Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)
рабочая программа
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство» автора Кожиной О.А.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dpi_suvenir_dlya_3_kl.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.
муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение
ПРИНЯТО На заседании педсовета Протокол № От «____» _______ 2016 г | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска __________М. И. Лосев « ___» ___________ 2016 года. |
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство»
Кружок «Сувенир»
Направленность: художественная
для учащихся 3 классов Срок реализации: 1 год обучения. Составитель: Ермолина Ирина Николаевна |
г.Усинск
2016 г.
1. Пояснительная записка
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство» автора Кожиной О.А.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.
Основные направления, которые ставила перед собой при разработке программы:
- экологическое (возможность вторичного использования материала - лоскута ткани, меха, обрезков ниток, картона, бумаги, обоев, упаковочных коробок, пластиковых бутылок и др.);
- организация полноценного отдыха;
- поддержка и развитие талантов.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
На занятиях различными видами декоративно – прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Народное искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру следует, непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми.
Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
«Сувенир» в переводе с французского – подарок на память.
Самодельная игрушка из ткани, мехового лоскута, ниток входит в разряд современных сувениров. Украшая интерьер, игрушки помимо декоративной, часто выполняют и декоративно – унитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманами для хранения расчесок и других бытовых мелочей; игрушки – сумки; игрушки – подушки; игрушки – коврики и другие.
Отличительной особенностью данной программы является использование вторичных материалов для создания нужных вещей.
Программа «Декоративно-прикладное искусство» разработана для занятий с учащимися 3 классов в первой половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. Срок реализации программы 1 год, в объеме 68 часов; одно занятия в неделю по 2 часа.
2. Цель и задачи программы
Цель программы:
- раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного
труда; приобщение детей к культурным ценностям.
Задачи:
- обучение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психологические функции ребенка;
- развитие умения ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работ;
- воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов;
- воспитание уважительного отношения к труду
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 2 |
2 | Бумагопластика. | 6 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 6 |
4 | Изонить | 6 |
5 | Работа с вторичным материалом. | 18 |
6 | Работа с фетром | 8 |
7 | Декупаж | 4 |
8 | Работа с бисером | 6 |
9 | Плетение из ниток | 4 |
10 | Пирография (выжигание по дереву) | 6 |
11 | Заключительное занятие | 2 |
ИТОГО: | 68 |
3.1. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведен. (число, месяц) | Дата проведен. (по факту) |
1. Вводное занятие – 2 часа | ||||
1 | Знакомство с программой кружка. Виды декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика – практическое задание (складная коробочка по инструкционной карте). | 2 | 07.09 | |
2. Бумагопластика – 6 часов | ||||
2 | Оригами. П\р: лягушка, лебедь | 2 | 14.09 | |
3 | Оригами. П\р: геометрические фигуры. | 2 | 21.09 | |
4 | Кусудамы. П\р: колокольчик | 2 | 28.09 | |
3. Работа с бумагой и картоном – 6 часов | ||||
5 | Работа с бумагой и картоном. П\р: прямоугольная коробка с крышкой. | 2 | 12.10 | |
6 | Работа с бумагой и картоном. П\р: шестиугольная коробка с крышкой. | 2 | 19.10 | |
7 | Работа с бумагой и картоном. П\р: торт - сюрприз. | 2 | 26.10 | |
4.Изонить – 6 часов | ||||
8 | Изонить. Заполнение угла. П\р: закладка | 2 | 02.11 | |
9 | Изонить. Заполнение окружности. П\р: панно. | 2 | 09.11 | |
10 | Изонить. Выполнение работы по схеме. П\р: открытка с животными. | 2 | ||
5. Работа с вторичным материалом – 18 часов | ||||
11 | Папье-маше. П\р: ёлочная игрушка. | 2 | ||
12 | Работа с фольгой. П\р: украшение для ёлки «ангел». | 2 | ||
13 | Работа с разными материалами (пластиковыми бутылками, упаковочной фольгой). П\р: новогодняя ёлка. | 2 | ||
14 | Работа с разными материалами (жестяные банки, упаковочные коробки). П\р: подсвечник. | 2 | ||
15 | Работа с разными материалами (обрезками тканей, тесьмы, кружев, шнура). П\р: оберег «Домовичок». | 2 | ||
16 | Работа с обрезками обоев. П\р: купюрница. | 2 | ||
17 | Работа с обрезками обоев. П\р: записная книжка | 2 | ||
18 | Работа с обрезками обоев. П\р: рамка для фотографий. | 2 | ||
19 | Работа с обрезками обоев. П\р: подарочная коробка. | 2 | ||
6. Работа с фетром – 8 часов | ||||
20 | Работа с фетром. П\р: пальчиковые игрушки, раскрой деталей. | 2 | ||
21 | Работа с фетром. П\р: пальчиковые игрушки, пошив. | 2 | ||
22 | Работа с фетром. П\р: чехол для мобильного телефона, раскрой деталей. | 2 | ||
23 | Работа с фетром. П\р: : чехол для мобильного телефона , пошив. | 2 | ||
7. Декупаж – 4 часа | ||||
24 | Декупаж. П\р: подставка под карандаши. | 2 | ||
25 | Декупаж. П\р: ключница | 2 | ||
8. Работа с бисером – 6 часов | ||||
26 | Работа с бисером. П\р: брелок для ключей. | 2 | ||
27 | Работа с бисером. П\р: браслет. | 2 | ||
28 | Работа с бисером. П\р: брошь. | 2 | ||
9. Плетение из ниток – 4 часа | ||||
29 | Плетение из ниток. П\р: шнурок | 2 | ||
30 | Плетение из ниток. П\р: гобелен на картоне. | 2 | ||
10. Пирография (выжигание)- 6 часов | ||||
31 | Пирография. Пр\р: разделочная доска, подбор и перевод рисунка | 2 | ||
32 | Пирография. П\р: выжигание по контуру.2 | 2 | ||
33 | Пирография. Пр\р: отделка изделия. | 2 | ||
11. Заключительное занятие | ||||
34 | Конкурс – выставка «Лучшее изделие, выполненное на занятиях кружка». | 2 |
4. Планируемые результаты
Учащиеся получат:
- начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
Учащиеся научатся:
- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
К окончанию срока реализации программы учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами, применяемые при обработке различных материалов, предусмотренных программой;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки материалов предусмотренных программой;
К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны уметь:
- владеть инструментами для работы с бумагой, картоном, нитками, лоскутом, пряжей;
- делать зарисовки на бумаге и кальке, увеличивать и уменьшать выкройку;
- разрабатывать и выполнять несложные изделия и композиции декоративного оформления с применением различных материалов.
5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1. Формы контроля
Этапы педагогического контроля:
- начальная диагностика – владение инструментами по ручной обработке материалов (ножницы);
- выставка;
- конкурс.
Критерии оценивания:
- низкий уровень, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины;
- средний уровень, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
- высокий уровень, если работа выполнялась самостоятельно, соблюдался план работы, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных изделий. Выставки приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Наиболее интересные и качественные работы участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня.
5.2. Методические материалы и оборудование
Методические материалы:
1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, презентации, готовые изделия).
Материально - техническая база:
1. Иглы, ножницы, карандаши, линейки, сантиметровые ленты
2. Бумага, картон, нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), фетр, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус, фанера, клей-карандаш, клей «Момент», «ПВА», термоклей.
3. Проволока, леска.
4. Оборудование: столы, стулья, выжигательные приборы, пистолет для термоклея.
5.3. Список используемой литературы :
1.Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей»
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Интернет ресурсы:
1. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
2.Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»
Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала"
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала" для учащихся 5-11 классов...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ «Атлетическая гимнастика»
laquo;Атлетическая гимнастика»...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основно...
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"...