Проектная деятельность – универсальная технология для работы с учащимися с разными интеллектуальными возможностями.
методическая разработка по литературе
В презентации методического материала, ориентированного на учителя, представлен материал о применении проектного метода как с одаренными учениками, так и детьми, имеющих затруднения в освоении учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_-_universalnaya_tehnologiya_dlya_raboty1.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе. А.Н.Холмогоров
Проект – это: Е. С. Полат («Современные педагогические и информационные технологии в системе образования») Гузеев В.В. («Проектное обучение как одна из интегральных технологий») Учебный проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным способом Учебный проект – это четко спланированная самостоятельная (под руководством учителя) деятельность ученика, выполняемая с применением теоретических знаний из разных областей наук, итогом которой является конкретный продукт труда. Главная направленность проекта – результат .
Метод проектов Основная идея метода: обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами.
Метод проектов 1 . Решение какой – то проблемы. 2. Получение результата (собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение).
Основные дидактические требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Метод проектов в рамках урока. ЭТАПЫ РАБОТЫ. Первый этап Стадии работы Мотивация Целеполагание Планирование
Категории проектов -А (репродуктивный уровень; информационно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы ) -В (частично – поисковый уровень; проблемно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, сопоставления данных разных источников и выработки на основе этого собственной трактовки поставленной проблемы ) -С (исследовательский уровень; исследовательские творческие работы, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления )
Перечень тем проектных работ для учащихся 5 «Б» класса по предмету ______литература_______ Категория Темы С «Бродячие» сюжеты сказок в произведениях народов мира В Фольклорные мотивы в литературных сказках В Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности А Законы волшебной сказки. С Славянская и греческая мифология. Точки соприкосновения А Крылов в русском изобразительном искусстве В Образ автора и рассказчика в сказках А.Платонова С Сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал». Мотивы, сюжет, персонажи. А Воспоминания И.С.Шмелева и Л.А.Кассиля о старой России С Роль диалектных слов рассказе В.П.Астафьева « Васюткино озеро»
Учебный проект во внеурочной деятельности
Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности
Тема исследования: «Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности» Цель исследования – установить сходство и различия жанровых и композиционных особенностей сказа и сказки.
Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности Проблема – выяснить, почему близкие по своему фантастическому содержанию, композиционной сходности сказку и сказ относят к разным жанровым группам. Гипотеза : если сказ и сказку относят к разным жанрам, следовательно, они имеют композиционные и жанровые отличия.
Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности Актуальность работы . Исследование актуально, так как в доступной форме представляет сложные вопросы разграничения произведений разных жанров. Работа носит практический характер, так как итогом следует считать памятку для пятиклассников. Предмет – сказ П.П.Бажова «Синюшкин колодец», русская народная сказка «Царевна – лягушка».
Анализ композиционных составляющих предыстория героя встреча или событие нарушение запрета наказание испытания героя решающий бой награда
Жанр как понятие включает: - сказочный сюжет - фантастические события - троекратные повторения - особая организация пространства - наличие чудес, чудесных помощников - резкое деление героев на положительных и отрицательных - языковые особенности
Элементы Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Сказ П.П.Бажова «Синюшкин колодец» Композиционные особенности Предыстория героя нет Есть «Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи…» встреча или событие Встреча с необычной лягушкой Встреча с необычайной старушонкой Синюшкой
Памятка для 5-классника Элементы Фольклорная сказка Сказ Композиционные особенности Предыстория героя - + встреча или событие + + нарушение запрета + - спор с нечистью - + наказание + - испытания героя + + решающий бой с отрицательным персонажем + + награда + +
Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности Можно сделать вывод, что сказ и сказку невозможно перепутать, и их по праву относят к разным жанрам
Тема исследования – «Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности». Цель исследования – установить сходство и различия жанровых и композиционных особенностей сказа и сказки. Проблема – выяснить, почему близкие по своему фантастическому содержанию, композиционной сходности сказку и сказ относят к разным жанровым группам. Объект исследования – фольклор и литература. Предмет – сказ П.П.Бажова « Синюшкин колодец», русская народная сказка «Царевна – лягушка». Гипотеза : если сказ и сказку относят к разным жанрам, следовательно, они имеют композиционные и жанровые отличия. Задачи: исследовать тексты произведений; определить особенности композиции, жанра; систематизировать полученный материал, составить сводную таблицу по теме как памятку для 5- классника . Методы исследования: теоретические методы (анализ и синтез) эмпирические методы (наблюдение, сравнение) Актуальность работы . Исследование актуально, так как в доступной для пятиклассников форме представляет сложные вопросы разграничения произведение разных жанров. Вопросы изучения литературоведения остаются самыми сложными в школьной программе по литературе. Работа носит практический характер, так как итогом следует считать памятку для пятиклассников. Новизна исследования в том, что предлагает системные взгляд на проблему, в отличие от учебника по литературе для 5 класса (автор Б.А.Ланин ), предлагающий только ознакомление с произведениями в разных разделах программы.
№ п/п Да Нет Частично 1 2 3 4 5 Вы познакомились с технологией исследования + Вы стали разбираться в том, как создавать проект + Вы участвовали в выборе темы мини-исследования + Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме + Вы научились составлять проект исследования: Цель – что необходимо сделать; Что для этого нужно; Какова последовательность действий; Каков возможный результат + Вы получили практические навыки работы: - с приборами - с источниками информации + - с установками - с компьютером + Вы проводили расчеты Вы выполняли чертежи Вы научились анализировать полученные результаты + Иное:( чему ещё научились) Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем + Ваша работа имела практическое значение + Вы получили удовлетворение от её выполнения + Лист самооценки ученика – исследователя Васильчиковой Лидии Оцените, чему вы научились за время практики
Краткое описание исследовательской работы (проекта) Название Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности Выполнен автором Васильчиковой Лидии Под руководством (указать фамилию, имя и отчество руководителя): Н.А.Машкина , учитель литературы Исследовательская работа (проект) посвящена изучению: вопросов литературоведения Откуда у вас возник интерес к этой проблеме, вопросу? На уроке по сказам П.П.Бажова Где вы искали информацию для ответа на возникшие вопросы (указать источники) Интернет, газета «Литература», Журнал «Вопросы литературы» Какие гипотезы выдвигали: если сказ и сказку относят к разным жанрам, следовательно, они имеют композиционные и жанровые отличия. Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез: теоретические методы (анализ и синтез); эмпирические методы (наблюдение, сравнение) Опросы (кого и чем вы расспрашивали): - Наблюдения (за кем (чем) вы наблюдали): сказ П.П.Бажова « Синюшкин колодец», русская народная сказка «Царевна – лягушка». Эксперименты: - Другие методы (укажите, какие именно):- Как вы обобщали полученные данные: в форме таблиц К каким выводам вы пришли: гипотеза подтвердилась Для презентации результатов исследования вы планируете использовать (укажите, с помощью каких наглядных средств вы собираетесь представлять свою работу на конференнции , например: с помощью схем, рисунков, макетов, фотографий и т. п. : презентация Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде (например, доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры, другое…): доклада Руководитель проекта Н.А.Машкина
Аннотация к исследовательской работе «Сказ и сказка. Жанровые и композиционные особенности» Настоящая письменная работа посвящена проблеме жанровых и композиционных особенностей сказа и сказки. На первом этапе ученица обзорно представила работы литературоведов, которые рассматривали этот вопрос. На втором этапе под руководством учителя поставила цель, задачи и выявила проблему, гипотезу, объект и методы исследования. Провела наблюдение над текстами сказа П.П.Бажова « Синюшкин колодец», русской народной сказки «Царевна – лягушка». Анализ текстов подтвердил гипотезу, результат работы представлен в форме таблиц. Практическая значимость работы заключается в представлении памятки для одноклассников. Проект выполнен на повышенном уровне, так как представленный материал не входит в школьную программу. Руководитель проекта Н.А.Машкина
Фольклорные мотивы в литературных сказках
Фольклорные мотивы в литературных сказках Цель исследования – определить влияние фольклорных мотивов на литературные сказки. Проблема – выяснить, почему писатели используют в своих произведениях фольклор.
Фольклорные мотивы в литературных сказках Гипотеза : фольклорные мотивы обогащают литературное произведение, показывают глубинную связь с народными ценностями. Задачи: исследовать тексты произведений; определить особенности литературной сказки с точки зрения фольклора ;
Выводы фольклорные сюжеты, мотивы дают возможность писателю изложить старую историю в новой форме. -авторский взгляд, отсутствующий в народной сказке помогает создать психологически тонкие характеры, показать неоднозначность поступков героев на фоне известной истории. речь персонажа становится частью характеристики.
Проекты на уроках
29 Пьеса Горького «На дне» Кто из героев пьесы ближе всего к «солнцу»?
30 Грешники и праведники в романе «Мастер и Маргарита»
32 Триады в романе «Мастер и Маргарита»
Метод проектов Плюсы Минусы Создание ситуации успеха для всех учеников. Формирование мотивации к изучению литературы. Повышение интереса к литературоведению. Профессиональное совершенствование педагога Большая затрата времени для консультаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися"
ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, ...
"Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися"
ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, ...
Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования
В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместну...
Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися
Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися...
«Проектная деятельность как универсальная технология реализации успешности личности учащихся»
laquo;Проектная деятельность как универсальная технология реализации успешности личности учащихся» Важным аспектом реформирования школьного образования на современном этапе явл...
Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями.
Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...