Авторская программа "Декоративно-прикладное искусство для детей с нарушенным слухом"
методическая разработка по теме
Программа разработана с целью помощи детям с нарушенным слухом при поступлении в художественное училище. В программе разработаны занятия по тем видам росписи, по которым обучаются дети в училище. Программа помогает узнать историю росписи, изучить элементы росписи, составить узоры, расписать изделия из дерева(доски, ложки, солонки). Дети учатся создаватьпроекты, ведут научно-исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 53.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность программы:
В нашей школе существует приемственность с Художественным лицеем № 12, где глухие и слабослышащие дети обучаются со слышащими детьми по следующим специальностям: декоративно-прикладная роспись,батик ,резчик по дереву. Основным приоритетом пользуется специальность роспись по дереву, батик .Среди выпускников училища есть глухие дети , которые получили диплом с отличием, занимали призовые места на выставках, выигрывали гранд , успешно трудоустроены.
Возникла необходимость разработки программы, которая помогает подготовить учащихся для освоения выбранной специальности. Цели и задачи направленны на то, чтобы развивать творческие способности , формировать навыки самореализации .Программа разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и программ , представленных в общеобразовательных областях «Искусство» и «Технология», наряду с общими идеями:
Развитие общей способности к творчеству.
Умение найти свое место в жизни.
Самореализация личности в мире «слышащих».
Овладение техникой и приемами декоративной росписи.
Возрождение традиционных художественных промыслов.
В этой программе многосторонне раскрывается художественный образ вещи , основы художественногоизображения , символика орнамента , связь народнойхудожественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой активности. Программа вводит , удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности , предусматривает развитие у обучающихся изобразительных , художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие творческой активности, овладение техническими приемами декоративно-прикладной росписи в соответствии с программными требованиями Художественного лицея № 12.
Задачи программы.
Обучающие:
Раскрыть истоки народного творчества.
Знакомить с основами знаний в области композиции ,формообразования , цветоведения, орнамента, элементов декоративно-прикладного искусства.
Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами.
Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
Развивать речь , используя новые термины в работе и по назначению .Активизировать активный и пассивный словарь.
Пробуждать любознательность в области народного , декоративно-прикладного искусства.
Развивать усидчивость, смекалку ,изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника.
Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.
Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.
Добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Воспитывать бережное отношение к своей работе и работам учащихся.
Структура программы:
Художественная роспись и знакомство с различными промыслами изучаются в программе школы на различных этапах и доступна практически всем группам возрастов, различия лишь состоит в степени сложности изучаемого материала. Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью человека.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть пери одическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне .Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением проекта изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Срок реализации программы: программа предполагает обучение детей на два года. Возраст учащихся 1год обучения -10 класс; 2 год обучения -11класс .В неделю запланировано 4 занятия по 45 минут. Итого в год 144 часа. Формы занятий: При реализации программы используются как групповые, так и индивидуальные приемы работы в форме занятий , совместной работы детей с педагогом , а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
1. «Пермогорская роспись»
2. «Мезенская роспись»
3. «Работа с разными материалами»
4. « Хохломская роспись»
5. « Городецкая роспись»
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
1.Исторический аспект.
2. Связь с современностью .
3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.
4. Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения , задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал , небольшой по объему, интересный по содержанию , дается как практической частью , так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия . С первых же занятий дети приучаются работать по плану :
История росписи.
Технология росписи, инструменты.
Основные цвета росписи.
Пропись элементов росписи.
Изучение пропись орнамента, композиции узора.
Учебно-исследовательская работа.
Составление проекта изделия, его назначение.
В программу включены отчетные выставки по декоративно-прикладному искусству, посещения музеев, организация встреч родителей и учеников с мастерами Художественного училища №12.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов:
Во время занятий применяется поурочный , тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, тестах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применений полученных на занятиях знаний. В течении всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка (проект) или выполнение творческой работы по самостоятельному выполненному эскизу.
Занятия не предполагают отметочного контроля по каждому уроку , целесообразнее применять различные критерии:
Контрольный рисунок
Тесты
Самостоятельный эскиз
Проект изделия
Характеристика ожидаемых результатов.
По итогам 1 года обучения: навыки; - Уметь разрабатывать проект изделия;
По итогам 2 года обучения:
- Владеть приемами росписей , самостоятельно составлять композиции и воплощать идеи на практике;
- Овладеть приемами композиции и особенностями композиционного построения в росписи;
- Свободно владеть приемами росписи по дереву;
- Самостоятельно подбирать и подготавливать объект для росписи( знать технологию подготовки дерева к росписи);
- Творчески использовать знания; - Стремиться к профессиональному росту;
- Видеть перспективы для развития своих способностей в будущей специальности;
- Уметь использовать полученные знания в жизни, уметь самореализовываться.
Методическое обеспечение программы:
В программе используются следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный(рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров).
Репродуктивный ( выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения, по образцам, выполнение практических заданий).
Изучение развития ребенка ( наблюдения за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности учащихся, работа психолога).
Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению , повышению уровня самооценки глухого ребенка.
Материально-техническое обеспечение.
Программа рассчитана на проведение 4 часа в неделю для одной группы, всего в год 144 часа.
На занятиях используются наглядные пособия , схемы, таблицы, образцы, которые выполнены самим педагогом или приобретены. Весь материал готовиться заранее и раздается детям на занятиях. На занятиях по данной программе потребуется следующие материалы и инструменты:
- гуашь 12 цветов;
- кисти №1,2,4 колонковые(можно заменить на беличьи);
- альбом для рисования, для акварели формат А-3 (для выполнения эскизов, прописи элементов росписи);
-банка для набора воды;
- салфетка для снятия краски с кисти;
- мелкая шкурка №1 ;
- лак для покрытия готового изделия; - папка с файлами для накопления личных эскизов; - набор акриловых красок; - линейка, дощечка для проведения линий; - различные материалы ( деревянные изделия, коробочки из под дисков, морские камни, ткань) ; - желательно фотоаппарат для снимков расписанных изделий; - палитра.
Учебно-тематический план.
Содержание программы 1 года обучения.
Раздел № 1 «Пермогорская роспись»
Тема №1«Вводное занятие»
Рассказ о традиционной росписи в России ,ее видах . Просмотр презентаций ,иллюстраций, книг. (1ЧАС)
Тема №2«Декоративно-прикладное искусство»
По возможности проводится экскурсии в музей им. Л. Чайкиной с текущей выставкой по декоративно-прикладному искусству. Или организовывается поход в Художественный лицей №12 с целью ознакомления будущей профессией. (2 ЧАСА)
Тема №3«История создания и развитияПермогорской росписи»
Корни и традиции росписи .Мастера пермогорской росписи .Сюжетность и отличие от других росписей .Цветовая гамма, основные цвета росписи. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам пермогорской росписи.(2 ЧАСА)
Практическая работа: записи в тетради.
Тема №4«Элементы цветоведения»
Цветовой круг. Повторить теплый и холодный ряд цвета. Основные цвета росписи. Символическое значение цветов. Технические упражнения.
Практическая работа: работа с цветовым кругом ,смешивание красок, закрепление основных цветов.(1 ЧАС)
Тема №5«Инструменты и материалы, используемые в работе»
Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Как правильно выбрать инструмент при работе(определение кончика кисти). Краски и их использование.
Правила работы и безопасного труда . Древесина и ее применение на занятиях .Определение качества древесины и способы обработки .Обработка поверхности древесины, тонирование поверхности.
Практическая работа: экскурсия в «Художественный салон» с целью выбора и приобретения инструментов. Правильный выбор инструментов, кистей, проверка кончика кисти, определение качества древесины.(3 ЧАСА)
Тема №6«Правила держания кисти в руке. Упражнения на постановку руки»
Беседа о «постановки руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи.
Практическая работа: выполнение элементов росписи, работа по отработке приемов писания, упражнения для руки . ( 1 ЧАС)
Тема №7«Основные элементы росписи. Этапы выполнения росписи: ленточки и бордюры. Повторение правил «постановки руки».
Овладение основными элементами пермогорской росписи: ленточки и бордюры .Закрепить основные цвета росписи .Познакомить с этапами росписи :1-первоначальный рисунок наводится контуром, 2- по рисунку накладывается цвет. Учить применять дощечку в помощь проведения линий и построения геометрических фигур.
Практическая работа: выполнение основных элементов росписи в альбомах ,записи в тетрадях, «виртуальный просмотр» применение элементов : ленточек, бордюров ,углов в готовых изделиях. « Виртуальная экскурсия» по просмотру элементов росписи.( 8ЧАСОВ)
Тема №8«Основные элементы росписи :углы и приписки .Повторять этапы выполнения пермогорской росписи»
Продолжать овладевать навыками пермогорской росписи :углы и приписки. Следовать этапам выполнения росписи, соблюдать основные цвета росписи. Познакомить со схемами заполнения углов «открытыми и закрытыми». Уметь определять какой угол, просматривая «виртуальные» образцы элементов , а также уметь определять какой угол на готовых изделиях.
Практическая работа: роспись в альбомах, запись в тетрадях, самостоятельно прорисовать открытый и закрытый угол. В качестве контрольного задания самостоятельно по памяти подготовить роспись : ленточки и бордюра, углов и приписки.( 8 ЧАСОВ)
Тема № 9«Основные элементы росписи: цветы и трилистник .Симметрия в росписи»
Учить детей прописывать элементы: цветов и трилистника. Закреплять работу по этапу, правила работы с кистью. Познакомить в росписи трилистника с симметричным и несимметричным исполнением.
Практическая работа: пропись элементов в альбоме, запись в тетради. (4 ЧАСА)
Тема № 10« Основные элементы росписи: древо.Познакомить с символикой древа в других росписях»
Дать знания о символике древа, познакомить с изображением в других росписях. Овладеть навыками прописи древа ( совмещение элементов :приписки , цветов, трилистника). «Виртуальная экскурсия «Древо в народных росписях».
Практическая работа: работа в альбомах, запись в тетрадях .Контрольное задание исполнение древа по собственному замыслу(используя элементы пермогорской росписи). (4 ЧАСА)
Тема № 11« Основные элементы росписи: птицы и птица Сирин .Из истории создания элемента птица и птицы Сирин»
Познакомить с историей элемента птицы и птицы Сирин .Посмотреть в «виртуальных картинках», где еще встречаются такие птицы , с целью привлечения детей к исследовательской работе . Продолжать обучать прописывать новые элементы совмещая с уже изученными(цветы, трилистник).
Практическая работа: пропись в альбоме, запись в тетради. Контрольное задание самостоятельно исполнить птиц или птицу Сирин совмещая с элементами цветов , трилистника.(4 ЧАСА)
Тема №12« Композиция в пермогорской росписи»
Дать знания детям о композиции в росписи: жанровой росписи. С помощью «виртуальных картинок» рассмотреть , в каких росписях встречается еще жанровый сюжет. Познакомить со схемами фризовых композиций: пологая и крутая волна, разорванная волна, свободная смешанная композиция
Практическая работа: работа в альбомах, записи в тетрадях, контрольные рисунки по фризовой композиции.(4 ЧАСА)
Тема № 13«Композиция в круге ,вертикальная впрямоугольнике, сюжетная в прямоугольнике».
Продолжать учить детей овладевать росписью создавая разные композиции. Уметь соблюдать правила построения и особенности в круге, в прямоугольнике, создавать сюжет в прямоугольнике. Закреплять уже известные элементы росписи и объединять их в общий сюжет композиции.
Практическая работа: записи в тетрадях, подбор эскиза композицийсамостоятельно. Контрольные рисунки по каждому виду композиций. Приготовить индивидуальную папку для хранения своих эскизов,рисунков. ( 10 ЧАСОВ)
Тема № 14«Сюжетная роспись по дереву .Подготовка поверхности .Эскиз»
Учить детей подготавливать поверхность из дерева. Тонировка поверхности.Способы изменения цвета деревянной поверхности .Выполнение эскиза .
Практическая работа: подготовка поверхности ,подготовка эскиза , роспись, покрытие лаком, вторичная обработка изделия .Оформление изделия.(5 ЧАСОВ)
Тема №15« Создание проекта изделия «На старое смотри – новое твори»
Учить детей самостоятельно выбирать изделие, подготовить эскиз росписи к нему ,воплотить в качестве проекта на листе, а затем расписать предмет пермогорской росписью. (8 ЧАСОВ)
Тема №16«Выставка изделий пермогорскойросписи»
Подведение итогов работы .Оформление выставки .Анализ работ.(1 ЧАС)
По разделу « Пермогорская роспись» - запланировано 67 часов.
Раздел № 2 «Мезенская роспись».
Тема № 1«Вводное занятие».
Продолжать знакомить детей с народными росписями .Рассматривание и подбор иллюстраций ,книг, «Виртуальная экскурсия по мезенской росписи».
Практическая работа:записи в тетради, поиск в интернете информации о мезенской росписи. (1час)
Тема № 2« История создания и развития мезенской росписи .Технология росписи»
Познакомить детей с историей происхождения мезенской росписи .Сравнить сюжетность с другими росписями .Основные цвета росписи ,элементы, сюжеты, просмотр «виртуальных картинок» с изображением изделий расписанных мезенской росписью .Дать знания о технологии росписи в древности и в наши дни.
Практическая работа: записи в тетради. (2часа)
Тема №3«Инструменты и материалыиспользуемые в росписи. Мелкие элементымезенской росписи».
Закреплять умения правильно держать кисть . Правила работы кистями, использование краски, основные цвета росписи. Учить овладевать навыкам росписи элементов: спираль ,стихийка , скобочка, звездочки и солярные знаки, птицы, перышко ,волна, ромбик, точка, штришок ,капелька, семечко, веретенце, косы. Посмотреть использования мелких элементов( интернет).
Практическая работа: пропись элементов в альбомах, записи в тетрадях.(4 часа)
Тема №4«Края и обводки. Символика орнамента».
Дать знания детям , что орнамент мезенской росписи несет аграрно-магическую символику. Рассмотреть и разобрать элементы орнаментов.
Практическая работа: записи в тетради, пропись орнаментов в альбоме.(8 часов)
Тема №5« Элементы «звериного» орнамента»
Учить прописывать элементы « звериного» орнамента: птицы, лебедь. Следовать в работе согласно схеме росписи данных элементов , совмещать их с мелкими элементами. Посмотреть использование птиц в орнаменте . Контрольный рисунок по самостоятельному эскизу (орнамент с птицами).
Практическая работа: пропись в альбомах птиц, лебедей , записи в тетради .Контрольный рисунок ..(8часов)
Тема №6« Элементы орнамента : летящая птица, разные птицы, птицы выполненныечернымцветом».Продолжать учить овладевать навыкам прописи элементов птиц. Следовать по схеме росписи и соблюдая основные цвета. Выполнить самостоятельный эскиз орнамента с новыми элементами птиц.
Практическая работа: пропись элементов в альбомах, контрольный эскиз в папке. Запись схем в тетради.(4часа)
Тема №7«Элементы орнамента: лошадка, олень илось».
Учить прописывать элементы лошадки, оленя и лося по схеме, дополняя мелкими элементами. Просмотр «виртуальных картинок» с изображением этих животных. Выбрать и изобразить свой эскиз- контрольный.
Практическая работа: пропись элементов в альбоме, поиск картинок в интернете с изображением животных на орнаменте, создание своего эскиза орнамента.(8часов)
Тема №8« Композиции и их разновидности.Ознакомление с композицией «бердо».
Рассмотреть с детьми какие бывают композиции в мезенской росписи . Сходство с другими, что общего. Анализ. Овладение композиции «бердо». Учить строить геометрическую композицию, объяснить слово «бердо». Рассмотреть изделия с использованием этой композиции. Составить самостоятельный эскиз .
Практическая работа: пропись композиции, запись в тетради, контрольный эскиз.(8часов)
Тема №9« Композиция в квадрате».
Продолжаем работать над композицией. Изучить построение композиции в квадрате. Закреплять умение писать по схеме, следуя законам росписи. Совмещать композицию с орнаментом. Рассмотреть разные образцы композиций в квадрате. Совершенствовать умение самостоятельно создавать свой эскиз используя мезенскую роспись.
Практическая работа: запись в тетради , работа над эскизом, выполнение эскиза.( 6часов)
Тема№10 «Композиция в прямоугольнике(вертикальная)».
Продолжать учить искать информацию по росписи в интернете- композицию в прямоугольнике. Рассмотреть изделия где применяется эта композиция .Уметь создать свою.
Практическая работа: исследовательская работа, роспись композиции.(6часов)
Тема №11« Композиция в полосе».
Учить из элементов росписи составлять композицию в полосе. Продолжать учить составлять осевую(симметричную) .Рассмотреть симметрию зеркальную (ручная работа « на глаз») и относительную. Составить эскиз по двум вариантам- контрольные рисунки.
Практическая работа: различать композиции с зеркальной и относительной симметрии. Работа над эскизами, записи в тетради. (5часов)
Тема №12« Композиция в круге».
Учить создавать композицию по кругу ,располагать элементы закону компаса. Из разных элементов и орнаментов создать свою композицию в круге. Использовать поворот листа при росписи элементов по кругу.
Практическая работа :пропись элементов по кругу, используя правила росписи. Работа над эскизом. (6часов)
Тема № 13« Работа над созданием проекта:изделия с использованием мезенской росписи».
Продолжать учить детей работать над проектом: выбрать изделие, создать по нему эскиз, с расчетом в натуральную величину(на бумаге ).Работа над росписью изделия . Соблюдая все правила и технологию мезенской росписи.
Практическая работа: работа над эскизом, обработка материала ,роспись ,покрытие лаком .Оформление проекта на листе бумаги.(10 часов)
Тема №14« Выставка изделий с использованием мезенской росписи».
Провести анализ проектов и готовых изделий .Подведение итогов. (1час)
По разделу «Мезенская роспись» запланировано - 77часов.
Раздел № 3 «Работа с разными материалами».
Тема № 1« Расписные традиционные сувениры»
Учить детей применять ранее изученные росписи на изделиях из дерева( яйцо ,колокольчики , рамка для зеркала, ложки ,лопатки, сундучки, шкатулки). Уметь самостоятельно выбрать любой из предметов и расписать росписью по выбору.
Практическая работа: подготовить изделие и его поверхность, нанести рисунок и расписать по собственному эскизу. Уметь рассказать какая роспись, какие использованы элементы, назначение данного изделия. Экскурсия «Виртуальные картинки» по традиционным сувенирам, закреплять понятие традиции.( 5часов)
Тема № 2«Мелочи и аксессуары».
Учить детей перекладывать знания росписи на другие материалы ( пластмассовые поверхности, металлические поверхности, роспись на кафеле ,кожаной поверхности, по ткани). Самостоятельно выбрать материал, ознакомиться с технологией росписи данной поверхности, роспись изделия . Развивать фантазию, творчество, смекалку. Совершенствовать умение применять знания и умения в жизни, на нестандартных материалах.(5часов).
По разделу « Работа с разными материалами» запланировано – 10 часов.
Всего за 1 год обучения запланировано- 144часа по 4 часа в неделю.Раздел №1 « Пермогорская роспись»-67 часов;
Раздел №2 «Мезенская роспись»-77 часов;
Раздел № 3 «Работа с разными материалами»- 10 часов .
Содержание программы 2 года обучения.
Раздел №4 « Хохломская роспись».
Тема № 1«Знакомство с хохломской росписью. Вводное занятие».
Рассказ о традиционной росписи, ее видах .Просмотр иллюстраций , книг, « Виртуальных картинок».
Практическая работа: поисковая работа в интернете по хохломской росписи, изделиям посуды .. (1час)
Тема №2«Виды росписей, знакомство и анализ»
Дать знания детям , что росписи бывают :графические, живописные, орнаментальные, сюжетны е .Рассмотреть примеры росписей и научиться классифицировать уже известные и новые виды росписи. Экскурсия «Виртуальные картинки».
Практическая работа: записи в тетради, поисковая работа в интернете на классификацию росписей .Контрольное задание: подобрать самостоятельно все виды росписей и подписать по видам: графические , живописные, орнаментальные, сюжетные.(2часа)
Тема №3 « Композиция в орнаментальном народном искусстве. Законы композиции»
Продолжать знакомить с композицией , дать новые углубленные знания о понятиях «композиция», «традиции» .Продолжаем знакомиться с законами композиции: целостность, пропорциональность, сбалансированность, соразмерность , соподчинение .Объяснить и разобрать значение каждого слова.
Практическая работа: запись в тетради, рассматривание иллюстраций, книг, изделий. Уметь разбирать композицию по законам, с помощью и самостоятельно (3часа).
Тема №4«Основы орнаментальных построений .Виды орнамента . Принципы построения орнамента».
Продолжать знакомить с основами орнамента ,давать более глубокие знания. Познакомить с видами орнамента ко: ленточный(фризовый) , сетчатый, композиционно замкнутый. Как передается изображение: в статике, динамике. Что обозначают эти слов .Рассмотреть и разобрать орнаменты по видам, используя иллюстрации. Разобраться в принципах построения орнамента: повтор, чередование, инверсия , симметрия, закон контрастных пар.
Практическая работа: записи, зарисовки в тетради. Рассматривание иллюстраций, подбор иллюстраций по видам орнамента ,принципах построениях.Рассмотреть иллюстрации , уметь разбирать орнаменты по видам, принципам.( 3часа)
Тема №5«Основные схемы композиционныхпостроений. Схемы фризовых композиций».
Продолжать давать новые знания по построению схемы композиции. Рассмотреть схемы фризовых композиций:центрическая , «поясок», «криуль или волна» , «веточка или кустик» , смешанные композиции.
Практическая работа: запись в тетради, зарисовки, подбор иллюстраций.(4часа)
Тема №6« Схемы композиций в прямоугольнике, в круге».
Дать знания по построению композиций в прямоугольнике: «клейма» ,картинка в широкой рамке, диагональ и встречная диагональ , овал(медальон), круг, вписанный в прямоугольник, смешанная композиция ( центрическая с заполнением углов). Познакомить со схемами построения композиции в круге: «хоровод», «веточки», радиусная композиция, смешанная(хоровод и веточки), «гирлянды».
Практическая работа: записи и зарисовки в тетради, подбор иллюстраций по видам. Уметь самостоятельно определить вид, строить схемы. (8часов)
Тема №7«Контрольное занятие по композиции»
Уметь самостоятельно строить схемы композиций (карандашом) по заданию учителя.(3часа)
Тема№8«Схемы зрительного измененияповерхности».
Дать знания как зрительно может измениться поверхность(доска). Зарисовать схемы с разными вариантами. Рассмотреть «виртуальные картинки» .Уметь подбирать схему под уже расписанное изделие.
Практическая работа: запись и зарисовка в тетради, поисковая работа в интернете по росписи досок. (2часа)
Тема №9« Хохломская роспись.История хохломы»
Познакомить детей с хохломской росписью, ее происхождением .Рассмотреть иллюстрации, фильм «Золотая хохлома».(1час)
Тема №10« Технология и виды хохломы».
Познакомить детей с технологией росписи хохломы, инструментами. Дать знания о видах хохломской росписи: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина» .Закреплять знания об орнаменте , композиции рассматривая иллюстрации. Уметь самостоятельно определять вид хохломской росписи.
Практическая работа: записи в тетради, подбор иллюстраций по видам росписи. ( 1час)
Тема № 11« Основные элементы росписи. Орнаментальные полосы».
Учить детей овладевать основными элементами росписи. Учить прописывать орнаментальные полосы , пользуясь кисточкой и тычком. Рассмотреть примеры росписи орнаментальной полосы.
Практическая работа: записи в тетради, работа в альбоме. (4часа).
Тема №12«Основные элементы: травные кустики, кудрина».
Продолжать учить овладевать навыками прописи основных элементов: травные кустики и кудрина. Рассматривать образцы росписей с использованием этих элементов.
Практическая работа: записи в тетрадях, работа в альбомах. (4часа)
Тема №13« Основные элементы: цветок , цветок икудрина».
Овладение детьми росписи элемента цветок, совмещение цветок и кудрина. Повторить знания о фоновой и верховой росписи.
Практическая работа: запись в тетрадях, работа в альбоме, поисковая работа в интернете по использованию этого элемента в росписи. Уметь определять ее вид.(4 часа )
Тема №14« Основные элементы: плоды и листья».
Продолжаем учить прописи основных элементов: плоды( ягоды ,грибы,)листья «трехлистник». Уметь связывать между собой в орнамент. Использовать в работе кисти и тычки.
Практическая работа: запись в тетради, работа в альбоме, просмотр «виртуальных картинок».(4часа)
Тема № 15« Композиция в круге».
Повторить законы построения композиции. Учить строить композицию в круге по собственному эскизу. Использовать основные элементы росписи, правила построения в круге.
Практическая работа: рассматривание образцов композиций в круге . Самостоятельная работа по выполнению композиции в круге. Уметь назвать элементы которые использовались в росписи.( 4часа)
Тема№ 16« Композиция по схеме « Ветвь».
Учить строить композицию по схеме «ветвь». Продолжать учить использовать в росписи птиц. Закреплять знания о «Фоновой» и «Верховой» росписи. Уметь самостоятельно выполнить эскиз по схеме «Ветвь».
Практическая работа: запись в тетради, выполнение эскиза.(8часов)
Тема № 17«Композиция по схеме «Спираль».
Учить детей строить композицию по схеме «спираль» .Рассмотреть какие изделия расписаны по этой схеме. А так-же образцы росписи. Выбрать свой эскиз и самостоятельно выполнить его. Закреплять умение работать кисточкой и тычком .
Практическая работа: записи и зарисовки в тетради, самостоятельное выполнение эскиза. Продолжать пополнять папку личных эскизов.(6часов)
Тема № 18«Схема росписи «Венок».
Овладевать навыками построения композиции «венок». Выбрать из образцов свою и выполнить эскиз . Закреплять виды росписи хохломы.
Практическая работа: запись и зарисовка в тетради, поисковая работа в интернете образцов росписи «венок». Выполнение самостоятельное эскиза.( 6часов)
Тема №19« Композиция в квадрате».
Закреплять навыки и законы построения композиции. Учить строить композицию в квадрате, самостоятельно посмотреть в интернете в каких изделиях применялась. Выбрать из образцов свой эскиз и выполнить его. Вспомнить , где в каких росписях применялась композиция в квадрате(самостоятельная поисковая работа).
Практическая работа: самостоятельная работа по выполнению эскиза. Поисковая работа по использованию росписи в квадрате, в других росписях. (6часов)
Тема №20« Композиция «Древо».
Вспомнить в каких росписях встречается элемент «Древо». Рассмотреть иллюстрации, найти сходства и различия. Закрепить законы построения композиции. Анализ. Рассмотреть образцы «Древа» в хохломе. Самостоятельно выполнить эскиз.
Практическая работа: поисковая работа по выбору эскиза, самостоятельное выполнение эскиза. Продолжаем пополнять папку с личными эскизами.(6часов)
Тема№21«Работа над созданием проекта : «Золотая хохлома».
Продолжать учить детей готовить проект изделия. Выбрать материал , подготовить его к росписи . Эскиз для росписи можно выбрать из «личной папки эскизов». Оформить проект на листе с соотношением 1:1. Использовать в работе все приемы и навыки хохломской росписи.(10 часов)
Тема № 22«Выставкаизделий «Золотая хохлома».
Подготовка работ: оформление, фото. Анализ работ .
Всего по разделу №4 «Хохломская роспись» запланировано - 90 часов.
Раздел №5 « Городецкая роспись».
Тема №1«Городецкая роспись. Вводное занятие».
Познакомить детей с городецкой росписью. Рассмотреть изделия , иллюстрации, видео фильм « Городецкая роспись». Дать знания , городецкая роспись относится к живописной росписи, объяснить почему.
Практическая работа: просмотр «виртуальных картинок», записи в тетради.(1час)
Тема №2«Традиции городецкой росписи. Историявозникновения росписи и ее развитие. Элементыгородецкой росписи: украешки, рамки, отводки».
Познакомить детей с традициями городецкой росписи, изделиями , рассмотреть сюжеты используемые в росписи ,основные цвета росписи, материалы используемые мастерами. Учить элементам городецкой росписи: украешки, рамки, отводки.
Практическая работа: записи в тетради, пропись элементов в альбоме.(4часа)
Тема №3« Основные элементы росписи: листья«кустики».
Закреплять знания основных цветов росписи, инструменты используемые в работе, материал для росписи. Овладевать навыками росписи «кустики», дать понятие «оживка».
Практическая работа: запись в тетради , работа в альбомах, рассматривание образцов росписи «кустики».(2часа)
Тема №4«Основные элементы росписи: цветы(розетки ,ягодки, бутоны, купавка)».
Рассмотреть изделия расписанные элементами цветов в совмещении с «кустиком». Обратить внимание на используемые цвета, «оживку» белой гуашью. Учиться прописывать эти элементы.
Практическая работа: поисковая работа в интернете: изделия расписанные цветами городецкой росписи. Запись в тетради, работа в альбоме.(4 часа)
Тема №5« Элемент росписи – птица».
Вспомнить в каких видах росписи встречается птица, просмотр «виртуальных картинок». Анализ. Учить навыку росписи птицы по схеме, используя основные цвета и приемы росписи.
Практическая работа: запись и зарисовка схемы в тетради. Пропись птицы в альбоме. (4часа)
Тема №6« Основной элемент росписи – лошадка»
Продолжать закреплять знания о русской росписи, вспомнить, где прописывались элементы животных в каких росписях .Рассмотреть, сделать анализ. Учить детей прописывать элемент лошадки по схеме городецкой росписи.
Практическая работа: запись и зарисовка схемы, просмотр иллюстраций.(4часа)
Тема №8« Фигуры людей в городецкой росписи».
Рассмотреть сюжеты с изображением людей в росписи. Обратить внимание на движение людей , их мимику .Учить изображать людей по схеме. Создать не сложный сюжет.
Практическая работа: пропись людей по схеме, роспись сюжета по собственному эскизу.(6часов)
Тема №9«Особенности городецких композиций. Композиции в прямоугольной плоскости».
Рассмотреть особенности изображения композиции мастерами, как располагался сюжет ,кто главный в сюжете .Познакомить с понятием «триптих», рассмотреть примеры использования триптиха в живописи.(самостоятельная поисковая работа). Выбрать сюжет и выполнить эскиз композиции в прямоугольной плоскости самостоятельно.
Практическая работа: выполнение эскиза самостоятельно, поисковая работа применение триптиха в живописи, где в каких жанрах.(6часов)
Тема №10«Композиция на токарных поверхностях».
Дать знания о применении нескольких цветов в фоне под роспись. Какие изделия расписывались в такой технике. Выбрать сюжет и самостоятельно выполнить эскиз.
Практическая работа: запись в тетради, выполнение эскиза самостоятельно.( 6часов)
Тема №11«Композиция в круге».
Продолжать учить искать общее в русских росписях, сравнивать , делать анализ. Рассмотреть какие изделиярасписаны композицией в круге. Выбрать , выполнить эскиз. Пополнить «личную папку эскизов».
Практическая работа: выполнить самостоятельно эскиз с композицией в круге.(5часов)
Тема № 12«Работа над созданием проекта:«Городецкая роспись».
Продолжать учить создавать свой проект, пользоваться уже готовыми эскизами, выбирать материал, расписывать изделие, соблюдая все правила росписи и законы построения композиции, использование основных цветов росписи .Развивать творчество и смекалку в использовании разных материалов( по желанию).
Практическая работа: выбор эскиза, материала и его подготовка, оформление проекта.(10часов)
Тема №13«Выставка изделий городецкой росписи».
Оформить выставку изделий, провести анализ работ ,фото .Провести беседу о работе художника декоративно-прикладного искусства. По возможности посетить выставку учеников , встречу с мастерами лицея №12, показать свои работы, проекты, эскизы.(2часа)
По разделу №5 «Городецкая роспись» запланировано- 54 часа.
Всего за 2 год обучения запланировано 144 часа по 4 часа в неделю:
Раздел № 4 «Хохломская роспись»- 90 часов ;
Раздел №5 «Городецкая роспись» - 54 часа.
Используемая литература:
«Русская роспись» Н. Величко ;Аст-пресс книга 2011г.
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» Б.М.Неменский; Просвещение 2009г.
«Сохранение традиций народного искусства» Г.А.Дрожжин; Ассоциация « Народные художественные промыслы России» Родина 2002г.
«Народное декоративно-прикладное искусство» Л.Д.Рондели книга для учителя Просвещение 1984г.
«Народные художественные промыслы» П.И.Уткин Высшая школа 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрождение традиций казахского национального рукоделия в авторской программе "Художественная обработка тканей с элементами декоративно-прикладного творчества" для учащихся СКШ с нарушениями интеллекта.
В настоящий период времени в коррекционной педагогике стало актуальным обращение к народным национальным истокам. Широкое использование этнопедагогическ...
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»
Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....
Рабочая программа (декоративно прикладное искусство)
Рабочая программа кружка "Страна Мастеров"...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основно...
ПРОГРАММА "Декоративно - прикладное искусство" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 3 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. Направл...
Программа взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и в...