Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)
рабочая программа (6 класс)

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего обра­зования, концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство»  автора Кожиной О.А.  

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dpi_suvenir_dlya_6kl.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.

муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение

   

 

ПРИНЯТО

На заседании педсовета

Протокол №      

 От «____» _______  2016 г

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

__________М. И. Лосев

« ___» ___________ 2016 года.

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство»

Кружок «Сувенир»

Направленность:                                                                 художественная

     

                                                                                        для учащихся 6  классов                                                                                                                                                                    Срок реализации:                                                                    1 год обучения.

                                                                 Составитель:                                                                                                                  Ермолина Ирина Николаевна

                                                                     

г.Усинск

2016 г.

1. Пояснительная записка.

               Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство»  автора Кожиной О.А.  

          Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.

          Основные направления, которые ставила перед собой при разработке программы:

  • экологическое (возможность вторичного использования материала  - лоскута ткани, меха, обрезков ниток, картона, бумаги, обоев, упаковочных коробок, пластиковых бутылок и др.);
  • организация полноценного отдыха;
  • поддержка и развитие талантов.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

          На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой  частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

          На занятиях различными видами декоративно – прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки,    т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

         Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

          «Сувенир» в переводе с французского – подарок на память.

  Самодельная игрушка из ткани, мехового лоскута, ниток входит в разряд современных сувениров. Украшая интерьер, игрушки помимо декоративной, часто выполняют и декоративно – унитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманами для хранения расчесок и других бытовых мелочей; игрушки – сумки; игрушки – подушки; игрушки – коврики и другие.

        Отличительной особенностью данной программы является использование вторичных материалов для создания нужных вещей.

Данная программа предназначена для учащихся среднего  школьного возраста (12 – 13 лет) без специальной подготовки. Срок реализации программы – год, в объеме 70 часов; одно  занятия в неделю  по 2 часа.

2. Цель и задачи программы.

    Цель программы:

  • раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного

труда; приобщение детей к культурным ценностям.

  Задачи:

  • обучение  многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психологические функции ребенка;
  • развитие  умения ориентироваться в заданиях разного типа: от точного     повторения образца до воплощения собственного замысла;
  • формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работ;
  • воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов;
  • воспитание уважительного отношения к труду

3. Содержание программы.

3.1. Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие.

2

2

Работа с фетром.

6

3

Декупаж.

6

4

Витраж.

6

5

Работа с вторичным материалом.

20

6

Чердачные игрушки.

8

7

Фелтинг.

4

8

Работа с бисером.

6

9

Выпиливание.

4

10

Пирография (выжигание по дереву).

6

11

Заключительное занятие.

2

ИТОГО:

70

3.1. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведен. (число, месяц)

Дата проведен.

 (по факту)

1. Вводное занятие – 2 часа

1

Знакомство с программой кружка.

Виды декоративно-прикладного искусства.

Инструктаж по технике безопасности.

Начальная диагностика – практическое задание (заправка нити в иглу, выполнение швов «иголка назад», петельный, «стебелек», закрепление конца шва узелком).

2

10.09

2. Работа с фетром – 6 часов

2

Работа с фетром.

П\р: игольница.

2

17.09

3

Работа с фетром.

П\р: ключница.

2

24.09

4

Работа с фетром.

П\р: чехол для мобильного телефона,.

2

01.10

3. Декупаж  – 6 часов

5

Декупаж.

П\р: записная книжка.

2

08.10

6

Декупаж.

П\р: горшок для цветов

2

15.10

7

Декупаж.

П\р: подарочня поробка.

2

22.10

4. Витраж.– 6 часов

8

Витраж.

П\р: ваза для цветов.

2

29.10

9

. Витраж.

П\р: декоративная бутылка.

2

05.11

10

. Витраж.

П\р: светильник.

2

12.11

5. Работа с вторичным материалом – 18 часов

11

Работа с лоскутом.

П\р: ёлочная игрушка.

2

12

Работа с фольгой.

П\р: украшение для ёлки «ангел».

2

13

Работа с разными материалами (пластиковыми бутылками, упаковочной фольгой).

П\р: новогодняя ёлка.

2

14

Промежуточная диагностика: самостоятельная практическая работа по теме «Работа с фетром»: «Изготовление изделия по мастер-классу».

2

15

Работа с разными материалами (жестяные банки, упаковочные коробки).

П\р: подсвечник.

2

16

Работа с разными материалами (обрезками тканей, тесьмы, кружев, шнура).

П\р: оберег «Домовичок».

2

17

Работа с обрезками обоев.

П\р: шкатулка для швейных принадлежностей.

2

18

Работа с обрезками обоев.

П\р: записная книжка

2

19

Работа с обрезками обоев.

П\р: рамка для фотографий.

2

20

Топиари.

П\р: кофейное дерево.

2

6. Чердачные игрушки– 8 часов

21

Чердачные игрушки.

П\р: подготовка ткани, выкройки, раскрой.

2

22

Чердачные игрушки.

П\р: пошив игрушки.

2

23

 Чердачные игрушки.

П\р: покраска кофейным раствором.

2

24

Чердачные игрушки.

П\р: окончательная отделка.

2

7. Фелтинг – 4 часа

25

Фелтинг- валяние.

П\р: чехол для мобильного телефона.

2

26

Фелтинг- валяние.

П\р: заколка для волос.

2

8. Работа с бисером – 6 часов

27

Работа с бисером.

П\р:  брелок для ключей.

2

28

Работа с бисером.

П\р:  браслет.

2

29

Работа с бисером.

П\р:  брошь.

2

9. Выпиливание – 4 часа

30

Выпиливание ручным лобзиком.

П\р: перевод рисунка, выпиливание пазлов.

2

31

 Выпиливание ручным лобзиком.

П\р: отделка изделия.

2

10. Пирография (выжигание)- 6 часов

32

Пирография.

Пр\р: разделочная доска, подбор и перевод рисунка

2

33

Пирография.

П\р: выжигание по контуру.2

2

34

Пирография.

Пр\р: отделка изделия.

2

11. Заключительное занятие

35

Конкурс – выставка   «Лучшее изделие, выполненное на занятиях кружка».

Подведение итогов.

2

4. Планируемые  результаты.

Учащиеся получат:

  • начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
  • начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; 
  •  первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;

Учащиеся научатся:

  •  использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;

К окончанию срока реализации программы учащиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами, применяемые при обработке различных материалов, предусмотренных программой;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки материалов предусмотренных программой;

К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны уметь:

  • владеть инструментами для работы с тканью, бумагой, картоном, нитками, лоскутом, пряжей;
  • делать зарисовки на бумаге и кальке, увеличивать и уменьшать выкройку;
  • разрабатывать и выполнять несложные изделия и композиции декоративного оформления с применением различных материалов.

5. Комплекс организационно-педагогических условий.

5.1. Формы контроля

Этапы педагогического контроля:

  • начальная диагностика – владение инструментами по ручной обработке материалов

 ( игла, ножницы);

  • промежуточная диагностика: самостоятельная практическая работа с использованием мастер-класса;
  • выставка;
  • конкурс.

 Критерии оценивания:

  • низкий уровень, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины;
  • средний уровень, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью соблюдались  правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
  • высокий уровень, если работа выполнялась самостоятельно, соблюдался план работы, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

        Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных изделий. Выставки приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Наиболее интересные и качественные работы участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня.

 5.2. Методические материалы и оборудование.

Методические материалы:

1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты,).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, презентации, мастер- классы, готовые изделия).
 

 Материально - техническая база:

Инструменты: иглы, ножницы, карандаши, линейки, сантиметровые ленты, ножовки, напильники.

Материалы:  бумага, картон, нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), фетр, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус, фанера, лак,  клей-карандаш, клей «Момент», клей «ПВА», термоклей.

 Оборудование: столы, стулья, швейные машина  выжигательные приборы, пистолет для термоклея.

5.3. Список используемой литературы:

  1. М. Ляукина. Фигурки из бисера за полчаса – Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,  2014.
  2. Имитация «под старину» – Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,  2014.
  3. А. Зайцева. Роспись по стеклу – Москва «ЭКСМО» -2011.
  4.  Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  5.  Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  6.  С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  7.  Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  8.  Сайт «Страна Мастеров»  http://stranamasterov.ru 
  9.  Сайт «Всё для детей»  http://allforchildren.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»

Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала"

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала" для учащихся 5-11 классов...

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)

Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начальн...

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"...