«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»
методическая разработка на тему
В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»
Подготовила: Харитонова Л.В.
учитель географии
2017г.
В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности.
Анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты:
1.Умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, социальных слоев общества.
2.Готовность представлять свою страну и её культуру с учётом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия.
3.Признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений/ норм жизни/ верований и т.д.
4.Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.
В контексте профессиональной подготовки учителя речь идет не только о способности взаимодействовать с представителями иноязычной культуры, но и об умении осуществлять вышеперечисленные задачи, взаимодействуя со своими учениками, которых можно считать представителями иной культуры, хотя они и говорят на одном с вами языке.
Преподавание географии в коррекционной школе решает общие учебно-воспитательные и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей олигофренов.
География-наука, призванная знакомить учащихся с окружающим миром, расширять их кругозор. Изучая природу родной страны, мира ученики развивают эстетические чувства, а также у детей прививается любовь к Родине, её природе.
Изучение географии способствует развитию мышления, памяти, речи, воспитанию положительных черт характера, личности, социокультурной компетентности.
Образовательной задачей курса является формирование элементарных географических представлений и понятий у умственно отсталых школьников. В процессе изучения элементарного курса географии ученики коррекционной школы приобретают определённую систему знаний, представлений, понятий.
Изучение истории, традиций, культуры, языка страны, является сутью социокультурной компетенции и становится важным элементом обучения в географическом образовании.
Социокультурное образование - новый аспект в преподавании школьных предметов, и связан он с необходимостью формирования социокультурной компетенции, что нашло выражение в преамбуле к последнему варианту Государственного образовательного стандарта. Социокультурный подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры по средствам географического образования. Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, о взаимосвязи развития языка и общества.
Особое значение при таком подходе придается использованию краеведческого и в особенности лингвокраеведческого материала в процессе преподавания географии. Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное, любовное и внимательное отношение к своей стране, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев и чаяний народа дадут возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.
Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимический материал любого города представляет особый интерес для научного исследования, так как это содержит наиболее целую и богатую информацию об истории самого города, об истории страны, о современной жизни города, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о русском языке и его истории.
На уроках географии в 9 классе мы изучаем политическую карту Евразии. Изучая страны Европы и Азии, мы знакомимся с рельефом, с разнообразными природными условиями, с климатом, с особенностями быта, которые складывались на протяжении веков. Архитектура и искусство, национальные традиции и обычаи, национальная кухня, самобытные песни и танцы, также знакомимся с разными языками других стран, прослушиваем аудиозаписи разных языков.
Организация процесса обучения географии на основе социокультурной компетентности способствует достижению главной цели современного географического образования школьников с ОВЗ – формирование личности, способной использовать полученные знания при решении значимых для неё проблем, удачно социализироваться в современном не всегда гуманном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Положительное влияние использования разнообразных графических материалов на создание условий для развития творческих способностей обучающихся в классах VII вида».
Освоение художественных материалов и техник в процессе обучения изобразительному искусству...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В даной статье представлен опыт работы учителя....
программа: создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
В настоящее время особую остроту приобретает социальный заказ на творческую личность, способную вывести общество на новый этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования с...
Создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся как ключевой принцип преемственности образования
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...
Развитие математических способностей обучающихся с ОВЗ средствами дополнительного образования
Методическая разработка в помощь специалистам, работающим с детьми с ОВЗ...
Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования
Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования...
Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.
Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...