцу»), аналогично тем, которые выполнялись с помощью учителя. Это могут быть также: доказательства теорем, составления таблиц, задач и упражнений самими учащимися, организация работы над ошибками.

Ярким примером использования самостоятельной работы  на различных этапах урока является статья «Самостоятельная работа при изучении нового материала», опубликованная  в журнале № 4, 2016 г. «Математика в школе», электронное приложение

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/%27%27Matematika_v_shkole%27%27/_%27%27Matematika_v_shkole%27%27.html#2016

Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых, главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работы необходим четкий инструктаж о том, как и, что делать дома, желательно информировать родителей о том, как учащиеся должны готовить домашние задания по математике, как они должны работать книгой, вести тетрадь и т.д. Учащимся можно рекомендовать следующие общие приемы:

Вывод, что самостоятельная работа, как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике, физике, но во всех случаях, необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы.

На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. О том, как я осуществляю мотивацию учащихся, рассказывает статья «Правильна мотивация учеников – залог успеха урока», опубликованная в журнале «Математика в школе» № 2, 2012 г.

В этот период созданы групповые проекты обучающимися 5 класса; в 9 - 11 классах под моим руководством разработаны индивидуальные и парные проекты, часть которых размещены на сайте школы и личном сайте: www.vereschaki.hop.ru, http://nsportal.ru/mariya-petrovna-shinkorenko.

В рамках работы творческой группы учителей района были проведены два урока в 5 классе, которые демонстрируют деятельностный метод обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Разработана система уроков с использованием личностно – деятельностного подхода. Видеозаписи некоторых из них и комментарии к ним размещены на сайте «Медиаресурсы для образования и просвещения»

http://www.videoresursy.ru/smotr-pedagogicheskogo-opyta/katalog/cat57/, http://pandia.ru/text/77/497/4778.php,    http://pandia.ru/text/78/330/470.php.

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно - деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать.

Особое место на уроках физики отвожу фронтальному эксперименту, так как он способствует формированию исполнительной компетентности. Большое внимание уделяю самостоятельным экспериментальным работам и организации коллективной деятельности в ученических группах. В рамках конкурса «Учитель года – 2012 г.» мною был показан урок физики в 8 классе «Электризация. Два рода зарядов», в основе которого лежит фронтальный эксперимент.  Также в 2012 г. на VI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» была представлена презентация урока полностью построенного на фронтальном эксперименте (III место).  В журнале  «Физика»  Издательская группа Основа (№ 5 2016 г.) опубликована статья «Физический эксперимент — источник первоначальных знаний учащихся».  В ней  рассказывается об использовании фронтального эксперимента в образовательном процессе, что позволяют достичь высокой эффективности организованной познавательной активности учащихся и отработать изучаемый материал почти полностью на уроках. http://www.e-osnova.ru/journal/5/65/

Осмысление сложных абстрактных понятий невозможно без наблюдения реальных физических явлений. В этом случае использую  видеозаписи. Урок становится более насыщенным, более богатым физическим содержанием. Чтобы устранить недостаток пассивного использования видеоматериалов, использую «мотивированный стоп – кадр», то есть останавливаю видеоряд и задаю вопросы, которые стимулируют мышление учащихся. Например: «Что, по вашему мнению, произойдёт, если …?»

Всем хорошо известна пословица «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Поэтому  на моих уроках решение экспериментальных задач занимает важное место. Чтобы эффективно использовать время на уроке, я предлагаю ребятам решить видео задачи. Например, экспериментальные задачи из сети Интернет или снятые заранее с помощью учащихся.  Такие задачи  стремится решить каждый. Они вызывают бурю эмоций у ребят.

       Объясняю учащимся значимость умения работать на компьютере для будущей профессии, а также для повышения уровня коммуникации. По мере освоения компьютера учащиеся получают задания отыскать в Интернете учебный материал по теме урока и доложить его в классе. Устраиваю конкурсы на лучшую презентацию учебной темы.

 На протяжении 2012 - 2016 годов мною разработаны собственные мультимедийные продукты: презентации к урокам, внеклассным презентациям; видеоролики занимательных опытов; видеофильмы внеклассных мероприятий, уроков.

Применение данных мультимедийных продуктов  и ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности учит воспитанников искать и осваивать самостоятельно необходимую информацию, способствует повышению их познавательного интереса  к математике и физике.

Сейчас среди учащихся стали популярны интернет – олимпиады. В них участвуют и мои ученики. Эти олимпиады  создают ситуацию успеха у слабых участников и демонстрируют выдающиеся творческие способности  у сильных учеников.

На третьем этапе работы (2016 г.) осуществлялась диагностика на основе мониторинга, собеседования, наблюдений, письменных работ учащихся. Была проведена диагностика определения мотивов учебной деятельности (по О.Г. Селивановой). Она показала, что к 11 классу повысилось количество учащихся с положительным отношением к учению с 65 % до 82 %. Количество учащихся, которые относятся к учёбе, как к необходимости составило 7 %, что значительно меньше по сравнению с данными диагностики, проведённой с этими же учащимися в 8 классе (16 %).  Также была проведена диагностика «Оценка самостоятельности и мышления» (по Л.А. Ясюковой).  Число учащихся, которые имеют  хороший и высокий уровни развития самостоятельности мышления  возросло с 46 % до 63 %.

Эффективность моей методической разработки подтверждают следующие показатели: на протяжении последних трёх лет повышается качество знаний учащихся; сохраняется положительная динамика участия школьников в различных конкурсах, олимпиадах. Учащиеся выпускных классов показывают хорошие умения взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, аргументировать, умение работать в команде.

Позитивная динамика роста качества знаний и результатов участия в олимпиадах, конкурсах

Количество участников предметных олимпиад

Учебный год

Количество участников

Результаты

2013 - 2014

12

Победитель 1 тура

 (Межрегиональная отраслевая олимпиада  школьников по математике «Паруса надежды»);

3 место в регионе

(Международный математический конкурс «Кенгуру»)

2014 - 2015

21

2 место

(Всероссийская олимпиада для школьников посвящённая Дню космонавтики «Космическая одиссея»);

3 место

(Общероссийская олимпиада по физике, весенняя сессия Олимпус);

Победитель

(Олимпиада «Звёздный сын Брянщины», посвящённая 25-летию полёта в космос В. М. Афанасьева)

2015 - 2016

24

Победитель в регионе

 (Международный математический конкурс «Кенгуру»)

Результаты  участия обучающихся в проектной и исследовательской  деятельности

№ п/п

Проектная и исследовательская деятельность

Результаты

Год

1

Фестиваль творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО»

2 участника

2013

2

Областной  конкурс исследовательских работ школьников старших классов «Будущие учёные»

Призёр

(3 место)

2014

3

Районный фестиваль проектно-исследовательской деятельности школьников

2 победителя

2014

4

Международный  интернет-семинар по измерению радиационного фона

2 участника

2014

5

Районный фестиваль проектно-исследовательской деятельности школьников

2 победителя

2015

6

Областной  конкурс исследовательских работ школьников старших классов «Будущие учёные»

2 призёра

(3 место)

2015

7

V Всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!»

Победитель

2015

 8

Региональная научная конференция

«Достояние Брянщины глазами школьников»

5участников,

диплом за лучший доклад

2016

9

Областной конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённый  55- летию Российской космонавтики. Номинации: «Интересные факты из жизни героев Космоса», «Первопроходцы космоса»

2 место

2016

10

Фестиваль творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО»

Финалист

2016

Таким образом, данная система работы позволяет сделать вывод,  информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников  носит инновационный характер. Новизна проявляется в содержании деятельности, формах, методах организации работы с детьми. Наличие навыков самостоятельной познавательной работы у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения и воспитания.

Я уверена, что учитель есть тот человек, который помогает делать школьникам свои маленькие, а может быть, и большие открытия. «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер)

Мотивация изучения учащимися X-XI классов курса физики, математики

Таблица 1

№ п/п

Выбранные ответы

Проценты

1

Чтобы расширить свой кругозор в области науки, которую специально изучать не собираюсь

22

2

Так как меня интересует изучение физических явлений, процессов, законов

22

3

Так как меня интересует решение математических задач

9

4

Учу физику, поскольку она входит в программу обязательного обучения

43

5

Учу математику, поскольку она входит в программу обязательного обучения

65

6

Чтобы избежать неодобрения родителей и педагогов

43

7

Чтобы не быть самым неуспевающим учеником

43

8

Так как собираюсь избрать профессию, связанную с физикой

9

9

Так как собираюсь избрать профессию, связанную с математикой

18

Предпочтительные виды деятельности в оценке учащихся X - XI классов

Таблица 2

№ п/п

Выбранный ответ

Средний арифметический балл

1

Слушание лекций учителя по фундаментальным проблемам современной физики

3. 1

2

Самостоятельное выполнение проекта, связанного с современными проблемами физики

2, 9

3

Выполнение практических и лабораторных работ

4, 4

4

Самостоятельная деятельность по проекту, требующая знаний не только физики, но и других современных наук

2, 9

5

Самостоятельное изучение дополнительного материала по теме

3, 2

6

Решение задач

3, 7

Стремление учащихся к проектной деятельности

Таблица 3

№ п/п

Выбранный ответ

Проценты

1

Да, хотел бы заниматься проектом

54

2

Скорее хотел бы, чем нет

35

3

Нет, не хотел

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта как способ организации самостоятельной познавательной деятельности

Работая над методической темой: «Метод проекта как способ организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке информатики», я пришла к выводу, что при изучении многих тем к...

Организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся

В статье представлены описание и схема организации  самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (личный опыт), рассмотрены принципы, формы и стиль такой деятельности....

Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике

В статье содержатся рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов».

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов» поможет классным руководите...

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...

Системно-деятельностный подход, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в ...

Системно-деятельностный подход, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в ...