Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (6 класс)
рабочая программа (6 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство» автора Кожиной О.А.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dpi_suvenir_dlya_6kl.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.
муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение
ПРИНЯТО На заседании педсовета Протокол № От «____» _______ 2016 г | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска __________М. И. Лосев « ___» ___________ 2016 года. |
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство»
Кружок «Сувенир»
Направленность: художественная
для учащихся 6 классов Срок реализации: 1 год обучения. Составитель: Ермолина Ирина Николаевна |
г.Усинск
2016 г.
1. Пояснительная записка.
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство» автора Кожиной О.А.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.
Основные направления, которые ставила перед собой при разработке программы:
- экологическое (возможность вторичного использования материала - лоскута ткани, меха, обрезков ниток, картона, бумаги, обоев, упаковочных коробок, пластиковых бутылок и др.);
- организация полноценного отдыха;
- поддержка и развитие талантов.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
На занятиях различными видами декоративно – прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
«Сувенир» в переводе с французского – подарок на память.
Самодельная игрушка из ткани, мехового лоскута, ниток входит в разряд современных сувениров. Украшая интерьер, игрушки помимо декоративной, часто выполняют и декоративно – унитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманами для хранения расчесок и других бытовых мелочей; игрушки – сумки; игрушки – подушки; игрушки – коврики и другие.
Отличительной особенностью данной программы является использование вторичных материалов для создания нужных вещей.
Данная программа предназначена для учащихся среднего школьного возраста (12 – 13 лет) без специальной подготовки. Срок реализации программы – год, в объеме 70 часов; одно занятия в неделю по 2 часа.
2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
- раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного
труда; приобщение детей к культурным ценностям.
Задачи:
- обучение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психологические функции ребенка;
- развитие умения ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работ;
- воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов;
- воспитание уважительного отношения к труду
3. Содержание программы.
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 2 |
2 | Работа с фетром. | 6 |
3 | Декупаж. | 6 |
4 | Витраж. | 6 |
5 | Работа с вторичным материалом. | 20 |
6 | Чердачные игрушки. | 8 |
7 | Фелтинг. | 4 |
8 | Работа с бисером. | 6 |
9 | Выпиливание. | 4 |
10 | Пирография (выжигание по дереву). | 6 |
11 | Заключительное занятие. | 2 |
ИТОГО: | 70 |
3.1. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведен. (число, месяц) | Дата проведен. (по факту) |
1. Вводное занятие – 2 часа | ||||
1 | Знакомство с программой кружка. Виды декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика – практическое задание (заправка нити в иглу, выполнение швов «иголка назад», петельный, «стебелек», закрепление конца шва узелком). | 2 | 10.09 | |
2. Работа с фетром – 6 часов | ||||
2 | Работа с фетром. П\р: игольница. | 2 | 17.09 | |
3 | Работа с фетром. П\р: ключница. | 2 | 24.09 | |
4 | Работа с фетром. П\р: чехол для мобильного телефона,. | 2 | 01.10 | |
3. Декупаж – 6 часов | ||||
5 | Декупаж. П\р: записная книжка. | 2 | 08.10 | |
6 | Декупаж. П\р: горшок для цветов | 2 | 15.10 | |
7 | Декупаж. П\р: подарочня поробка. | 2 | 22.10 | |
4. Витраж.– 6 часов | ||||
8 | Витраж. П\р: ваза для цветов. | 2 | 29.10 | |
9 | . Витраж. П\р: декоративная бутылка. | 2 | 05.11 | |
10 | . Витраж. П\р: светильник. | 2 | 12.11 | |
5. Работа с вторичным материалом – 18 часов | ||||
11 | Работа с лоскутом. П\р: ёлочная игрушка. | 2 | ||
12 | Работа с фольгой. П\р: украшение для ёлки «ангел». | 2 | ||
13 | Работа с разными материалами (пластиковыми бутылками, упаковочной фольгой). П\р: новогодняя ёлка. | 2 | ||
14 | Промежуточная диагностика: самостоятельная практическая работа по теме «Работа с фетром»: «Изготовление изделия по мастер-классу». | 2 | ||
15 | Работа с разными материалами (жестяные банки, упаковочные коробки). П\р: подсвечник. | 2 | ||
16 | Работа с разными материалами (обрезками тканей, тесьмы, кружев, шнура). П\р: оберег «Домовичок». | 2 | ||
17 | Работа с обрезками обоев. П\р: шкатулка для швейных принадлежностей. | 2 | ||
18 | Работа с обрезками обоев. П\р: записная книжка | 2 | ||
19 | Работа с обрезками обоев. П\р: рамка для фотографий. | 2 | ||
20 | Топиари. П\р: кофейное дерево. | 2 | ||
6. Чердачные игрушки– 8 часов | ||||
21 | Чердачные игрушки. П\р: подготовка ткани, выкройки, раскрой. | 2 | ||
22 | Чердачные игрушки. П\р: пошив игрушки. | 2 | ||
23 | Чердачные игрушки. П\р: покраска кофейным раствором. | 2 | ||
24 | Чердачные игрушки. П\р: окончательная отделка. | 2 | ||
7. Фелтинг – 4 часа | ||||
25 | Фелтинг- валяние. П\р: чехол для мобильного телефона. | 2 | ||
26 | Фелтинг- валяние. П\р: заколка для волос. | 2 | ||
8. Работа с бисером – 6 часов | ||||
27 | Работа с бисером. П\р: брелок для ключей. | 2 | ||
28 | Работа с бисером. П\р: браслет. | 2 | ||
29 | Работа с бисером. П\р: брошь. | 2 | ||
9. Выпиливание – 4 часа | ||||
30 | Выпиливание ручным лобзиком. П\р: перевод рисунка, выпиливание пазлов. | 2 | ||
31 | Выпиливание ручным лобзиком. П\р: отделка изделия. | 2 | ||
10. Пирография (выжигание)- 6 часов | ||||
32 | Пирография. Пр\р: разделочная доска, подбор и перевод рисунка | 2 | ||
33 | Пирография. П\р: выжигание по контуру.2 | 2 | ||
34 | Пирография. Пр\р: отделка изделия. | 2 | ||
11. Заключительное занятие | ||||
35 | Конкурс – выставка «Лучшее изделие, выполненное на занятиях кружка». Подведение итогов. | 2 |
4. Планируемые результаты.
Учащиеся получат:
- начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
Учащиеся научатся:
- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
К окончанию срока реализации программы учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами, применяемые при обработке различных материалов, предусмотренных программой;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки материалов предусмотренных программой;
К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны уметь:
- владеть инструментами для работы с тканью, бумагой, картоном, нитками, лоскутом, пряжей;
- делать зарисовки на бумаге и кальке, увеличивать и уменьшать выкройку;
- разрабатывать и выполнять несложные изделия и композиции декоративного оформления с применением различных материалов.
5. Комплекс организационно-педагогических условий.
5.1. Формы контроля
Этапы педагогического контроля:
- начальная диагностика – владение инструментами по ручной обработке материалов
( игла, ножницы);
- промежуточная диагностика: самостоятельная практическая работа с использованием мастер-класса;
- выставка;
- конкурс.
Критерии оценивания:
- низкий уровень, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины;
- средний уровень, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
- высокий уровень, если работа выполнялась самостоятельно, соблюдался план работы, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных изделий. Выставки приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Наиболее интересные и качественные работы участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня.
5.2. Методические материалы и оборудование.
Методические материалы:
1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты,).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, презентации, мастер- классы, готовые изделия).
Материально - техническая база:
Инструменты: иглы, ножницы, карандаши, линейки, сантиметровые ленты, ножовки, напильники.
Материалы: бумага, картон, нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), фетр, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус, фанера, лак, клей-карандаш, клей «Момент», клей «ПВА», термоклей.
Оборудование: столы, стулья, швейные машина выжигательные приборы, пистолет для термоклея.
5.3. Список используемой литературы:
- М. Ляукина. Фигурки из бисера за полчаса – Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2014.
- Имитация «под старину» – Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2014.
- А. Зайцева. Роспись по стеклу – Москва «ЭКСМО» -2011.
- Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru
- Сайт «Всё для детей» http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»
Данная программа составлена с учётом региональных и этнокультурных особенностей, с учётом учащихся, по предмету "Технология"....
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала"
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала" для учащихся 5-11 классов...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ «Атлетическая гимнастика»
laquo;Атлетическая гимнастика»...
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство». Кружок «Сувенир» (3 класс)
Общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно- прикладное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество"...