Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)
рабочая программа

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство»  автора Кожиной О.А. 

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dpi_suvenir_dlya_3_kl.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.

муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение

   

 

ПРИНЯТО

На заседании педсовета

Протокол №      

 От «____» _______  2016 г

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

__________М. И. Лосев

« ___» ___________ 2016 года.

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство»

Кружок «Сувенир»

Направленность:                                                                 художественная

     

                                                                                        для учащихся 3  классов                                                                                                                                                                    Срок реализации:                                                                    1 год обучения.

                                                                 Составитель:                                                                                                                  Ермолина Ирина Николаевна

                                                                     

г.Усинск

2016 г.

1. Пояснительная записка

               Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство»  автора Кожиной О.А.  

          Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.

          Основные направления, которые ставила перед собой при разработке программы:

  • экологическое (возможность вторичного использования материала  - лоскута ткани, меха, обрезков ниток, картона, бумаги, обоев, упаковочных коробок, пластиковых бутылок и др.);
  • организация полноценного отдыха;
  • поддержка и развитие талантов.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

          На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой  частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

          На занятиях различными видами декоративно – прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки,    т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

         Народное искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру следует, непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми.

         Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

          «Сувенир» в переводе с французского – подарок на память.

  Самодельная игрушка из ткани, мехового лоскута, ниток входит в разряд современных сувениров. Украшая интерьер, игрушки помимо декоративной, часто выполняют и декоративно – унитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманами для хранения расчесок и других бытовых мелочей; игрушки – сумки; игрушки – подушки; игрушки – коврики и другие.

        Отличительной особенностью данной программы является использование вторичных материалов для создания нужных вещей.

Программа «Декоративно-прикладное искусство» разработана для занятий с учащимися 3  классов в первой половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. Срок реализации программы 1 год, в объеме 68 часов; одно  занятия в неделю  по 2 часа.

2. Цель и задачи программы

 Цель программы:

  • раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного

труда; приобщение детей к культурным ценностям.

  Задачи:

  • обучение  многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психологические функции ребенка;
  • развитие  умения ориентироваться в заданиях разного типа: от точного     повторения образца до воплощения собственного замысла;
  • формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работ;
  • воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов;
  • воспитание уважительного отношения к труду

3. Содержание программы

3.1. Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие.

2

2

Бумагопластика.

6

3

Работа с бумагой и картоном

6

4

Изонить

6

5

Работа с вторичным материалом.

18

6

Работа с фетром

8

7

Декупаж

4

8

Работа с бисером

6

9

Плетение из ниток

4

10

Пирография (выжигание по дереву)

6

11

Заключительное занятие

2

ИТОГО:

68

3.1. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведен. (число, месяц)

Дата проведен.

 (по факту)

1. Вводное занятие – 2 часа

1

Знакомство с программой кружка.

Виды декоративно-прикладного искусства.

Инструктаж по технике безопасности.

Начальная диагностика – практическое задание (складная коробочка по инструкционной карте).

2

07.09

2. Бумагопластика – 6 часов

2

Оригами.

П\р: лягушка, лебедь

2

14.09

3

Оригами.

П\р: геометрические фигуры.

2

21.09

4

Кусудамы.

П\р: колокольчик

2

28.09

3. Работа с бумагой и картоном – 6 часов

5

Работа с бумагой и картоном.

П\р: прямоугольная коробка с крышкой.

2

12.10

6

Работа с бумагой и картоном.

П\р: шестиугольная коробка с крышкой.

2

19.10

7

Работа с бумагой и картоном.

П\р: торт - сюрприз.

2

26.10

4.Изонить – 6 часов

8

Изонить. Заполнение угла.

П\р: закладка

2

02.11

9

Изонить. Заполнение окружности.

П\р: панно.

2

09.11

10

Изонить. Выполнение работы по схеме.

П\р: открытка с животными.

2

5. Работа с вторичным материалом – 18 часов

11

Папье-маше.

П\р: ёлочная игрушка.

2

12

Работа с фольгой.

П\р: украшение для ёлки «ангел».

2

13

Работа с разными материалами (пластиковыми бутылками, упаковочной фольгой).

П\р: новогодняя ёлка.

2

14

Работа с разными материалами (жестяные банки, упаковочные коробки).

П\р: подсвечник.

2

15

Работа с разными материалами (обрезками тканей, тесьмы, кружев, шнура).

П\р: оберег «Домовичок».

2

16

Работа с обрезками обоев.

П\р: купюрница.

2

17

Работа с обрезками обоев.

П\р: записная книжка

2

18

Работа с обрезками обоев.

П\р: рамка для фотографий.

2

19

Работа с обрезками обоев.

П\р: подарочная коробка.

2

6. Работа с фетром – 8 часов

20

Работа с фетром.

П\р: пальчиковые игрушки, раскрой деталей.

2

21

Работа с фетром.

П\р: пальчиковые игрушки, пошив.

2

22

Работа с фетром.

П\р: чехол для мобильного телефона, раскрой деталей.

2

23

Работа с фетром.

П\р: : чехол для мобильного телефона , пошив.

2

7. Декупаж – 4 часа

24

Декупаж.

П\р: подставка под карандаши.

2

25

Декупаж.

П\р: ключница

2

8. Работа с бисером – 6 часов

26

Работа с бисером.

П\р:  брелок для ключей.

2

27

Работа с бисером.

П\р:  браслет.

2

28

Работа с бисером.

П\р:  брошь.

2

9. Плетение из ниток – 4 часа

29

Плетение из ниток.

П\р: шнурок

2

30

 Плетение из ниток.

П\р: гобелен на картоне.

2

10. Пирография (выжигание)- 6 часов

31

Пирография.

Пр\р: разделочная доска, подбор и перевод рисунка

2

32

Пирография.

П\р: выжигание по контуру.2

2

33

Пирография.

Пр\р: отделка изделия.

2

11. Заключительное занятие

34

Конкурс – выставка   «Лучшее изделие, выполненное на занятиях кружка».

2

4. Планируемые  результаты

Учащиеся получат:

  • начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
  • начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; 
  •  первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;

Учащиеся научатся:

  •  использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;

К окончанию срока реализации программы учащиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами, применяемые при обработке различных материалов, предусмотренных программой;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки материалов предусмотренных программой;

К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны уметь:

  • владеть инструментами для работы с бумагой, картоном, нитками, лоскутом, пряжей;
  • делать зарисовки на бумаге и кальке, увеличивать и уменьшать выкройку;
  • разрабатывать и выполнять несложные изделия и композиции декоративного оформления с применением различных материалов.

5. Комплекс организационно-педагогических условий

5.1. Формы контроля

Этапы педагогического контроля:

  • начальная диагностика – владение инструментами по ручной обработке материалов (ножницы);
  • выставка;
  • конкурс.

 Критерии оценивания:

  • низкий уровень, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины;
  • средний уровень, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью соблюдались  правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
  • высокий уровень, если работа выполнялась самостоятельно, соблюдался план работы, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

        Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных изделий. Выставки приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Наиболее интересные и качественные работы участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня.

   5.2. Методические материалы и оборудование

Методические материалы:

1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, презентации, готовые изделия).
 

Материально - техническая база:

1. Иглы, ножницы, карандаши, линейки, сантиметровые ленты

2. Бумага, картон, нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), фетр, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус, фанера, клей-карандаш, клей «Момент», «ПВА», термоклей.

3. Проволока, леска.

4. Оборудование: столы, стулья, выжигательные приборы, пистолет для термоклея.

5.3. Список используемой литературы :

1.Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей»

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Интернет ресурсы:

1. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 

2.Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»

Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала"

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала" для учащихся 5-11 классов...

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта основно...

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"...