Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике
статья по физике по теме
В статье содержатся рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya_po_fizike.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике
«Физику хорошо знает тот школьник, который самостоятельно ставит опыты, а еще лучше ее знает тот, кто сам делает приборы для этих опытов».
П.Л.Капица
В условиях перехода общеобразовательных школ на новые ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Выпускники российских школ имеют глубокие и разносторонние знания, но при этом мало кто умеет применять их на практике. Государство и современное общество требуют от школы корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из таких форм является учебная исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, требует освоения различных методов. Поскольку это приобретается на основе собственного опыта, то приводит к более глубокому осмыслению.
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
В процессе изучения любого предмета в школе происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Передавая учебную информацию, учитель предстает всезнающим, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся. Обязательным условием реализации этого на практике является устранение доминирующей роли педагога в процессе усвоения знаний. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
Физика — наука экспериментальная, основанная на опытах и наблюдениях. Поэтому как учебный предмет физика обладает объективными возможностями для развития исследовательских умений учащихся. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики позволяет повысить интерес к науке, сделать её увлекательной, полезной и понятной.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
В современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся уделяется особое внимание. Работа учителя в этом направлении сводится к тому, что существует строгая система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, которая даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет не только обнаружить проблему, но и самостоятельно решить её. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.
Основной целью организации исследовательской деятельности школьников является:
- выявление и педагогическая поддержка одарённых учащихся;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- поддержка исследовательских интересов школьников.
Задачами организации исследовательской деятельности школьников являются:
- приобщение учащихся к творческой деятельности;
- реализация в исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
В организации исследовательской работы можно выделить несколько этапов, и показать роль учителя и ученика в этом процессе:
Деятельность ученика | Деятельность учителя |
Проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление | Поощрение поиска, помощь в определении объекта исследования |
Определение темы исследования | Помощь в определении темы исследования |
Определение целей и задач исследования | Оказание помощи в формулировке целей и задач исследования |
Выработка гипотезы. Построение модели | Предлагает учащимся найти объяснение выдвинутой гипотезы |
Планирование и разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки | Предложение учащимся различных методов решения задач исследования |
Сбор и систематизация полученной информации | Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования |
Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов | Помощь учащимся в анализе экспериментальных данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации |
Подготовка отчёта | Консультирование по подготовке отчёта и публичной защиты исследования |
Презентация и защита результатов исследования | Помощь и поддержка непосредственно перед защитой |
Обсуждение хода и полученных результатов работы | Организация рефлексии |
Проанализировав различные этапы исследовательской деятельности, мы видим, что педагог здесь предстает в новом свете — в роли консультанта, помощника, наставника, готового помочь ребенку в процессе познания окружающего мира.
Использование системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями способствует личностному, социальному, познавательному, коммуникативному развитию учащихся. Это как раз то, что требует от школы общество на современном этапе развития образования.
В заключении хочу отметить следующее: если учитель ставит своей целью развивать творческие и исследовательские возможности ребенка, он и сам должен быть творческим, увлеченным человеком, знатоком своего дела. Для этого необходимо: педагогам-экспериментаторам повышать свою квалификацию; создавать структурные подразделения для организации исследовательской работы; выстраивать взаимоотношения ученика-исследователя и учителя — научного руководителя. Этот союз позволяет стереть грань «учитель — ученик», способствует профессиональному росту учителя, позволяет лучше узнать своих учеников. В результате такой деятельности у детей появляется возможность формирования исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.
Литература:
1. Запрудский Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация.
2. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по физике
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя...
Методическая разработка «Информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников»
Приёмы м формы организации самостоятельной и познавательной деятельности школьников при мзучении математики и физики...
2013-2014 уч.год.Школьный педсовет. Тема «Системно-деятельностный подход в организации урочной деятельности».Презентация.
Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаю следующие задачи:- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыт...
Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов».
Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов» поможет классным руководите...
Системно-деятельностный подход, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в ...
Системно-деятельностный подход, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в ...
Особенности индивидуального подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов
Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении ученик...