Театральная студия как средство развития социокультурной компетенции
статья на тему
Предварительный просмотр:
Театральная студия как средство развития социокультурной компетенции
Обучение иностранному языку в современном обществе выходит за рамки понятия «овладение иностранным языком» как умение понять собеседника и выразить свои мысли, а также извлечь информацию из текста. В области преподавания иностранных языков проблема формирования социокультурной компетенции нашла отражение в федеральных государственных стандартах среднего основного и полного образования по иностранному языку, где социокультурная компетенция является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной. Задача учителя ИЯ сегодня заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур.
Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды. Одним из таких способов является применение элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях по английскому языку. Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах.
Театр – уникальное средство не только поддержания интереса к учению или формирования познавательной активности, но и развития социокультурной компетенции, т.е. формирования у учащихся уважения и интерес к культуре и народу стран изучаемого языка, воспитание культуры общения. С помощью театра мы "окунаемся" в мир истории, культуры и искусства изучаемого языка, а так же развиваем внимание, память, эмоции, воображение, речь, творческое мышление и потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Исходя из вышесказанного, мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Английский театр», целью которой является развитие способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и формирование межкультурной компетенции учащихся с помощью реализации социокультурного компонента во внеурочной деятельности по английскому языку. Значимость театрального кружка состоит в том, что он открывает возможности для творческой самореализации, личностного развития каждого участника. Участие в театральном кружке ведёт к совершенствованию языковых знаний учащихся, развитию коммуникативных умений, вхождению в контекст иноязычной культуры.
В основу репертуара положены не абстрактно выбранные драматические произведения, а языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, культуроведческий), изучаемый на учебных занятиях. Сценарий спектакля выбирается с учетом возрастных и психологических особенностей данного школьного возраста и базируется на сюжетной основе, где основными действующими лицами становятся дети в образе знакомых сказочных персонажей. При отборе материала также учитывается критерий аутентичности. Работа с подлинным, ценным в познавательном отношении учебным материалом может обеспечить школьникам не только возможность овладеть еще одним способом общения, но и проникнуть в новую культурную среду. Отбор аутентичного материала отвечает лингвострановедческим целям обучения. Для драматизации отбираются не только подлинные английские сказки такие, как «Маленькая рыжая курочка», «Приключения Робин Гуда» но сказки, басни, легенды в переводе, например “Три медведя”, “Теремок”, “Репка”, “Красная шапочка”. Это помогает сопоставлять, сравнивать наше творчество и творчество страны изучаемого языка.
Актерами театра являются учащиеся пятых классов. Интерес и чувство удовлетворения, радости, которые сопровождают работу детей в театре, в будущем облегчают обучение английскому языку в урочное время. Дети с удовольствием участвуют в театральных постановках, инсценировках, так как театр – это игра. Дети чувствуют себя маленькими актерами , часто сами импровизируют, меняют не только отдельные реплики, но и ставят свои собственные сценки. Нужно отметить, что в ходе работы над спектаклем ребята непроизвольно запоминают не только свои слова, но и реплики своих товарищей. Таким образом, драматический метод обучения детей английскому языку активизирует даже самых невнимательных, малоактивных ребят. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений младших школьников позволяют мне предлагать им те роли, которые соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей я учитываю не только интересы детей, но и своеобразие их темперамента. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда ребенок уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Ребятам, занимающим в жизни положение ведомых, я предлагаю роли главных героев, а лидерам поручаю роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно я отбираю роли для ребят, не пользующихся авторитетом в коллективе. Таким детям я предлагаю роли положительных личностей, имеющих популярность по сюжету игры.
Подводя итоги, необходимо отметить, что театрализация доступна абсолютно для любого класса, независимо от возраста и уровня подготовки. Учащиеся с удовольствием разучивают свои роли, готовят необходимый реквизит самостоятельно и приобретают полезный опыт. При работе над сказками, пьесами, баснями, легендами учащиеся непроизвольно получают много новых знаний. Ребятам удается удивлять своих одноклассников знаниями о культуре и истории стран изучаемого языка.
И так, в современной развивающейся школе формирование социокультурной компетенции является одной из приоритетных задач. А используя элементы театрализации на уроках или внеурочных занятиях по английскому языку, мы помогаем учащихся включиться в диалог культур, знакомим с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры. Сформированность у школьника данной компетенции обеспечивает ему успешность и конкурентоспособность в постоянно развивающемся социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песня на иностранном языке как средство формирования социокультурной компетенции
Песня на иностранном языке является одним из средств формирования социокультурной компетенции. Текст песни, история её создания, биография авторов и исполнителей - всё это расширит знания о куль...
творческий проект «Мультфильм как одно из средств развития социокультурной компетенции»
В наше время огромное внимание уделяется проектной деятельности. Для меня проект - работа не одного дня. Это совместная слаженная работа учителя и учащихся. В нашей школе есть все необходимое об...
«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»
В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процес...
Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции школьников.
laquo;Реализация социокультурного аспекта в преподавании иностранных языков, обеспечивающая достижение качества современного иноязычного образования в Кузбассе». Содержание статьи посвящено рас...
«Развитие социокультурной компетенции у обучающихся дошкольного возраста средствами дополнительного образования»
Выступление на методическом объединении...
Развитие социокультурной компетенции учащихся средствами французского языка. Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка.
Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка....
Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования
Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования...