Программа кружка "Декоративно - прикладное искусство"
рабочая программа на тему
Программа кружка «Декоративно – прикладное искусство» предназначена для подростков 11- 16 лет, обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII вида. Занятия рассчитаны на 1 год обучения по 3 часа в неделю (всего102 часа).
Разработана программа как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя два раздела: «Основы рисунка, живописи. Графика» и «Основы творчества». Первый раздел посвящен ознакомлению с основами классического рисунка, цветоведения, правилами построения композиции, особенностями композиции в декоративно- прикладном искусстве, орнаменте. Второй раздел – это художественная обработка древесины: выпиливание и выжигание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_dpi.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство».
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа кружка «Декоративно – прикладное искусство» предназначена для учащихся Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №5. Учащиеся школы имеют задержку психического развития органического генеза, с неравномерным развитием мозговых структур, с нарушениями речевого развития (устной и письменной речи), углубленными социально-педагогической запущенностью.
Программа составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла, а так же Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы; Симоненко В.Д., Неменского Б.М.: однако она является модифицированной и не дублирует программный материал по труду и изобразительному искусству полностью, а углубляет и расширяет знания учащихся в области художественных традиций русского народа.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд.
Занятия декоративно- прикладным искусством являются эффективным средством приобщения учащихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы, самореализуясь и самоутверждаясь через творчество.
Основная цель программы:
Приобщение через декоративно-прикладное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество; воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, освоение знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; свойствах древесины, разнообразии народных промыслов, связанных с обработкой этого материала.
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции), освоение теоретических знаний и практических умений по художественной обработке древесины (художественное выпиливание, выжигание)
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя два раздела: «Основы рисунка, живописи. Графика» и «Основы творчества». Первый раздел посвящен ознакомлению с основами классического рисунка, цветоведения, правилами построения композиции, особенностями композиции в декоративно- прикладном искусстве, орнаменте, то есть с необходимым минимумом для создания самостоятельных эскизов будущих изделий. Второй раздел – это художественная обработка древесины: выпиливание и выжигание. Здесь учащиеся не только получат теоретические знания об истории и развитии промысла, свойствах материала, особенностях обработки, но и на практике будут выполнять творческие работы по готовым чертежам и своим эскизам.
Программа предназначена для подростков 11- 16 лет и рассчитана на 1 год обучения 102 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, а так же обязательно проводятся реакционные, музыкальные и физкультурные паузы.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
ОСНОВЫ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ. ГРАФИКА | 27 | |
1. | Рисунок - основа изобразительного искусства. | 15 |
2. | Основы композиции. Орнамент. | 9 |
3. | Цвет. Основы цветоведения | 3 |
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА | 75 | |
1. | Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком | 48 |
5. | Художественное выжигание | 27 |
Итого | 102 |
Содержание учебного предмета
I. | ОСНОВЫ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ. ГРАФИКА | 27 |
1. | Рисунок - основа изобразительного искусства. | 15 |
Вводное занятие | 1 | |
Виды изобразительного искусства | 1 | |
Декоративно-прикладное искусство | 1 | |
Материалы и принадлежности для рисования. Организация рабочего места. | 1 | |
Упражнения на выполнение штриховки, тональной растяжки | 1 | |
Виды рисунка | 1 | |
Восприятие формы. Многообразие форм | 1 | |
Фигура и фон. Оптические иллюзии. | 1 | |
Изображение силуэтов ваз на различных фонах | 1 | |
Превращение плоскости в объем | 1 | |
Пропорции | 1 | |
Перспектива | 1 | |
Рисование с натуры геометрических тел | 1 | |
Освещение. Свет и тень | 1 | |
Рисование с натуры геометрических тел. Передача формы светотенью. | 1 | |
2. | Основы композиции. Орнамент. | 9 |
Композиция в художественных произведениях | 1 | |
Базовые принципы композиции | 1 | |
Упражнения на построении композиции на основе точки и нескольких линий | 1 | |
Передача ритма, движения, покоя | 1 | |
Сюжетно композиционный центр. Симметричные и асимметричные композиции | 1 | |
Композиция из линий и геометрических фигур | 1 | |
Композиция в декоративно-прикладном творчестве | 1 | |
Орнамент | 1 | |
Построение орнамента в полосе, круге, квадрате | 1 | |
3. | Цвет. Основы цветоведения | 3 |
Колористка | 1 | |
Упражнение на смешивание красок для получения новых цветов | 1 | |
Фантазийные изображения ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета | 1 | |
II. | ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА | 75 |
1. | Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком | 48 |
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 1 | |
Основы материаловедения. Виды шпонов и фанера | 1 | |
Основы материаловедения. Природные и производственные пороки фанеры | 1 | |
История резьбы по дереву от истоков до современности | 1 | |
Виды резьбы по дереву. Плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба | 1 | |
Виды резьбы по дереву. Резьба контурная, прорезная, накладная, объемная | 1 | |
Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. | 1 | |
Материалы, инструменты и приспособления. | 1 | |
Технические приёмы выпиливания | 1 | |
Технические приёмы выпиливания. Практическая работа | 1 | |
Технические приёмы выпиливания. Практическая работа | 1 | |
Эскиз рисунка для выпиливания | 1 | |
Способы перевода рисунка | 1 | |
Выпиливание. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание. Практическая работа | 1 | |
Шлифовка деталей. Способы, приемы работы. | 1 | |
Шлифовка деталей. Практическая работа | 1 | |
Способы соединения деталей | 1 | |
Сборка изделия | 1 | |
Оформление изделия. Способы. Приемы работы | 1 | |
Оформление изделия. Практическая работа | 1 | |
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 1 | |
Прорезная и ажурная резьба | 1 | |
Работа над конструкцией изделия. Этапы работы от эскиза к изделию. | 1 | |
Работа над эскизом изделия. | 1 | |
Чертеж изделия. | 1 | |
Построение орнамента | 1 | |
Построение орнамента | 1 | |
Выбор материала. Перевод рисунка | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Выпиливание по контуру разметки. Практическая работа | 1 | |
Отделка изделия. Практическая работа | 1 | |
Отделка изделия. Практическая работа | 1 | |
Отделка изделия. Практическая работа | 1 | |
Художественная отделка изделия | 1 | |
Художественная отделка изделия | 1 | |
Сборка изделия | 1 | |
Сборка изделия | 1 | |
Оформление работы | 1 | |
5. | Художественное выжигание | 27 |
Выжигание по дереву. История развития ремесла | 1 | |
Основы материаловедения. | 1 | |
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 | |
Организация рабочего места. Техника безопасности | 1 | |
Подготовка заготовок к работе. | 1 | |
Подготовка заготовок к работе. Практическая работа | 1 | |
Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 1 | |
Основные приёмы выжигания. | 1 | |
Выполнения приёмов выжигания Практическая работа | 1 | |
Рисунки для выжигания по дереву | 1 | |
Создание своего эскиза для выжигания | 1 | |
Способы перевода рисунка на поверхность изделия. | 1 | |
Выполнения приёмов выжигания Практическая работа | 1 | |
Выполнения приёмов выжигания Практическая работа | 1 | |
Отделка изделия. Виды, способы, основные приемы | 1 | |
Изготовление разделочной доски декорированной выжиганием. | 1 | |
Эскиз изделия. Выбор формы, создание рисунка. | 1 | |
Выбор материала, подготовка материала к работе | 1 | |
Выпиливание разделочной доски, подготовка к выжиганию | 1 | |
Выполнения приёмов выжигания Практическая работа | 1 | |
Выполнения приёмов выжигания Практическая работа | 1 | |
Выполнения приёмов выжигания Практическая работа | 1 | |
Отделка изделия. Практическая работа | 1 | |
Оформление работы | 1 | |
Подготовка работ к итоговой выставки | 1 | |
Оформление выставки | 1 | |
Итоговое занятие. Выставка работ | 1 |
Планируемые результаты
Воспитанники должны -
Знать:
- материалы и принадлежности для рисования;
- правила организации рабочего места рисующего;
- виды рисунков и порядок работы над ними;
- законы композиции и перспективы;
- основные художественно-технические средства рисунка и приемы
рисования с натуры - принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории России их характерные особенности;
- историю возникновения и развития народного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Уметь:
- анализировать изображаемые предметы, визуально определять их пропорции;
- компоновать рисунок на листе;
- выявлять форму и объем предметов линейным рисунком
- рационально организовывать рабочее место.
- соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия в традициях народного промысла и изготавливать их;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке древесины, выжиганию;
- выполнения операции точения, сверления, выпиливания;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
- выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами выпиливания;
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнёрские отношения при совместной работе
Литература
- Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
- Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
- Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М: Искусство, 1968.
- Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
- Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993
- Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.
- Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
- Зайцева В.А. Основы творчества. Учебное пособие. 2006.
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.
- Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.
- Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001
- Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984
- Рыженко В.И Выпиливание лобзиком- М.: Траст пресс, 1999.
- Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
- Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
- Секачева А.В. и др. Рисунок и живопись. - М: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
- Тихонов СВ. и др. Рисунок. - М.: Стройиздат, 1996.
- Угаров Б. и др. Учебный рисунок. - М: Изобразительное искусство, 1995.
- Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
- Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Декоративно-прикладное искусство для детей с нарушенным слухом"
Программа разработана с целью помощи детям с нарушенным слухом при поступлении в художественное училище. В программе разработаны занятия по тем видам росписи, по которым обучаются дети в училищ...
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»
Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....
Рабочая программа (декоративно прикладное искусство)
Рабочая программа кружка "Страна Мастеров"...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основно...
ПРОГРАММА "Декоративно - прикладное искусство" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 3 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. Направл...