Проектная деятельность по математике в работе с обучающимися разных профилей (статья)
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Курсекова Ольга Олеговна
Статья посвящена актуальному вопросу обучения математике в классах разных профильных ориентаций, и о соответствующем процессе внедрения проектов в математическое образование школьников как физико-математического так и гуманитарного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursekova_olgf_proekt_30.03.2015.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по математике в работе с обучающимися разных профилей

Курсекова О.О.

Курсекова Ольга Олеговна / Kursekova Olga Olegovna – магистр, кафедра высшей алгебры, элементарной математики и методики преподавания математики, Московский государственный областной университет, г.Москва

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу обучения математике в классах разных профильных ориентаций, и о соответствующем процессе внедрения проектов в математическое образование школьников как физико-математического так и гуманитарного профиля.

Abstract: Article is devoted to topical issue of training in mathematics in classes of different profile orientations, and about the corresponding process of introduction of projects in mathematical education of school students as physical and mathematical and humanitarian profile.

Ключевые слова: логарифм, метод проектов, проект, проектная деятельность, профильное обучение.

Keywords: logarithm, method of projects, project, design activity, profile training.

Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» на старшей ступени общеобразовательной школы предполагается профильное обучение, определяется задача основания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся <…>, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы <…>»[1].

На занятиях у обучающихся разного рода профилей стоит отметить два ведущих отличия, которые, необходимо учитывать. Это постановка разных целей процесса обучения и реализация поставленных образовательных функций по интересующему предмету. Принципиальные отличия при преподавании материала математических дисциплин в классах с разным профильной направленностью основываются, главным образом, на элементах процесса обучения. Это, прежде всего отбор методов обучения с учетом специфики разно профильных классов, определенного уровня подачи теоретических положений учителем, и подбор задач для дальнейшей отработки их на занятиях с учениками.

Абсолютно бесспорно и ясно, что введение теоретического материала и его содержания таким классам должно отличаться и быть различными. Расхождения в организации касаются всех аспектов обучения: объём глубина, виды наглядного материала (диаграммы, схемы, таблицы и т.п.) применяемого для улучшения процесса восприятия учебных понятий, и уровневая дифференциация задачного материала, которая направлена на подкрепление теоретических тезисов выдвинутых в процессе обучения. Стоит учитывать и важнейшую составляющую – это ожидаемые результаты, то есть полученные обобщения, заключения и решения.

Аналогию можно провести и с практическим разделом содержания, преимущественно стоит акцентировать внимание на включение прикладных задач профильной направленности и способы их разрешения которые обязательно нужно изучить обучающимся.

Важную часть в прагматических знаниях охватывают задачи исследовательского типа с творческой реализацией результата решения, являющиеся основой проектной деятельности обучающихся. При выполнении проекта происходит формирование определенных сторон мышления, благодаря которым впоследствии определяется влияние на успех дальнейшей деятельности учеников. Таким образом, внедрение проектов в математическое обучение необходимо и целесообразно, как для обучающихся базового уровня, так и профильного.

По словам Евгении Семёновны Полат «Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [2]. Из выше написанного можно заключить, что на сегодняшний момент проектная деятельность по математике, предполагающая целеполагание, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, затраченные усилия на исследование и творческую реализацию самого проекта, наиболее полно выражает способность реализовать содержание предмета в классах с разными профилями.

В Российском образовании математике всегда предавалось большое значение и глубокомысленное изучение. Поэтому в педагогической и методологической базе отечественной школы имеется значительный опыт преподавания предмета на повышенном и углубленном уровне. Заметим, что содержание углубленного изучения предмета и его подача преимущественно отработаны в сопоставлении с подачей материала для классов, например, гуманитарного или физико-математического профилей. Скажем, элементы алгебры и теории чисел, являющиеся нововведениями для других профилей, так как ранее они данный раздел не изучали, то для физико-математического они не представляются в своём роде непривычными.

Вопреки общественному суждению, что если ученик представитель физико-математического класса, то это подразумевает наличие у него основательно положительного побуждения к изучению профильного предмета. И в данных классах при изучении и рассмотрении тем необходимо заострять и уделять внимание этапу мотивации, как основополагающему.

Одним из вариантов, который лучше всего применять в физико-математических классах – это конструирование проблемной ситуации. Проекты предлагаемые для обучающихся данного профиля целесообразно должны содержать в себе ситуации достаточно сложные, требующие глубоких математических знаний и больших усилий для их разрешения. Проекты для классов физико-математического профиля должны содержать теоретические задачи и прикладные задачи разной степени сложности. При этом под теоретическими задачами мы понимаем – задачи на доказательство и задачи исследовательского характера. Они являются хорошими критериями при измерении объёма и глубины усвоения теоретического материала изучаемого на профильном уровне физико-математического профиля.

При обучении математике в классах гуманитарных профилей метод проектного обучения так же необходим при этапе мотивации изучения отдельных элементов математического содержания. Ввиду того, что на этапе мотивации, с помощью метода проекта нами может быть сформулирована такая ситуация, могла бы являться причиной «включения» обучающегося в цель изучения нового материала и приобретения нового знания. Данная ситуация может быть вызвана при помощи исторических отступлений или этимологическому возникновению какого-либо изучаемого математического понятия. Например, хорошим подспорьем на выполнение работы обучающимися в качестве проектной деятельности могут быть рассмотрены исторические замечания о фигурах, то стоит уделить этому вопросу некоторое время для воссоздания более ясной исторической картины. Работа с биографиями исторических личностей, ученых – математиков появляющихся на страницах учебников, которые сделали великие открытия, весьма уместно попросить учеников подготовить небольшие сообщения или эссе, о том, какой вклад был сделан в развитие науки, в какой стране, и в каком веке проживал, чем увлекался помимо математики и т.п.

Заметим, что вообще исторические экскурсы в классах гуманитарного профиля, особенно в классах с углубленным изучением предметов исторического цикла и литературы, очень полезны. В классах с углубленным изучением языков особое внимание следует уделить лингвистическим аспектам, вопросам происхождения и развития математических терминов [3].

Ни в коем случае нельзя забывать о потребности эмоционального воздействия при прочтении математической теории обучающимся гуманитарных классов. В связи с этим использование яркого, запоминающегося иллюстративного материала является в свою очередь обязательным.

Важно понимать, что любые проекты для обучающихся должны в первую очередь определяться спецификой профиля. И необходимо, чтобы содержание каждой из данных задач определялось, первостепенно основываясь на профиль деятельности обучающихся.

Рассмотрим пример проекта при изучении отдельной темы курса алгебры и начала анализа в старших профильных классах, формирования проектной деятельности обучающихся на примере темы «Понятие логарифма». Основополагающий вопрос данного проекта – для чего математике логарифмы?

В содержании для учащихся гуманитарных классов разработаны проекты по следующим темам «Исторический путь развития понятия логарифм», «Связь между звёздами, шумом и логарифмами», «Знают ли поэты о существовании логарифмов?», «Ищем логарифмы сквозь нотную грамоту», «Предсказания сейсмологов», «Связь между раздражением и ощущением».

В математических классах могут быть предложены темы проектов в большей степени исследовательского и прикладного характера среди них: «Что такое логарифм», «Начало работы с бесконечными рядами», «Логарифм в понятиях иррациональных и трансцендентных чисел», «Связь логарифмов, интегралов и дифференциальных уравнений», «Логарифмическое распределение».

Защита проекта (презентация) проходит на школьной научно-практической конференции, где вся работа распределена по секциям с учетом вышеуказанных тем проектов.

Литература

1.        Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: изм. и доп. на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

2.        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]:/ Е.С. Полат [и др.]; отв. ред. Е.С. Полат - М.: Академия, 2002. - 272 с.

3.        Особенности изучения математики в разных профилях. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 29 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Критерии оценивания проектной деятельности по математике в старшей школе (статья)

Статья посвящена актуальному вопросу методического обеспечения проектной деятельности в старшей профильной школе на примере отбора и конструирования критериев оценки проектной деятельности обучающихся...

Статья "Реализация проектной деятельности обучающихся разных профилей на примере изучения темы "Понятие логарифма. Логарифмическая функция"

В данном сборнике вы можите ознакомиться с моей статьей, опубликованной в электроном сборнике с материалами VIII Городской научно-практической конференции "Профессиональное развитие педагогов в у...

Проектная деятельность – универсальная технология для работы с учащимися с разными интеллектуальными возможностями.

В презентации методического материала, ориентированного на учителя, представлен материал о применении проектного метода как с одаренными учениками, так и детьми, имеющих затруднения в освоении учебног...