Самообразование
методическая разработка на тему
Тема, над которой я работаю с 2015 года. Пути реализации целей и задач в работе по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_po_samoobrazovaniyu.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макушинская средняя общеобразовательная школа №1»
План работы
по самообразованию
учителя русского языка и литературы
Абдурахмановой Динары Аскатовны
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,
Выпестовать в каждом ученике его
неповторимо-индивидуальный талант –
значит поднять личность на высокий уровень
расцвета человеческого достоинства.
В. А. Сухомлинский
Образование: высшее, Северо- Казахстанский университет
Стаж педагогической работы: 12 лет
Стаж работы в данном учреждении: 7 лет
Стаж работы в данной должности: 8 лет
Наличие квалификационной категории по данной должности: _I_
(первая квалификационная категория). Приказ № 85 от 06.06. 2012 г.
Курсы повышения квалификации
Наименование учреждения | Название образовательной программы | Дата прохождения курсов | № удостоверения (свидетельства) |
ИРОСТ | Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы | С 29.11.2010г. по 03.12.2010г | Справка, регистрационный № 1559 |
ИРОСТ | Организация работы с одаренными детьми средствами русского языка и литературы | С 14 марта 2011г. По 16 марта 2011г. | Справка, регистрационный № 0857 |
ИРОСТ | Внедрение и эффективное использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов | С 21 ноября 2011г. По 25.11.2011г. | Справка , регистрационный № 3259 |
ИРОСТ | Формирование коммуникативной компетентности обучающихся | 24 ноября 2011г. | Справка , регистрационный № 2041 |
ИРОСТ | Подготовка к олимпиаде по предмету (русский язык и литература) | 14.09.2011г. | Справка, регистрационный № 55 |
ИРОСТ | Подготовка к ГИА с учетом результатов стартовой диагностики… в 9-х классах | 30.11.2011г. | Справка , регистрационный № 340 |
ИРОСТ | Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе | 25.02.2013 по 05.04.2013 | Удостоверение, регистрационный № 1814 |
ИРОСТ | Формирование коммуникативной компетентности в контексте внедрения ФГОС основного общего образования | 12.09.2013 по 09.10.2013 | Удостоверение № 452400004283, регистрационный № 0444 |
ИРОСТ | Совершенствование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ по предмету (литература, сочинение) | 04.09.2014 по 07.11 2015г | Удостоверение № 452401766582, регистрационный № 4856 |
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Внедрение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»
Работа над темой начата в 2015 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2022 году.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы «Современный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения» и индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | регулярно |
2.Систематически приобретать необходимую литературу. | регулярно | |
3. Повышать квалификацию на курсах | регулярно | |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
| регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. | регулярно |
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | регулярно | |
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей. | регулярно | |
4. Организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | ежегодно | |
5. Изучать опыт работы учителей своей школы, района, страны через Интернет и непосредственно. | регулярно | |
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | регулярно | |
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | регулярно | |
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. | регулярно | |
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района. | по необходимости | |
10. Выступать с докладами по теме самообразования. | по необходимости | |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять в учебный процесс. | регулярно |
2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии. | регулярно | |
3. Проводить мастер-классы | по плану МО, по необходимости | |
Охрана здоровья | 1. Внедрять и активно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. | регулярно |
2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно | |
|
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | ежегодно | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного, районного МО 3.Изучение литературы по теме самообразования.
|
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | ежегодно | 1.Выступление на заседании школьного, районного МО по соответствующим темам |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | ежегодно | 1.Выступление на заседании педагогического совета 2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создание «копилки» работ по теме на электронных носителях
|
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | ежегодно | 1.Выступление на заседаниях школьного и районного МО 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 4.Создание «копилки» работ по теме на электронных носителях |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | ежегодно | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте. |
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть это собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А. Дистерберг
Системно – деятельностный подход
в преподавании русского языка и литературы
(общая характеристика и суть системно-деятельностного подхода в обучении)
В основе содержания федерального государственного образовательного стандарта лежит системно – деятельностный подход. Понятие системно – деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно – познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно – познавательную деятельность.
Главный принцип системно-деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.
В чём же основное отличие традиционного урока
от современного, требующего системно – деятельностного подхода в преподавании?
- В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами.
- Основные отличия заключаются в реализации субъект – субъектного, системно - деятельностного подхода в учебно – воспитательном процессе. Направление деятельности учителя при этом включает в себя: применение разнообразного дидактического материала; изменение характера педагогического общения; активизацию способов учебной работы; педагогическую гибкость и тактичность.
- В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.
- На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.
- Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя; умелое применение педагогом поощрения и порицания.
Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.
Ещё один важный момент: для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.
В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический. Реализация технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).
Критерии результативности урока при системно – деятельностном подходе:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику системно-деятельностного подхода и других новых технологий обучения, таких как:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения;
- технология уровневой дифференциации;
- технология «раскрепощенного развития детей»;
- технология психологического сопровождения учебной группы.
- технология «Развития критического мышления»
- информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности.
- технология исследовательской и проектной деятельности
- технология портфолио
- игровая технология
- технология перспективно-опережающего обучения
- модульная технология и др.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
- Изучить литературу по данной проблеме;
2) Учебная исследовательская работа:
А. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей»
Б. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение современных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей русского языка и литературы, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
- Привитие любви к предмету.
- Повысить качество преподавания по русскому языку.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности: отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующую применение системно-деятельностного подхода в обучении по предметув рамках внедрения ФГОС.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ
в виде грамот, докладов, выступлений, сценариев уроков, внеклассных мероприятий по теме самообразования и другим
ПРИЛОЖЕНИЕ
в виде справок, удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...