Описание опыта работы по теме:«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся"
статья по изобразительному искусству (изо)
Представлен материал из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 24.75 КБ |
prezentatsiya_iz_opyta_raboty.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Анастасия Александровна Попова, учитель технологии и изобразительного искусства
МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»
«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии, изобразительного искусства
и во внеурочном процессе»
Актуальность
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.
Базовые принципы системно – деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, определяют новые формы организации учебного процесса. Одним из путей повышения мотивации эффективности учебной деятельности в школе, достижения высоких результатов обучения и развития личности школьника является включение обучающих в проектную деятельность.
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства через проектную деятельность.
Задачи:
- Формирование и развитие навыков проектной деятельности, способности к самостоятельному творческому решению проблемных ситуаций.
- Создание условий для развития творческих способностей обучающихся в ходе учебного проектирования.
- Поддержка и развитие творчества обучающихся в разнообразных его проявлениях.
Система работы по развитию творческих способностей
Основой программы общеобразовательной области «Технология» являются разработка и выполнение творческого проекта. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся.
Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.
Учебная деятельность
Уроки технологии и изобразительного искусства сами по себе являются уроками творчества. На уроках класс превращается в творческую мастерскую, в кухню для приготовления различных блюд, в швейную фабрику по пошиву изделий из текстильных материалов. Дети на этих уроках учатся творить красоту и добро.
- Уроки технологии
По ФГОС преподаем уроки по технологии у неделимых классов, где мальчики и девочки обучаются совместно.
Одним из наиболее эффективных методов, направленных на активизацию познавательной самостоятельности обучающихся, на развитие их творческого потенциала, на уроках технологии является метод проектов. Метод проектов позволяет подбирать такие виды работ, которые были бы одинаково интересны как мальчикам, так и девочкам.
Для развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии выделяют следующие виды работ: приготовление пищи, конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка лентами, создание изделий из конструкционных материалов, проектная деятельность.
В процессе изучения каждого раздела школьники знакомятся с основными теоретическими сведениями, учатся выполнять необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволят выполнить проекты. На занятиях обучающиеся знакомятся с содержанием проектной деятельности, примерами индивидуальных и коллективных творческих проектов, выбирают тему проекта. (Таблица 1)
Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Не требуется, чтобы работа ребёнка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь.
Защита проектов проводится в форме лекций, презентаций или выступлений. На защиту проектов отводится 2 часа учебного времени. Приглашаем родителей детей, руководство школы - ведь это праздник для ребенка, победа над собой. Оцениваем проект по определенным параметрам. Дети учатся выставлять оценки не только себе, но и одноклассникам.
Таблица 1
Раздел | Класс | Тема проекта | Чему научатся |
«Технологии обработки пищевых продуктов» | 5 | «Завтрак для всей семьи» | - Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. |
6 | «Меню завтрака и обеда» | ||
7 | «Сладкие блюда» «Приготовление кондитерских изделий из различных видов теста» | ||
8 | «Меню завтрака, обеда и ужина» | ||
«Создание изделий из текстильных материалов» | 5 | «Моя подушка», «Прихватка» | - Изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией. - Выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. - Выполнять художественную отделку швейных изделий. - Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства по собственному замыслу. |
6 | «Фартук» | ||
7 | «Вышивка лентами» | ||
«Создание изделий из конструкционных материалов» | 5 | «Кухонная доска» | - Организовывать рабочее место для столярных работ. - Выполнять рациональные и безопасные приёмы работ ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении. - Работать ручными инструментами, работать на токарно-винторезном, сверлильном станках с соблюдением правил безопасности. - Выполнять работы по выжиганию рисунка и зачистке изделия (по индивидуальному эскизу). - Выполнять выжигание и роспись по дереву. |
6 | «Скалка» и «Толкушка» | ||
7 | «Выжигание по дереву», «Роспись по дереву» |
Выполняя творческие проекты, обучающиеся научатся:
- Планировать и выполнять учебные проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта и ожидаемого результата; планировать последовательность (этапы) выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; контролировать ход и результаты выполнения проекта.
- Представлять результаты выполненного проекта: готовить пояснительную записку; представлять спроектированное и изготовленное изделие к защите, защищать проект с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.
В 5-7 классах оказываю помощь в выполнении проекта, в 8 классе такая необходимость отпадает. В старших классах ребята выполняют коллективные творческие работы: «Времена года» из бросового материала, индивидуальные творческие проекты - картины в технике «Батик», «Арт-стринг»(изонить) и другие.
- Уроки изобразительного искусства
Культуру России невозможно представить без декоративно-прикладного искусства, которое раскрывает духовную жизнь народа, художественные вкусы и демонстрирует его эстетические ценности. Огромный потенциал, заложенный в народных ремеслах, позволяет развивать творческие способности подрастающего поколения.
В учебной программе 5 класса по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского, ребята знакомятся с декоративно-прикладным искусством в жизни человека (роспись по дереву, керамике и металлу, роспись игрушек) и с современным выставочным искусством («батик» - роспись по ткани, витраж, декупаж). Дети становятся мастерами своего дела.
Пятиклассники, работая над проектом «Бал в интерьере дворца», сами создавали нарядную одежду для бала: девочки для дам, а мальчики для кавалеров.
В 6 классе изучают виды и жанры изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж). Знакомятся с новой техникой «пуантилизм» (точечная техника), создают рисунки в этой технике, оформляется выставка работ обучающихся.
В 7 классе дети становятся дизайнерами и архитекторами. Изучают искусство шрифта. Делают своими руками открытки в разных техниках. Работаем над проектом «Дом моей мечты» и создают панно «Времена года». Школьники становятся дизайнерами современной одежды.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроке; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослеживаются связи с такими предметами как: музыка (прослушивание музыкальных произведений), литература (чтение стихотворений, сказок выполнение иллюстраций к ним), технологией (изготовление игрушек из пластилина, новогодних игрушек из лампочек в технике декупаж, деревянных изделий для дальнейшей их росписи).
Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбирать различные художественные материалы: гуашь и акварель, кисти, ватные палочки, карандаши, мелки и фломастеры, пластилин, картон, цветная бумага, гелиевые ручки, салфетки с рисунком. Это позволяет работать в разных художественных техниках: рисование, аппликация и коллаж, мозаика, лепка, бумагопластика. Каждое задание на уроках изобразительного искусства является средством развития творческих способностей детей.
Внеурочная деятельность
Активно занимаюсь внеклассной работой. Дети с желанием принимают участие в конкурсах ДПТ, рисунков и творческих работ.
Ежегодно обучающиеся, родители и педагоги принимают активное участие в общешкольном мероприятии «Блинная ярмарка» и «Пасхальная ярмарка». Участники пекут блины, пироги, кексы для продажи. На Пасху пекут куличи, делают своими руками поделки (роспись пасхальных яиц, сувениры в технике декупаж, магниты).
На общешкольный конкурс «Символ года» обучающиеся выполняют поделки и занимают призовые места с последующим выходом на муниципальный уровень.
С 2018 года в школе являюсь куратором сектора «Дизайн». Дети оформляют школу к мероприятиям и праздникам, создают костюмы к новогодним представлениям, участвуют в операции «Забота». На все праздники своими руками выполняем открытки для учителей-ветеранов и бывших работников школы, ветеранов Великой Отечественной войны. Принимали участие в районной акции «Открытка ветерану».
В декабре 2021 года, обучающиеся 3 класса, приняли участие в областном творческом конкурсе Символ года – 2022 «Справедливый тигр». Своими руками изготовили тигра.
В 2021 году обучающиеся 5 и 6 классов, приняли участие в заочном районном конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», номинация «Декоративно-прикладное творчество». Выполняли картину в технике «Изонить» и «Выжигание по дереву». Результат – Диплом 1 и 2 места.
В 2020-2021 учебном году являлась куратором проекта «Наш любимый лагерь». В рамках проведения летней оздоровительной кампании, обучающиеся и педагоги нашей школы, приняли участие в Региональном конкурсе макетов детских лагерей «Наш любимый лагерь». Организатором конкурса являлось государственное автономное учреждение Архангельской области «Центр детского отдыха «Северный Артек». Для участия в конкурсе необходимо было изготовить объёмный макет организации отдыха детей и их оздоровления. Создание макета должно выполняться детьми под руководством педагогических работников. При выполнении макета можно было использовать любые материалы и техники. Мы представили свою конкурсную работу, с фотоизображениями, отражающие процесс создания макета детского лагеря и итоговый результат, а также видеоролик с презентацией макета. Наш ЛОЛ «Луч» на базе МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ» награждён Дипломом за 1 место. Отличный результат!
Вывод
Ребенок по своей природе талантлив. Умения и навыки, приобретенные на уроках и во внеурочное время, помогут им самореализоваться в жизни. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в своих силах, в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи.
Таким образом, применяя проектную деятельность в своей работе, убеждаюсь в её эффективности. Благодаря выстроенной системе работы ребята добились высоких результатов. Одним из способов отслеживания и оценивания результатов развития творческих способностей детей является их активное участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровнях. Но самое главное то, что ребята не хотят останавливаться на достигнутом, им нравится и хочется проявлять себя, реализовывать свои творческие планы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи педагогической деятельности Цель: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства через проектную деятельность. Задачи : Формирование и развитие навыков проектной деятельности, способности к самостоятельному творческому решению проблемных ситуаций. Создание условий для развития творческих способностей обучающихся в ходе учебного проектирования. Поддержка и развитие творчества обучающихся в разнообразных его проявлениях.
Творческий проект на уроках технологии: Раздел «Технологии обработки пищевых продуктов»
« Подушка-совушка » Распутина Полина, 5 класс участница районного конкурса ДТП Диплом 3 место Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» Селянинов а Милана, 5 класс «Подушка» Распутин Герман, 5 класс «Подушка»
«Прихватка» Вишнякова Ника, 5 класс «Фартук» Сайич Егор и Пашков Артём, 6 класс «Прихватка» Митягин Алексей, 5 класс
Проект «Скалка» и «Толкушка» Раздел «Создание изделий из конструкционных материалов»
Проект «Кухонная доска» Выжигание и роспись по дереву
Творческий проект на уроках изобразительного искусства: «Декоративно - прикладное творчество
Творческие работы в технике «пуантилизм» Проект «Бал во дворце»
Творческие работы в технике «пуантилизм» Творческие работы в технике «батик»
Дизайнеры и архитекторы Проект «Дом моей мечты» Панно «Времена года» Пашков Алексей, 7 класс Обучающиеся 6 класса
«Блинная ярмарка» «Пасхальная ярмарка»
Сектор «Дизайн» Конкурс «Символ года - 2021»
Конкурс ДПТ по пожарной безопасности «Неопалимая купина» Петров Кирилл и Пашков Артём, 6 класс Митягин Алексей, 5 класс Диплом 2 место
Проект «Наш любимый лагерь»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся
Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления....
Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...
Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»
В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулиро...
Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.
В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся
Представление педагогического опыта учителя технологии...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...