«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»
методическая разработка на тему

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»

                                                                 Подготовила: Харитонова Л.В.

                                                                                    учитель географии

2017г.

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности.

Анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты:

1.Умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, социальных слоев общества.

2.Готовность представлять свою страну и её культуру с учётом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия.

3.Признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений/ норм жизни/ верований и т.д.

4.Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

В контексте профессиональной подготовки учителя речь идет не только о способности взаимодействовать с представителями иноязычной культуры, но и об умении осуществлять вышеперечисленные задачи, взаимодействуя со своими учениками, которых можно считать представителями иной культуры, хотя они и говорят на одном с вами языке.

Преподавание географии в коррекционной школе решает общие учебно-воспитательные и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей олигофренов.

     География-наука, призванная знакомить учащихся с окружающим миром, расширять их кругозор. Изучая природу родной страны, мира ученики развивают эстетические чувства, а также у детей прививается любовь к Родине, её природе.

     Изучение географии способствует развитию мышления, памяти, речи, воспитанию положительных черт характера, личности, социокультурной компетентности.

    Образовательной задачей курса является формирование элементарных географических представлений и понятий у умственно отсталых школьников. В процессе изучения элементарного курса географии ученики коррекционной школы приобретают определённую систему знаний, представлений, понятий.

Изучение истории, традиций, культуры, языка страны, является сутью социокультурной компетенции и становится важным элементом обучения в географическом образовании.

Социокультурное образование - новый аспект в преподавании школьных предметов, и связан он с необходимостью формирования социокультурной компетенции, что нашло выражение в преамбуле к последнему варианту Государственного образовательного стандарта. Социокультурный подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры по средствам географического образования. Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, о взаимосвязи развития языка и общества.

Особое значение при таком подходе придается использованию краеведческого и в особенности лингвокраеведческого материала в процессе преподавания географии. Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное, любовное и внимательное отношение к своей стране, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев и чаяний народа дадут возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.

Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимический материал любого города представляет особый интерес для научного исследования, так как это содержит наиболее целую и богатую информацию об истории самого города, об истории страны, о современной жизни города, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о русском языке и его истории.

На уроках географии в 9 классе мы изучаем политическую карту Евразии. Изучая страны Европы и Азии, мы знакомимся с рельефом, с разнообразными природными условиями, с климатом, с особенностями быта, которые складывались на протяжении веков. Архитектура и искусство, национальные традиции и обычаи, национальная кухня, самобытные песни и танцы, также знакомимся с разными языками других стран, прослушиваем аудиозаписи разных языков.

Организация процесса обучения географии на основе социокультурной компетентности способствует достижению главной цели современного географического образования школьников с ОВЗ – формирование личности, способной использовать полученные знания при решении значимых для неё проблем, удачно социализироваться в современном не всегда гуманном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа: создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

В настоящее время особую остроту приобретает социальный заказ на творческую личность, способную вывести общество на новый этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования с...

Развитие математических способностей обучающихся с ОВЗ средствами дополнительного образования

Методическая разработка в помощь специалистам, работающим с детьми с ОВЗ...

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования...

Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.

Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...